Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
МАНИПУЛЯЦИИ УП.doc
Скачиваний:
232
Добавлен:
03.06.2015
Размер:
2.83 Mб
Скачать

Задания

Задание 1. Определите этапы и операции прогноза, выявив пресуппозицию и продолжив данные ниже тексты:

  1. Однажды Крылов слушал оперу «Гугеноты». Рядом с ним сидел какой-то незнакомец, который, едва началась первая ария, стал фальшиво подпевать и притоптывать в такт ногой. В конце концов Крылов не выдержал и возмутился:

Какое безобразие!

Незнакомец замолчал и, взглянув на него, спросил:

Эти слова относятся ко мне?

Нет, что вы, как вы могли такое подумать, – ответил Крылов. – Это я сказал про того гугенота на сцене, который мешает мне слушать ваше пение! [99; 153].

(С использованием какого тропа строится двойной смысл? Ср. обращение к ослу «умная голова»).

2. Венгерскому композитору Ференцу Легару однажды молодой композитор сказал:

Лучше всего мне работается ночью. Музыка будто сама рождается в моей голове.

Тут нет ничего удивительного, ответил Легар, – ведь большинство краж совершается ночью. [99; 161].

(С какой целью использован намек? Ирония, пренебрежение или оскорбление?).

3. Однажды начинающий композитор обратился к Брамсу с просьбой оценить его произведение. Брамс внимательно просмотрел партитуру, покачал головой, погладил бороду и, наконец, добродушно спросил:

Где вы покупаете такую хорошую нотную бумагу? [99; 39].

(Каков здесь подтекст? Для чего использовано скрытое умолчание?)

4. Когда композитор Вебер закончил оперу «Волшебный стрелок», он показал партитуру Бетховену, мнением которого очень дорожил. Бетховен ознакомился с произведением и вернул его вместе с письмом, в котором советовал Веберу больше опер не сочинять. Вебер, который надеялся на слова одобрения, почувствовал себя задетым такой оценкой. При встрече с Бетховеном он спросил, действительно ли музыка настолько слаба, что он заслужил такой ответ.

Ничего подобного, – ответил Бетховен, – совсем наоборот. Я считаю эту музыку совершенной и полагаю, что лучшей уже сочинить невозможно [99; 32].

(Здесь мы видим двойной смысл, не снимаемый контекстом. Какой третий смысл можно найти?)

8. Модели порождения речи и методика построения текста

Цель параграфа – рассмотреть вопросы порождения речи в научной литературе для создания методической схемы построения текста, определить этапы построения текста и необходимые для этой деятельности умения.

Модели порождения речи могут быть классифицированы на межуровневые (стадии процесса порождения речи выделяются в соответствии с выступающими на каждом из них языковыми подсистемами), циклические (циклы порождения речевого высказывания) и интегративные (указание на вовлекаемый в процессе порождения уровень сочетаются с выделением последовательных фаз процесса).

В.Д. Климонов в описании опыта коммуникативно ориентированной модели речепорождения (1985) отмечает, что действие кодирующего компонента направлено на создание семантического представления будущего высказывания, которое состоит в переводе неязыковой информации в семантическую. Семантическое представление описывается им как многоярусное иерархически организованное образование, включающее перформативный, коммуникативный, грамматический и концептуально-семантический ярусы.

Процесс порождения определяется интенцией говорящего и стратегией речевого поведения, которая зависит от условий речи и личности говорящего: кодируемый компонент – семантическое представление – трансформационный компонент – поверхностная структура – фонологический компонент – фонетическая структура (трансформационно-циклическая модель, без разграничения стадий превербальных и невербальных); деривационные связи характеризуются как постепенные замены символов и семантических признаков лексическим материалом.

Циклические модели включают понятие внутренней речи как промежуточного психического звена между замыслом и реализацией. Ср. у Л.С. Выготского: семантический план – интериоризованный. У его последователей семантический план делится на интериоризованный и экстериоризованный (например, у А.А. Леонтьева): внутренняя речь (замысел) – лексико-семантический план + грамматическое структурирование – внешняя речь. Однако автор не уточняет, где начинается внешняя речь и где именно совершается само грамматическое структурирование и выбор слов.

В 70-е годы была популярна точка зрения о том, что синтаксические структуры в виде абстрактных построений существуют в сознании, а потом заполняются лексическим материалом.

Б.Ю. Норман предложил общую схему процесса преобразования внутренней речи во внешнюю, соотносительную с системой уровней (Норман 1984: 48-49):

- выбор структурной схемы,

- этапы лексико-семантического планирования,

- этапы грамматического структурирования,

- этап фонологического воплощения и

- этапы орфоэпической или орфографической реализации.

Модель Т.А. Аполлонской и Р.Г. Пиотровского (1987) совмещает черты психолингвистических моделей с семиотическим подходом. Выдвижение понятий прагматических и коммуникативных операторов как приводящих в движение механизмы речи: внутренняя речь (денотативный уровень – денотаты и десигнатный уровень – предикты и аргументы) – внешняя речь (вербально-синтаксический уровень – линеаризация понятийно-ролевой структуры и уровни языка).

Выводы других исследователей относительно этапов порождения речи звучат таким образом:

- Л.С. Выготский: мотив – мысль – внутреннее слово (замысел) – значение внешнего слова – слово;

- А.А. Леонтьев, Т.В. Рябова (1970): мотив – мысль – лексическая развертка, грамматическое структурирование – внешняя речь;

- Т.В. Ахутина: мотив – мысль (речевая интенция) – внутреннее программирование – смысловая структура, грамматическая структура – кинетическая программа – внешняя речь;

- А.Р. Лурия (1875): мотив – основная мысль высказывания – семантическая запись – глубинные синтаксические структуры – поверхностные синтаксические структуры – развертка морфологическая и фонологическая;

- С.Д. Кацнельсон (1972): квантование элементов сознания на пропозиции – глубинно-семантическое, синтаксическое структурирование – отбор лексических единиц, грамматических форм – произносительные схемы – фонационное исполнение.

Модель И.А. Зимней представляет собой описание замысла и программы с учетом принципа одновременного действия всех компонентов и уровней (психологическая модель): побуждающий уровень – коммуникативное намерение, замысел речи и ее мотив; формирующий – пространственно-понятийная схема высказывания + словесно-грамматическое структурирование; реализующий – озвучивание высказывания.

Порождение речи рассматривается не только в тесной связи с мышлением, но и с процессами переработки информации и хранения знаний: «порождающий процесс… является ключевым для понимания речевой деятельности в целом» (Кацнельсон 1972: 140). В этом процессе язык «…вливается в речь не как целостная структура, а фрагментарно, отдельными элементами, отбираемыми сообразно потребностям сообщения и получающими в речи свое особое, специфическое для данного текста построение (Там же: 97).

В процессе порождения речи когнитивная структура (фрейм = предшествующий опыт + РС) коррелируется с речевой. При этом «любому речепроизводству должен быть приписан субъективный фактор, отражающий отношение субъекта к предмету своего высказывания» (Колшанский 1975: 9).

Структура речевой деятельности как последовательность операций поиска отдельных языковых единиц, выбора одного средства из совокупности составляющих, создание единиц при их отсутствии во внутреннем лексиконе и контроль за происходящими процессами представлена в (Человеческий фактор… 1991: 28). Авторы указывают: то, что называют мыслью до ее вербализации, еще не только не представляет собой какого-либо суждения или сообщения, но и содержит нередко такие элементы сознания, которые вообще не поддаются языковому коди­рованию.

В процессе языковой объективации мысли ее реальный смысл уточняется и обогащается за счет ассоциаций, сеткой окружающих каждое слово и т.д. Отмечается возможность «вытянуть» нелинейный смысл в линейную цепочку множеством разных способов (ср. Кибрик 1992: 52-след.). Членение замысла на сюжеты производится с помощью пропозиций «глагол + именная группа».

С.Д. Кацнельсон (1972) признавал семантику определяющей в речеобразовании. Интегральная модель процессов порождения речи – пути от внутренней речи к внешнему речевому высказыванию – представлена как итог рассуждений авторов (Человеческий фактор… 1991): замысел – внутренняя речь – одиночное слово (перформатив, односоставное высказывание, рема, тема) или цепочка слов (отдельные члены пропозиции, тема, рема, высказывания несентеционного типа, пропозиция в целом).

В предметно-схемном коде отсутствуют материальные признаки слов естественного языка, этот код образен, он включает образы и концепты отражения действитель­ности: «…это стык речи и интеллекта», здесь происходит перевод мысли на язык человека (Жинкин 1982: 53-55). Так что истоки речи лучше связывать не с готовой мыслью, а с ее замыслом.

Рассмотренные исследования позволили нам построить схему, отражающую состав и последовательность этапов построения и восприятия текста:

Планирование будущего текста осуществляется на стадии формирования замысла и зависит от его коммуникативной установки:

- повествование содержит изложение временной последовательности событий, происходящих с одними и теми же, или с разными лицами, смену объектов, обстоятельств и признаков; основная смысловая нагрузка падает на глаголы (отглагольные существительные), наречия или существительные в косвенных падежах.

- описание предполагает обозначение пространственных явлений и их свойств, − перечисление объектов, их признаков, действий, отношений (функций); важная роль принадлежит здесь прилагательным, а также существительным и глаголам в основной форме.

- рассуждение содержит отношения причины и следствия, вида и рода, связей между объектами и явлениями, синтаксически выраженные причинными конструкциями (сложные предложения), абстрактными существительными, связочными словами.

- убеждение включает мотивацию действий, стремление вызвать у слушающего определенные эмоции и установки на совершение действий и поступков и может содержать множество образных слов и выражений, переносных значений, столкновение различных пластов лексики и слов, связанных с эмоциями и оценкой.

Таким образом, для построения текста обучающиеся должны сформировать следующие умения:

- умение свертывания информации и определения соотношения избыточности/недостаточности в тексте в зависимости от объема фоновых знаний собеседника;

- обеспечение вариативности изложения (в том числе перспектива, описание фактов с разных точек зрения);

- обогащение текста изложения данными пресуппозиции (обновление и соотнесение – перестройка структур имеющегося знания под влиянием новой информации);

- соотнесение текста со структурой тематически близких текстов, имеющихся в опыте воспринимающего текст;

- модификация модели ситуации (наложение мотивационной схемы с определенным коммуникативным намерением – убеждение, выражение оценки и отношения и др.)

- обеспечение логичности, цельности, связности, точности, понятности и доходчивости текста с учетом особенностей аудитории;

- развертывание текста с переупорядочением информации (восстановление логики ущербного в плане последовательности событий текста по задуманной пресуппозиции).