Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Генезис культурологической мысли УЧЕБНИК.doc
Скачиваний:
432
Добавлен:
19.02.2016
Размер:
11.38 Mб
Скачать

Заключение

Огромное многообразие концепций культуры, которые существовали в прошлом и существуют сегодня, и, которые частично отражены в данном издании, обусловлено традициями самой культуры, сложившимися в той или иной стране и весьма различными по своей направленности. Безусловно, многообразие концепций культуры в ходе взаимной критики «стягивается» в альтернативу. В наши дни складываются сложные конфигурации концепций культуры, когда принципы одной концепции накладываются на другие, происходит их интерференция.

Каждая из известных нам концепций культуры выявляет одну из возможностей в ее развитии. Будучи рефлексией или самосознанием культуры, каждая из них актуализирует одну из возможностей развития культуры, выдавая ее за все поле существования и развития культуры, выражает ценности и идеалы своей культуры, выдавая их за общезначимые и универсальные ценности и идеалы. Всю существующую сегодня совокупность концепций культуры можно рассматривать под углом зрения синхронии и диахронии, т.е. как сосуществующие теоретические построения или как последовательно сменяющие друг друга. Но и в том и в другом случае в исследовании культуры, прежде всего, важно понять их как формы теоретического освоения человеком функционирования и развития культуры.

Многообразные концепции культуры задают широкое поле возможностей для конкретно-исторического исследования и осмысления тех или иных форм культуры. Можно сказать, что концепции культуры, осмысляя присущие ей ценности и идеалы, формируют ценностные ориентации у человека, его духовный мир и создают мир возможных миров культуры. Правда, многие из них остаются в архиве культуры, и лишь наиболее значительные прокладывают новые пути в осмыслении человеческой культуры, в прикладных и теоретических гуманитарных науках. Концепции культуры, будучи формой рационального постижения смыслов культуры, одновременно являются способом их утверждения и распространения.

Концепции культуры историчны в различных смыслах слова – они историчны сами по себе, поскольку обращаются к материалу истории культуры, анализируют исторические процессы в культуре, но они историчны еще и потому, что включены в качестве актов понимания и выдвижения проектов будущей культуры в само содержание культурного творчества.

ХХ век – это время определения жизни в терминах культуры. Это время определения творчества в терминах культуры. С этого времени культура, поначалу рассматривающаяся как единая универсальная система, распадается на свои подсистемы, между которыми возникают достаточно напряженные отношения. Культура антиэнтропийна, она создает островки организованности в мире хаоса.

Выдвинувший идеал единственной и унифицированной культуры, ХХ век продемонстрировал тоталитарные соблазны, подмявшие культуру под социальность, и, превратившие ее в исполнение государственного заказа. Была предпринята попытка вылепить одного-единственного субъекта культуры, в то время как реально этот субъект многообразен, представляя собой множество монад – от личности до этноса. Именно поэтому такой субъект и восстал против тоталитаризма и идеологичности. На философию культуры были замкнуты линии философии науки, техники, искусства и даже природы. И когда произошло такого рода замыкание, в самой культуре выявились трудности, поставившие под вопрос самое культуру. Возникла опасность ее разрушения вместе с природой. Интегральный образ культуры, построенный на дисциплинарной или религиозной матрицах, оказался неудовлетворительным.

Решающая проблема всех концепций культуры – проблема свободы, наилучшим выражением которой является произведение, в какой бы форме оно ни было выражено – книги ли, скульптуры, живописи, устного слова, записанного в уме и душах «Других». Свобода предполагает «Другого», столь же свободно и ответственно соглашающегося или возражающего, запинающегося в ответ на обращение к нему. Свобода – это, пожалуй, то, что является смыслом и содержанием того субъекта культуры, похоронить которого поторопились постмодернисты. Утверждение постмодернизма о конце истории есть лишение мира деятельных, творческих оснований. Обозначая себя как философию культуры позднего капитализма, постмодернизм сам себе подписывает приговор, но вместе с собою он желает унести и культуру, и самый мир, ибо само существование мира связано с активностью человека. Возможно, что через свободу и можно определить того нового человека, о котором грезят многие философы. Человек, руководствуясь не столько моральными (общими) нормами, сколько нравственными личностными побуждениями, сумеет обнаружить глубинные точки опоры, которые не позволят ему быть поглощенным хаосом. Потому не исключено, что современную философию, свободную от различных тоталитарных и идеологических схем, можно представить как философию очищения, расчистки оснований, способствующих, прежде всего, созиданию. В этой расчистке оснований, в которых укоренены все усилия и деятельность человека, важнейшую роль играют те концепции, которые усматривают в культуре выражение свободы человека.