Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Маковецкий _экономика_А5

.pdf
Скачиваний:
575
Добавлен:
11.03.2016
Размер:
2.59 Mб
Скачать

Во-вторых, с переходом к рынку предприятия столкнулись с острым дефицитом оборотных средств.

В-третьих, организационная структура и кадровый состав предприятий не соответствовали задачам перехода к рыночной экономике. Отсутствие у многих предприятий развитых рыночных служб и собственной снабженческой и сбытовой сети было одним из факторов, вызвавших разрыв прежних хозяйственных связей.

Выходом из этих трудностей стала реструктуризация предприятий – комплекс мер, направленных на повышение экономической эффективности и рыночной конкурентоспособности.

С точки же зрения становления новых предприятий одной из основополагающих проблем на начальном этапе реформ было отсутствие правового поля предпринимательства. Так, Гражданский кодекс, регламентирующий базисные основы предпринимательской деятельности, появился только в 1994 г. В настоящий момент в значительной степени развитие предпринимательст-

ва сдерживается следующими обстоятельствами:

наличие административных барьеров в виде лицензий, патентов, расходов, связанных с регистрацией бизнеса. Несмотря на то, что суммы, необходимые для открытия нового предприятия или регистрации гражданина в качестве предпринимателя, не являются запредельными, именно наличие бюрократических процедур, связанных с приобретением статуса легального участника рынка, зачастую затрудняет принятие решений о предпринимательской деятельности. Также не способствует развитию бизнеса и наличие многочисленных контролирующих органов, проверяющих предпринимательскую деятельность уже на этапе функционирования;

сложности с первоначальным капиталом, с поиском источников заемного капитала для начинающих предпринимателей, отсутствие государственного финансирования и субсидий для малого бизнеса не позволяет реализовать ряд предпринимательских идей;

высокая степень монополизации рынка, его сохраняющаяся криминализация в отдельных секторах отпугивают потенциальных начинающих предпринимателей;

371

отсутствие эффективной правовой системы, институтов защиты прав собственников, сращивание крупного бизнеса и власти на основании как старых постсоветских связей, так и уже сложившихся «отношений» в процессе реформирования не позволяют занять нишу вновь выходящим на рынок предприятиям вследствие уже сложившегося передела собственности, отсутствия «отношенческого капитала» (связей) и деловой репутации, необходимых для финансирования деятельности за счет заемных средств.

Все эти обстоятельства тормозят развитие малого и среднего бизнеса. В этом плане одной из наиболее существенных задач государства является создание новых и укрепление действующих институтов, способствующих развитию предпринимательства, в частности, правовой системы, системы регистрации и контроля предпринимательской деятельности, системы консультативной и финансовой поддержки начинающих предпринимателей, организации «бизнес-инкубаторов» и т. д.

Тема 22. СТРУКТУРНЫЕ СДВИГИ В ЭКОНОМИКЕ. НАПРАВЛЕНИЯ СТРУКТУРНОЙ ПЕРЕСТРОЙКИ ЭКОНОМИКИ

22.1.Трансформационный спад и формы его проявления в экономике России

Переходные экономики всех постсоциалистических стран, в том числе и России, столкнулись с системным кризисом или трансформационным спадом.

Трансформационный спад – это глубокий системный кризис переходной экономики, вызванный нарушением координации между хозяйствующими субъектами из-за разрушения плановой системы и слабости рыночных институтов экономической деятельности.

Трансформационный спад проявляется в экономических процессах, имеющих свои особенности в России.

Проявления трансформационного спада следующие:

экономика дефицита становится экономикой равновесия;

372

резкое снижение темпов экономического роста объемов

ВВП;

коренное изменение структуры производства;

снижение объема инвестиций;

жесткая финансовая политика;

дезинтеграция (распад) единого экономического пространства и сложности координации экономической деятельности в рамках СНГ;

открытость экономики и конкуренция импорта. Трансформационный спад в российской экономике длился

сначала 90-х гг. до 1999 г.

Рассмотрим формы проявления трансформационного спада в российской экономике подробнее.

Итак, первая форма проявления – экономика дефицита становится экономикой равновесия.

Известно, что в плановой экономике цены подвергались государственному регулированию. Индекс цен практически оставался неизменным в течение десятилетий. Инфляция была подавленной. Переход к рыночной экономике начался в России с либерализации цен, освобождения цен от государственного регулирования. Как уже было отмечено, к началу переходного периода в России плановые механизмы практически перестали действовать. Подавленная инфляция превратилась в гиперинфляцию. Уже к декабрю 1992 г. цены на потребительские товары выросли в 26,1 раза. Антиинфляционная политика государства, проводимая в последующие годы, привела к снижению уровня инфляции.

Вторая форма проявления трансформационного спада – рез-

кое снижение темпов экономического роста, объемов ВВП.

В конце 1989 г. Россия вступила в растянувшийся на десятилетия период спада производства. Трансформационный спад в экономике России имел особую глубину и остроту: за 1990– 1998 гг. ВВП России сократился примерно на 43 %, а объем промышленного производства – на 55 %. Только начиная с 1999 г. стало заметно улучшение макроэкономических показателей. Это свидетельствовало о начале этапа восстановительного экономического роста.

Третья форма проявления трансформационного спада – ко-

ренное изменение структуры производства.

373

Втечение 1990-х гг. произошло коренное изменение структуры производства. Больше всего пострадали легкая промышленность, машиностроение и другие отрасли обрабатывающей промышленности, меньше – отрасли топливно-энергетического комплекса и сырьевой промышленности, которые имеют возможность поставлять свою продукцию на мировой рынок. Спад производства в химической и нефтехимической отраслях, в машиностроении превысил средние показатели спада по промышленности в целом. Снижение доли обрабатывающей промышленности

иповышение доли добывающей промышленности называют деградацией или «утяжелением» отраслевой структуры.

Впериод трансформационного спада сокращается доля реального сектора (промышленности, сельского хозяйства, строительства и транспорта) в ВВП и увеличивается доля услуг. Для современной экономики характерна очень высокая доля услуг (потребительских, информационных, финансовых и др.). Фактически произошло полное становление на рыночной основе финансового сектора, в частности, банковского, рынка ценных бумаг, страхового и негосударственного пенсионного рынков.

Четвертая форма проявления трансформационного спада –

снижение объема инвестиций в экономику.

Темпы падения объема инвестиций превышали темпы сокращения промышленного производства во время трансформационного спада в России.

Положение с инвестициями в переходной экономике можно охарактеризовать следующим образом:

государство резко сократило капиталовложения из-за дефицита бюджета;

приватизированные предприятия почти не осуществляют инвестиции, ожидая, когда определится «эффективный собственник»;

частные предприниматели неохотно вкладывали средства в производственный сектор, к тому же инвестиционные ресурсы сравнительно ограничены.

Пятая форма проявления трансформационного спада – же-

сткая финансовая политика или финансовые ограничения.

Вусловиях высокой инфляции в период перехода к рынку правительство осуществляло макроэкономическую стабилиза-

374

цию экономики через ограничение массы денег в обращении, повышение ставок процента по рефинансированию. В ответ на эти финансовые ограничения и сокращение потребительского спроса реальный сектор экономики вынужден был сворачивать производство.

В первые годы реформ политика финансовых ограничений носила выраженный циклический характер. Он проявлялся в серии циклов сжатия и расширения денежно-кредитной массы. После каждого сжатия правительство через пять-шесть месяцев вынуждено было отступать от жесткой кредитно-денежной политики под давлением экономических и социально-политических факторов. Главной причиной, которая вызывала ослабление финансовых ограничений, служило углубление спада производства и нарастание взаимных неплатежей вслед за очередным ужесточением кредитно-денежной политики. Ослабление финансовых ограничений сопровождалось ускорением инфляции.

От цикла к циклу реакция производства на сжатие денежнокредитной массы ослабевала (хотя эта тенденция и не была прямолинейной). Уменьшался и инфляционный всплеск после расширения денежной массы. После сжатия денежной массы в конце 1994 г. заметного спада вообще не произошло.

Это свидетельствовало о том, что промышленность «сбросила» все те производства, которые не могли существовать в условиях жесткой денежно-кредитной политики. Завершилась перестройка отраслевой структуры путем «сброса» нежизнеспособных предприятий. Оставшиеся на «плаву» жизнестойкие предприятия составляли «скелет», остов структуры национального хозяйства, который нельзя разрушить, а можно только модернизировать.

Таким образом, жесткая финансовая политика привела к глубокому спаду и существенному изменению отраслевой структуры экономики. Спад достиг «дна»: остались только те предприятия, отрасли, без которых физически невозможно существование нашей национальной экономики. В 1996–1997 гг. спад почти прекратился и сменился «депрессивной» стабилизацией, т. е. сохранением объемов производства на очень низком уровне. Дальнейшее ужесточение политики было бессмысленно, так как шло нарастание неплатежей между предприятиями.

375

Врезультате такой финансовой политики сократилось число прежде всего технически отсталых предприятий обрабатывающей промышленности, выпускающих некачественную и неконкурентоспособную продукцию. Наиболее заметным образом это проявилось в глубоком кризисе легкой и пищевой промышленности. Произошло и резкое сокращение выпуска машиностроительной продукции. В топливно-сырьевых отраслях в значительной мере уменьшился объем поисковых работ, освоение новых месторождений, строительство трубопроводов и других объектов инфраструктуры. Но в этих отраслях причина спада была прежде всего в нехватке инвестиций, а не в отсутствии спроса на их продукцию.

Таким образом, трансформационный спад поразил сначала конечное производство, которое сократилось из-за отсутствия платежеспособного спроса. Далее спад по «цепочке» распространился на все другие отрасли, включая топливно-сырьевые отрасли и первичную переработку.

Впроцессе «негативной адаптации» наиболее устойчивыми оказались отрасли ТЭК, металлургия, нефтехимия, деревообрабатывающая промышленность, которые производят сравнительно простую и однородную продукцию, имеющую внешние рынки сбыта.

Необходимо проводить различие между трансформационным спадом и циклическим кризисом. Если бы кризис в России был циклическим, то он привел бы в конечном счете к росту эффективности, технической оснащенности и конкурентоспособности предприятий. Трансформационный спад же проявляется как «негативная адаптация» всей отраслевой структуры к неблагоприятным экономическим условиям и не порождает внутренних импульсов для роста экономики.

После «сбрасывания» неконкурентоспособных отраслей обрабатывающей промышленности перспективы роста сохраняются, главным образом, у добывающих отраслей, продукция которых пользуется спросом на внешнем рынке. Но и этим отраслям угрожают последствия технологической деградации, так как поддержание и наращивание объемов производства не сопровождается освоением новых месторождений, обновлением быстроиз-

376

нашивающегося оборудования и расширением инфраструктуры (например, автомобильных дорог и трубопроводов).

Для выхода из трансформационного спада государство должно создавать институциональные условия для расширения экономической деятельности.

22.2.Направления структурной перестройки экономики. Выбор модели социальноэкономического развития России

На протяжении всего XX в. экономика нашей страны развивалась как многоотраслевой комплекс. Однако наибольшее развитие, особенно в последние десятилетия, получили две группы отраслей, которые находятся в противоположных концах «технологической цепочки»: добывающая промышленность и смежные отрасли «первого» передела и высокотехнологичные в основном военные производства. Предпосылки для роста обрабатывающей промышленности достаточно слабы в настоящее время.

Значит ли, что российская экономика должна развиваться по топливно-сырьевой модели? Такая модель стала формироваться в нашей стране активно в 1970-е гг. В этот период произошел сдвиг в структуре капиталовложений в пользу нефтегазовой отрасли промышленности и нефтепереработки, потому что экспорт энергоносителей приносил огромные доходы и позволял финансировать крупномасштабные закупки оборудования и продовольствия.

Но в настоящее время ориентация на топливно-сырьевой экспорт угрожает стратегическим позициям России и ставит нашу страну в зависимость от конъюнктуры международной торговли. События на международных рынках в конце 1997 г. и в начале 1998 г. действительно продемонстрировали несостоятельность топливно-сырьевой модели. Международный финансовый кризис нанес тяжелый удар по добывающей промышленности, особенно по добыче и переработке нефти. Мировые цены на нефть упали в это время в полтора-два раза по сравнению с уровнем 1997 г. Это поразило и фондовый рынок, на котором обращаются главным образом акции предприятий ТЭК. Производители сырья и топлива не в состоянии компенсировать падение спроса и сни-

377

жение курса акций повышением эффективности добычи и переработки продукции из-за крайней изношенности оборудования. Это имеет тяжелые последствия для всей экономики, включая формирование доходной части бюджета.

Кризис в топливно-сырьевом секторе сочетался с дальнейшей деградацией мощностей в обрабатывающей промышленности. В 1998 г. производительность труда, коэффициенты использования машин и оборудования упали до самых низких показателей по сравнению с началом 1990-х гг.

Исследователи отмечают, что ни топливно-сырьевой, ни обрабатывающий сектора экономики по отдельности не располагают достаточными доходами, основными и оборотными средствами для расширенного воспроизводства, не говоря уже о финансировании ими нематериальной сферы.

Внастоящее время Россия, находясь на этапе экономического роста и формируя свой бюджет в основном за счет отраслей добывающего сектора, сохраняет потенциал развития обрабатывающей промышленности, в том числе современных наукоемких производств. В России насчитывается более 70 наукоградов, где живут и работают квалифицированные научные работники, определяющие лицо российский научно-технической интеллигенции.

Вотличие от дальневосточных государств, сделавших в последние десятилетия мощный индустриальный рывок, подъём обрабатывающей промышленности в России может быть связан

сориентированием не только на экспорт, но и на чрезвычайно ёмкий внутренний рынок. Переход от преимущественно сырьевой модели экономического развития к инновационной направленности экономического развития в настоящее время актуализируется в связи с необходимостью повышения конкурентоспособности всех секторов российской экономики со вступлением России в ВТО. Необходимо использовать уникальное сочетание огромного природно-ресурсного, научно-технического потенциала и высококвалифицированной и относительно дешевой рабочей силы. Такого сочетания нет ни в одной стране мира. Во всех остальных государствах, добившихся экономических успехов, отсутствовал, по крайней мере, один их этих трёх компонентов.

378

Тема 23. ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ – ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ ЕЁ МОДЕРНИЗАЦИИ

Характерной чертой современной российской экономики является высокий уровень неопределённости, которая принципиально свойственна человеческому взаимодействию, но бывает больше или меньше в зависимости от конкретных условий.

В ХХ в. проблемой неопределённости как следствия ограниченного знания, ограниченной информации интересовались многие учёные-экономисты: Ф.Х. Найт, Г.А. Саймон, Ф. Хайек, Д. Ходжсон, Д. Норт и многие другие. Особо следует сказать о Дж.М. Кейнсе, который, отталкиваясь от идеи неопределённости, обосновал необходимость изучения экономистами ожиданий и предположений экономических субъектов.

Если сам факт наличия предположений определён отсутствием абсолютного знания у экономических субъектов, неполнотой информации, то состояние долгосрочных предположений зависит от характеристик этих самых субъектов, воспринимающих и оценивающих экономическую реальность. Именно здесь кроется внутренний источник неопределённости. Г.А. Саймон привлекает внимание к ограниченным познавательным способностям человека. О. Уильямсон связывает ограниченные когнитивные способности с ограниченной рациональностью (дистанцирующей неоклассику и институционализм), поставив её на место одной из важнейших поведенческих предпосылок современного экономического анализа.

Д. Норт, рассматривая поведенческие постулаты в институциональной теории, акцентирует внимание именно на расшифровке информации о внешнем мире. Наличие различия между реальным миром и его восприятием со стороны индивида является сложной проблемой человеческого взаимодействия, предопределяющей существование неопределённости любой общественной системы.

Возможно ли снятие данной проблемы? В полной мере, конечно, нет. Но для смягчения её хоть в какой-то мере люди выработали на протяжении длительного времени сотрудничества правила и процедуры, призванные упростить процесс переработки, организации и использования информации, устойчивые стерео-

379

типы взаимодействия, которые мы называем институтами. Д. Норт делает вывод, что институты существуют для уменьшения неопределённостей, сопровождающих взаимодействие между людьми.

По Д. Норту институты – это правила игры (включая механизмы принуждения к их осуществлению). Они могут быть формальные и неформальные. Все институты в конечном счете формируются под воздействием субъективного мировосприятия людей.

Упорядоченная совокупность институтов (институциональная среда) структурирует взаимодействия между людьми, обеспечивая огромную экономию издержек взаимодействия (или издержек функционирования экономической системы), которые сегодня в экономической науке определяются как трансакционные издержки.

Именно чёткие и заранее известные правила взаимодействия делают поведение экономических агентов более предсказуемым, что значительно снижает неопределённость экономической системы.

Вывод, который можно сделать из вышесказанного, сводится к тому, что ограничение неопределённости и, как следствие, повышение стабильности лежат на пути институционализации общественной жизни.

Сегодняшняя нестабильная ситуация в отечественной экономике объясняется объективными причинами, связанными с формационной трансформацией, которая может занимать десятилетия. Что может способствовать скорейшей модернизации экономики России? На этот вопрос существуют разные ответы, но представляется очевидным, что без создания соответствующего контекста экономического взаимодействия невозможно надеяться на положительный результат. Всё больше сторонников завоёвывает ключевая идея теории «экономики соглашений», сформулированная Л. Тевено: «Люди действуют в контексте, имеющем конвенциональный характер (он образован текстами, законами, учётными единицами, критериями оценок), который они изменяют, чтобы улучшить координацию и кооперацию»1.

1 Тевено Л. Ценности, координация и рациональность: экономика соглашений или эпоха сближения экономических, социальных и политических наук //

380