Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Копия Подросток и улица. Уч. пособие. / Копия Подросток и улица. Уч. пособие..doc
Скачиваний:
115
Добавлен:
11.03.2016
Размер:
1.33 Mб
Скачать

Мобильная работа с молодежью в Германии, (д-р. В. Шпехт, Германия)

Профессиональная Мобильная работа с молодежью была начата в Германии в 60-е годы в рамках диаконической службы и своими корнями уходит в 20-е годы в США в чикагскую школу. Мобильная работа с молодежью в Германии проводится также в соответствии с традициями голландской школы.

В 60-е годы, в период урбанизации западной Германии, на окраинах крупных городов возникают, так называемые новостройки. Рокеры, подростковые группировки и банды, создававшие проблемы в общественных местах и стремящиеся произвести фурор испытывали все большую потребность во внимании наряду с полицией и судебными инстанциями со стороны социальных работников и социальных педагогов. Так, например, на местном уровне, в городе Штуттгарте за реализацию проекта взялись местные церковные общины (объединения), с целью установления контакта с подростками на улице и предотвращения отторжения их от общества и попытаться реинтегрировать в социально среду. В последствии в середине 70-х годов стали созда­ваться новые проекты и учреждения Мобильной работы с молодежью за пределами Штуттгарта на территории федеральной земли Баден-Вюттемберге.

На сегодняшний день только в Баден-Вюттемберге приблизительно в 100 городах и общинах имеются учреждения в рамках концепции Мобильной работы с молоде­жью. А на территории Германии с 90-х годов существуют 1200 проектов Мобильной работы, ориентированные на конкретные целевые группы с учетом условий в определенной местности. Привязанность подростка к среде их обитания и молодежной субкультуре предопределили и особенности форм работы, в процессе которой основной акцент сделан на работу в конкретном микрорайоне, усиливая при этом индивидуальные методы работы, а также работу непосредственно в центре города. При этом проводится в жизнь концепция оказания последовательной помощи, которая с одной стороны, дает возможность выжить на улице, а с другой - стабилизирует устоявшиеся социальные связи и поддерживает социальные контакты.

Мобильная работа с молодежью тесно взаимодействует с другими проектами в области уличной работы, например, по работе с подростками-наркоманами или помощь голодающим.

В зависимости от возрастной специфики и стоящих проблем изыскиваются все­возможные методы и приемы реинтеграции конкретного подростка в конкретный микрорайон, в подростковый клуб, школу, на работу, в семью.

Решающим при выборе между социально-педагогическими или же репрессивно-контролирующим методом является то, какие критерии использует та или иная орга­низация, Земля, община и др. в области молодежной политики. Помощь или же контроль, обращение внимания или же отторжение - чаще всего это диаметрально противоположные понятия. Какой метод применить? - это довольно сложно и не однозначно. Все зависит от конкретной ситуации, конкретного подростка и много других факторов. Трудные подростки часто провоцируют конфликт, но в то же время являются жертвами. Наблюдается в немецких школах рост случаев насильственного поведения подростков. Этот явление привело к тому, что в настоящее время в Германии происходит кооперация Мобильной работы с молодежью со школами, кото­рая преследует взаимные социально-педагогические интересы и предотвращает про­цесс отчуждения молодых людей от социума. Отчуждение часто сопровождается стигматизацией и с этой целью Мобильная работа с молодежью направлена на избежание ее, а по возможности и запуска процессов расстигматизации. При этом работа строится во взаимодействии с подростками на основе доверия и добровольности, предоставляя возможность развития и давая шанс выжить без нарушения закона.

Мобильная работа с молодежьюявляется «поисковой» концепцией по оказанию помощи подросткам. Она развивалась в рамках групповой и индивидуальной социальной педагогики и социальной работы. Ориентирована на работу в конкретном микрорайоне с целью предотвращения процесса отторжения подростка от общества.

На сегодняшний день различают две формы Мобильной работы с молодежью:

• работа в конкретном микрорайоне (в спальных районах);

• работа с целевыми группами в центрах больших городов.

Концепция Мобильной работы с молодежью имеет четыре основныхнаправления:

1. Оказание индивидуальной помощи. В процессе проведения индивидуальной работы сотрудники занимаются всеми проблемами, стоящими перед подростками, оказывая им ежедневную помощь. Для разрешения сложных жизненных ситуаций подростки выбирают взрослых не в соответствии с их должностями, а учитывая дос­тупность предложений по оказанию помощи. При установлении первого контакта с подростками приходится сталкиваться с комплексом различных проблем, и только в процессе последующих взаимодействий решаются вопросы о возможности обращения в конкретные службы по оказанию конкретных консультационных услуг. В отдельных случаях это приводит к систематическому консультированию подростка, учитывая его потребности и желание. Индивидуальное консультирование ограничивается как разо­выми консультациями, так и длительным посещением специалистов. Это означает пристальное рассмотрение многогранных проблем подростка в конкретной жизненной ситуации и развитие соответствующих механизмов по оказанию помощи. В случае, если для конкретного подростка большое значение имеют другие подростки, друзья, сверстники, группы, группировки, Они также вовлекаются в процесс оказания помощи. Работа с группами и клубная работа создают для этого определенные условия. Признание социального работника со стороны группы облегчает подход к конкретному подростку. Индивидуальная и групповая работа в основном сосредотачивается на таких областях: семья, школа, группировка, работа, наркотики, правонарушение и безнадзорность, сексуальность, опасность заражения венерическими болезнями, СПИДом. Для подростков-правонарушителей, больных или подростков-наркоманов добавляются органы государственной власти, Врачи, ме­дицинские учреждения, полиция, органы юстиции, исправительные учреждения, жертвы, взаимодействие с которыми имеет первостепенное значение.

2. Уличная работа (поисковая работа с молодежью). Она сосредоточена главным образом в местах встреч и пребывания молодых людей. Уличная социальная работа, используемая на практике на протяжении 30 лет в ФРГ, а некоторых ситуациях вы­ступает в качестве универсального метода для разрешения многих проблем, которые возникают на улицах города. Когда в Германии отцы города не знают, что дальше делать, они чаще всего прибегают к помощи уличных социальных работников. Уличная работа выступает с точки зрения Мобильной работы с молодежью в качестве методологической концепции, ограниченной определенными территориальными рамками и делающей подросткам конкретные предложения по оказанию помощи: людские ресурсы, у которых есть для них время, телефон для установления контакта с административными органами или поиска работы, чашка кофе, душ, чтобы помыться, пристанища для выхода из кризисной ситуации и успокоиться, место для организации и проведения досуга, поддержки при реализации потребностей в конкретном микро­районе, советы по общению с другими подростками и мн. другое.

3. Работа с группами и группировками. Мобильная работа с молодежью обращает свой взор на устоявшиеся группировки и неформальные группы, так как именно они играют решающую роль в формировании и становлении подрастающей личности. Термин «группировка» часто используется как синоним таких понятий, как peer или peer-group и обозначает разновидность неформальных групп, которые могут быть описаны следующим образом: «образование, состоящее из конкретного числа участ­ников, где на первый план выходят нужды и потребности. Принадлежность к группи­ровке носит скорее текущий характер и строится по неформальным правилам. Для группировки характерна строгая иерархия, хотя она и подвержена непосредственному влиянию ее конкретных членов» (Liebel, M.: Cliquen und infomelle Gruppen. In: Bohnisch/Gangler/ Rauschenbach 1991, S- 306). Группировки имеют определенную специфику и отличаются от объединения подростков, которые более открыты, не имеют такой четкой привязки к местности и формируются чаще всего в соответствии с различными музыкальными пристрастиями и стилем жизни. «Молодежные группировки служат средством культурного самовыражения подростков в постмодерной индивидуализированной культуре, где хочется быть одновременно индивидуальным и сопричастным» (Bohnisch 1997 г., стр. 141).

Молодежные объединения и группировки тесно взаимосвязаны, о чем свидетель­ствуют группировки, которые презентуют специфический молодежный стиль и бази­руются на локальном и региональном уровне.

За последние два десятилетия значение группировок в Германии значительно возросло. Учитывая рост процесса индивидуализации и отсутствия жизненных ориентиров, группировкам приписывается роль «жизненнонеобходимой, центральной социальной инстанции» (Ferehhoff, W.: Jugendkulturen im 20. Jh. von den sozialmilieuspezifischen Jugendsubkulturen zu den individualitatsbezogenen Jugendkulturen. Frankfut, 1990 s. 72). Если раньше принадлежность к той или иной молодежной группировке являлась промежуточной фазой перехода во взрослую жизнь и выполняла функцию соединительного звена «между традиционной и современной системой ценностей» (там же стр.27), то на сегодняшний день группировки выступают в качестве места самоорганизации подростков (в особенности, подростков-иммигрантов) и места, имеющего важное социальное значение для молодого поколе­ния. Культурные традиции, складывающиеся в группировках, часто переплетаются с особенностями территориальной принадлежностью, менталитетом, укладом жизни, историко-культурными традициями диаспоры. Подростки и, в первую очередь, маль­чики тусуются в общественных местах, используют их в качестве сцены для самовыражения. При этом изменяется функциональное предназначение помещений и оборудования в соответствии со спецификой группы.

Территориальная принадлежность является той формой, дающей группировке возможность демонстрации силы и признания. Группировки завоевывают уважение на их территории и способствуют самоутверждению подростков в окружающем их мире, воспринимаемом как нечто враждебно настроенное по отношению к ним. Конфликт между иностранными или мульти-этническими молодежными группировками возникает тогда, когда они внедряются на чужую территорию.

В группе подросток испытывает чувство личной значимости, предосторожности, сплоченности, доверия - то, что чрезвычайно важно в процессе личностного становления. В сложных ситуациях именно группа помогает подростку прийти к ста­бильной ситуации. С этой позиции Мобильная работа с молодежью резко отличается от репрессивных форм обхождения с уличными группами, тусовками, т.к. часто группы рассматриваются как завлекающая инстанция и при этом упускается из видуто, что нередко они дают статус и субъективное чувство безопасности, защищенности, принадлежности, уверенности и силы. Эти позитивные ресурсы и потенциалы в группе берутся в качестве отправного пункта для организации педагогического про­цесса. Посредством использования сложившихся отношений, работы с динамикой в группе, руководство групповыми процессами достигается возможность преодоления нежелательных последствий. Непродолжительные отношения между подростками и педагогами могут быть продолжены в процессе создания поддерживающих структур, которые существуют длительное время и зачастую является более эффективными.

4. Работа в конкретном микрорайоне. Проводится анализ ситуации в конкретном микрорайоне, учитываются специфические особенности населения, составляется план по оказанию помощи подросткам. Наличие офисного помещения и помещений для организации досуга подростков позволяет установить контакт с местными жителями. Посредством работы с подростками и семьями в процесс вовлекаются все слои населения, оздоравливая тем самым социальную ситуацию в микрорайоне и предотвращая политические конфликты.

Знание опыта Мобильной работы с молодежью в Германии для российских соци­альных работников очень важен и актуален (особенно с этническими группировками, подростками-эмигрантами), т.к. в больших городах России, в частности Санкт - Петер­бурге, прогнозируется огромный приток семей из СНГ.

Мобильная работа с молодежью и полиция. Для российских социальных уличных работников очень важно определить границы соприкосновения с милицией. В этом тонком взаимодействии важно определить приоритеты и не переступить грани просоциального сосуществования разных ведомств.

В этом смысле интересен опыт такого сосуществования немецких социальных работников и полиции.

Полиция

Специалисты Мобильной работы

Предпосылки

Занимается проблемой преступности, на репрессивной и контроль­ной основе.

Занимается проблемами ребенка, на добровольной и доверительной основе

Противоположные

Достижение правомерного поведения подростка. Пре­ступные деяния должны быть предотвращены или наказаны.

Представляет интересы ребенка, преследуя глав­ную цель - достижение его благополучия.

Расхождение в целях и задачах.

Основа взаимодействия: легитимация подростков, ограничивающая теми аспек­тами и темами, которые направлены на улучшение социальных, материальных и ду­ховных условий жизни безнадзорных подростков в конкретном микрорайоне. Тем самым, минимизируя, конфликтные ситуации с полицией.

Сотрудники Мобильной службы при работе с подростками-правонарушителями ищут продуктивные пути избежания правонарушений в будущем и достижения независимого положения подростков не только от полиции, но и от служб по оказанию социальной помощи.

Уличные дети.Во всем мире не существует единого подхода к определению я «уличные дети». Однако возможный вариант определения базируется на опыте многолетней практической деятельности. Концепция Мобильной работы с подростками, для которых улица превратилась в основную среду обитания, использует определение, которое в первую очередь подходит для ситуации в Европе. Совет Европы опубликовал в 1994 году следующую дефиницию:

«уличные дети - дети в возрасте до 18 лет, проживающие более или менее дли­тельный период времени на улице. Эти дети кочуют с места на место, входят в состав групп сверстников или устанавливают иные контакты на улице. Официальное их ме­сто жительства по месту проживания родителей или месту нахождения социального учреждения (системы оказания помощи подросткам, психиатрические учреждения и т.д.). Определяющим при этом является то, что у них практически отсутствуют кон­такты с теми, кто несет ответственность за них: взрослыми, родителями, представителями школ, соцзащитных учреждений и социальных служб».

Из вышеприведенного определения следует, что формально имеются лица, ответственные за судьбу подростка, которые в силу ряда причин не в состоянии или не желают исполнять свои обязанности. Уличный ребенок вынужден в состоянии незащищенности во время пребывания на улице предпринимать попытки для получения поддержки и помощи.

Можно к вышесказанному добавить, что уличные дети, пытаясь выйти из ситуа­ции отторжения, угнетения, насилия, обмана с целью выживания, выбирает спорные выходы из сложившейся ситуации: наркотики, противоправные деяния, проституцию, насилие и торговлю наркотическими веществами. Многие уличные дети вынуждены выполнять низкооплачиваемую, тяжелую работу.

В группировках они часто находят замену семейных отношений, физическое и эмоциональной прибежище, систему выживания, которая обеспечивает надежность и защиту. То, чего им так не хватало в прошлой жизни. Таким образом, они живут одни, или в группах и группировках. Зачастую они голодают и имеют проблемы со здо­ровьем. Им не хватает внимания, чувства защищенности, воспитания и образования, но в первую очередь - любви.

Определяющим для понятия «уличный ребенок» является то, что улица превра­тилась в основную среду пребывания, вытеснив на второй план семью и другие соцзащитные учреждения. Для многих детей и подростков улица выполняет роль домашнего очага и рабочего места. Ежедневно они вынуждены бороться за существование без малейшей поддержки со стороны взрослых. Это характерно как для детей и подростков, сохранивших контакт с семьей, так и для тех, у кого он отсутст­вует.

Учитывая ту нужду и насилие, которое он испытывает в семье, уличная жизнь является существенным облегчением и со временем становится «нормой». Не следует воспринимать это как альтернативу, к которой стремятся, исходя из романтических представлений об уличной жизни. Но может возникнуть и возникает сильная зачарованность жизнью на улице как местом, где постоянно что-то происходит, где присут­ствует напряжение, возбуждение и калейдоскоп неповторяющихся действий и жизненных ситуаций.

Литература:

1. Программа повышения квалификации в области Мобильной работы с Молодежью в Российской Федерации в городах: Санкт - Петербурге, Москве и Смоленске/Международное общество по Мобильной работе с молодежью (ISMO) г. Москва, 2002. с.28.

2. Социальная работа с молодежью /учебное пособие под ред. Слуцкого Е.Г. -СПб, 2004. с.120.

Приложение 6