Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Жданов Основы физических процессов 2007

.pdf
Скачиваний:
222
Добавлен:
16.08.2013
Размер:
9.04 Mб
Скачать

сила взаимодействия между заряженными частицами (сила Кулона) значительно медленнее убывает с ростом расстояния между частицами. Именно дальнодействующий характер сил между заряженными частицами и приводит к качественно новым - плазменным - эффектам в газе, содержащем свободные заряды. Это качественно новый газ: газ, содержащий в заметном числе заряженные частицы. Такой газ и называют плазмой. Сам термин “плазма” появился в обиходе науки после работ Ленгмюра и Тонкса в 1928 г., и был введен для описания совокупности явлений, сопровождающих электрический разряд в газе. Легко понять, что между газом нейтральных частиц и газом-плазмой нет четкой границы: обычный газ становится плазмой, как только роль взаимодействия заряженных частиц становится, если не определяющей, то существенной для поведения данной субстанции. Очевидно, что эта граница довольно размытая, в отличие от резких фазовых переходов, имеющих место с повышением температуры и сопровождающих превращение твердого тела в жидкость, а затем жидкости в газ. Некоторое равновесное количество заряженных частиц (определяемое формулой Саха) присутствует в газе при любой температуре, например, свободные заряды в пламени обычной свечи. Но вряд ли столь слабоионизованный газ можно назвать плазмой. Вместе с тем, в дальнейшем мы увидим, что типично плазменные процессы наблюдаются в газе-плазме даже тогда, когда ионизованы только доли процента всех частиц. Можно рассуждать и от обратного: “истинная” плазма состоит из свободных ионов и электронов и остается плазмой до тех пор, пока примесь нейтральных частиц не изменит существенно ее свойств. Но возникает вопрос можно ли, например, назвать плазмой нескомпенсированные по заряду пучки ускоренных частиц, широко используемые в физических экспериментах? Можно ли назвать плазмой весьма разреженный межзвездный или межгалактический газ, ионизуемый излучением звезд? Очевидна необходимость количественного критерия, позволяющего определить, является ли данная совокупность заряженных и нейтральных частиц плазмой. Такой критерий можно сформулировать, опираясь на понятия ленгмюровской частоты и дебаевского радиуса (или длины) экранирования. Именно эти фундаментальные в физике плазмы параметры задают минимальные характерные временной и пространственный масштабы поддержания (или спон-

11

танного нарушения) квазинейтральности плазмы. Опираясь на эти понятия, можно установить, почему плазменные свойства проявляют, на первый взгляд различные среды - электронный газ в металлах, электронно-дырочная “жидкость” полупроводников или, например, разреженный газ космоса.

Эти, а также другие среды, например электролиты, к которым относятся и «рабочие жидкости» живых систем, иногда называют плазмоподобными [3,4]. Это подчеркивает важность характерных для плазмы законов при описании свойств столь большого и важного в практическом применении числа объектов природы. Электронная плазма металлов называется вырожденной. Критерием вырождения, как известно, является соотношение между энергией Ферми, возрастающей с ростом концентрации частиц, и тепловой энергией. Если тепловая энергия меньше энергии Ферми, то плазма вырождена и существенны квантовые эффекты. Мы будем иметь дело с невырожденной плазмой, т.е. с такой плазмой, в которой концентрация заряженных частиц достаточно мала (или температура достаточно велика). Строго говоря, многие физики вводят дополнительные условия - считают, например, обязательной компонентой плазмы электромагнитное излучение. Последнее бесспорно верно для больших объектов из плотной плазмы, например, звезд. В них излучение "заперто" излучение может выходить лишь из сравнительно тонких наружных слоев. В большинстве лабораторных устройств плазма оптически тонкая, излучение не заперто - оно свободно проходит через всю плазму.

Подведем итоги. По современным представлениям плазма - частично или полностью ионизованный газ, в котором объемные плотности положительных и отрицательных зарядов практически одинаковы. Такое свойство плазмы называют квазинейтральностью. Заряженные частицы плазмы взаимодействуют с силой, для которой характерно дальнодействие. Это обстоятельство определяет исключительную роль в плазме, помимо парных столкновений отдельных частиц, коллективных эффектов, т.е. полей от многих частиц, проявляющихся в нарастании плазменных колебаний, волн и шумов, в свою очередь воздействующих на движение частиц плазмы. Если возбуждается достаточно много коллективных степеней свободы, то колебания плазмы становятся нерегулярными, она переходит в так называемое турбулентное состояние. В этих усло-

12

виях становятся существенными нелинейные эффекты взаимодействия коллективных возбуждений (мод) плазмы. Нелинейные явления могут быть существенны и в регулярных процессах, например, при воздействии на плазму волн конечной амплитуды. Понятно поэтому, что современная физика плазмы это физика нелинейных явлений. Еще одна особенность этого нового состояния вещества плазмы заключается в сильном воздействии на него внешних электрических и магнитных полей, вызывающих появление объемных зарядов и токов. Вместе с тем, существенное разделение зарядов в плазме затруднено в силу ее квазинейтральности: из-за достаточно большой плотности заряженной компоненты в плазме объемный заряд вызывал бы появление слишком больших собственных полей плазмы, чего в действительности не происходит. В определенном смысле квазинейтральность плазмы есть проявление того свойства, что главную роль в плазме играет взаимодействие частиц через самосогласованные поля. В этом отношении динамические процессы в плазме являются весьма сложными явлениями. Они требуют изучения не только динамики частиц в заданных внешних полях, но и одновременного учета влияния собственных, согласованных с движением частиц электромагнитных полей, самым существенным образом сказывающихся на движении самих частиц плазмы.

Взаключение нелишне подчеркнуть, что плазма во Вселенной и

вразнообразных природных процессах и явлениях представлена весьма широко. Межгалактическая, межзвездная и межпланетная плазма, плазма звезд и звездных атмосфер, от Белых Карликов до Красных Гигантов, нейтронных звезд, пульсаров и черных дыр, плазма верхних слоев атмосферы планет и плазма радиационных поясов, плазма грозовых разрядов и газоразрядная плазма лабораторных устройств, “термоядерная” плазма современных термоядерных установок - вот далеко не полный перечень приложений науки о плазме. Наконец, в самые первые мгновения жизни Вселенной после Большого Взрыва, когда родился наш мир, как полагают, вещество также находилось в состоянии горячей плазмы, отголоском которого является реликтовое излучение, состоящее сейчас из “холодных” (с температурой около 2.7 К), а тогда “горячих” квантов, находившихся в равновесии с плазмой чудовищной тем-

пературы в сотни миллионов и миллиардов градусов.

13

ГЛАВА 1

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И СВОЙСТВА ПЛАЗМЫ

§1. Образование плазмы, ее основные свойства

Для того, чтобы обычный газ перевести в плазменное состояние, необходимо ионизировать заметную часть молекул или атомов. Процесс ионизации является пороговым. Для ионизации электрон в атоме должен приобрести энергию большую, чем его энергия связи. Передача энергии, достаточной для разрыва этой связи, возможна при соударении атома или молекулы с другой быстрой частицей электроном, ионом, атомом или молекулой, при взаимодействии с фотоном, при воздействии достаточно сильного электрического поля. При движении быстрого атома в сильном магнитном поле B возможна лоренц-ионизация.

В системе координат, относительно которой атом неподвижен, на него, согласно преобразованиям Лоренца, действует электрическое поле E=(v/c)B. Для ионизации атомов в электрическом поле пороговое значение поля составляет E~108 В/см, а ионизация из возбужденных состояний возможна при меньших полях E~106 В/см.

Если передаваемой атому энергии недостаточно для отрыва электрона, происходит возбуждение атома, которое снимается излучением кванта или передачей энергии другим электронам. В свою очередь, излученные кванты поглощаются другими атомами, либо свободно уходят.

Такую совокупность свободных заряженных и нейтральных частиц и квантов электромагнитного излучения американский физик Ленгмюр в 1928 г. назвал плазмой. Таким образом, плазма это газ, но газ специфический: в нем могут присутствовать заряженные частицы сильно различающиеся по массе. Например, полностью ионизированная водородная плазма в качестве положительной компоненты содержит ионы водорода, т. е. протоны, а отрицательно заряженной компонентой являются электроны. Как из-

вестно, массы этих частиц равны

mp = 1.67x10-24 г , me = 0.91x10-27 г ,

14

и для отношения этих масс приближенно имеем mp/me = 1840.

Квазинейтральность

Плазма в целом должна быть электрически нейтральна, количество разноименных зарядов в достаточно большой единице ее

объема равны. В противном случае возникнут электрические поля, тем большие, чем больше дисбаланс зарядов, а создание таких полей требует совершения работы по разделению зарядов. Очевидно, что при отсутствии внешних воздействий эта работа может производиться только за счет кинетической энергии самих заряженных частиц.

Предположим, что в некотором объеме флуктуативно разошлись заряды (рис.1.1) (считаем, что ионы покоятся, а электроны уходят) и оценим максимальное расстояние такого расхождения.

 

Расходящиеся на расстояние x заряды

 

создают электрическое поле Е = 4πnex.

 

Здесь n концентрация плазмы, а е

 

элементарный заряд (равный по вели-

 

чине заряду электрона). Сила со сторо-

 

ны поля, действующая на элементарный

 

заряд, равна еЕ; работа по разделению

d

зарядов

на расстояние

d

оказывается

равной:

 

 

 

 

 

 

Рис.1.1 Разделение

d

 

2

 

 

 

 

n

 

зарядов в плазме

 

 

 

 

A = eEdx =

4π e

 

d2 ,

 

 

 

 

 

 

 

0

 

2

 

 

 

и она не может превышать кинетическую энергию теплового движения частицы, для одномерного движения, как известно, равную (1/2) kБТ, где kБ постоянная Больцмана. Отсюда

d =

kБT

 

4π e2n .

(1.1)

На расстояниях, меньших d, всегда будут возникать электрические поля; флуктуации неизбежны. А вот разойтись на расстояния, существенно большие чем d, частицы не могут. Поэтому плазма и является квазинейтральной нейтральная в больших объемах, но всегда с электрическими полями на расстояниях масштаба d, зави-

15

сящего от температуры и плотности плазмы. Величину d обычно называют дебаевским радиусом (см. ниже), употребительно также обозначение rD.

В физике плазмы температуру обычно измеряют в электронвольтах, при этом 1эВ эквивалентен 11600 K, и для ее обозначения в энергетических единицах вместо kБТ используют T. В книге в соответствии со сложившейся в русскоязычной литературе по плазме используется гауссова система единиц (см. Приложение I). Расчеты по (1.1) для термоядерной плазмы с параметрами n 1014см-3, Т 104эВ дают d 5 10-3см.

Плазменная частота

Электрические поля разделения зарядов будут действовать на заряженные частицы. Полагая, что существенно более тяжелые ионы покоятся, рассмотрим движение некоторого выделенного электрона в таком одномерном поле Е (см. рис. 1.1). Уравнение движения электрона

..

m x = −eE = −4πne2 x,

совпадает по виду с уравнением движения для одномерного осциллятора. Следовательно, электрон будет колебаться с частотой

ω p =

4π e2 n

.

(1.2)

m

 

 

 

Эту частоту, являющуюся одной из важнейших характеристик плазмы, называют плазменной или ленгмюровской. Следует подчеркнуть, что она не зависит от температуры. Для термоядерной плазмы с приведенными выше параметрами частота ленгмюровских колебаний оказывается равной ωp 6 1011c-1.

§ 2. Дебаевский радиус, дебаевский слой

Каждая заряженная частица в плазме взаимодействует с другими заряженными частицами, и распределение потенциала ϕ её поля зависит от пространственного распределения окружающих её частиц. В поле данной частицы плотность заряженных частиц в

16

равновесном состоянии плазмы должна быть распределена по закону Больцмана

 

 

eϕ

 

n = n0 exp

 

,

(1.3)

T

 

 

 

 

где n0 – концентрация частиц невозмущенной полем плазмы, ϕ − потенциал электростатического поля. Напишем теперь уравнение Пуассона (в сферической системе координат) для частиц плазмы, окружающих выделенную частицу:

1 2 (rϕ) = −4πe(Zni ne ) . r r2

Учтем, что плотности электронов и ионов в поле выделенной частицы подчиняются закону Больцмана, а температуры Тe и Тi распределений электронов и ионов плазмы могут быть разными. Ограничиваясь линейным приближением, т.е. считая |eϕ|<<T, разложим экспоненты в ряд. Учитывая квазинейтральность плазмы (Znoi=noe), получим упрощенное выражение для уравнения Пуассона:

1 2

(rϕ) =

4πZe(n T

+ n T )

ϕ =

ϕ

,

(1.4)

r r2

 

 

T T

i i

r2

 

 

 

 

 

 

e

e

 

 

 

 

где обозначено

 

 

 

 

e

i

 

 

DH

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

rD =

 

 

 

TeTi

 

 

 

 

 

(1.5)

4πZe2 (T n +T n )

 

 

 

 

 

 

 

 

e

e

i

i

 

 

 

 

радиус Дебая. Решение уравнения (1.3):

 

 

 

 

 

 

 

ϕ =

q

er / rD ,

 

 

 

 

 

(1.6)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

r

 

 

 

 

 

 

 

где q заряд выделенной нами “пробной” частицы. Если это заряженный ион с кратностью ионизации Z, то q = Ze.

Вблизи частицы на расстояниях r<<rD потенциал поля совпадает с потенциалом поля частицы в вакууме (ϕ≈q/r), а на расстояниях r>> rD поле экспоненциально быстро затухает. На таких расстояниях от частицы плазма экранирует её электрическое поле. Поэтому уравнение (1.6) иногда называют уравнением экраниров-

17

ки. После того, как мы нашли характерное расстояние экранировки зарядов в плазме, можно дать более строгое ее определение: плаз-

ма – это квазинейтральный ансамбль заряженных (и нейтральных) частиц, размеры которого существенно больше радиуса Дебая.

Проникновение внешнего электростатического поля в плазму

Поместим в плазму плоский электрод, имеющий потенциал ϕ по отношению к другому плоскому электроду, удаленному от данного на расстояние x>>d (рис.1.2). Примем для простоты Тei и Z=1, так что noi=noe=no. Тогда уравнение Пуассона для распределения потенциала вблизи электрода будет следующим:

dE

 

d 2

ϕ

eϕ

 

 

= −

 

 

= 4πe(ni ne ) = −8πen0 sh

 

 

(1.7)

dx

dx 2

 

 

 

T

 

(Предполагается, что ось х системы координат перпендикулярна к электроду)

Решение этого уравнения в предположении, что eϕ/T<<1, имеет следующий вид:

Рис.1.2. Дебаевский слой и предслой у поверхности (x=0)

E = Eoe-x/d,

где Eo напряженность поля на поверхности пластины, расположенной при х=0 [1]. Мы видим, что напряженность электрического поля, проникающего в плазму,

экспоненциально быстро затухает. Характерной величиной расстояния затухания

является радиус Дебая:

d =

T

 

8πne2 .

(1.8)

Вернемся к формуле (1.5). Если в ней положить, что ne=ni и Te=Ti, то получим выражение (1.8). Если считать, что плазма явля-

18

ется сильно неизотермической, так что Te>>Тi, то получим выражение, совпадающее с формулой (1.1) и отличающееся oт выраже-

ния, определяемого формулой (1.8), всего в 2 раз. Поэтому в любой плазме пространственные масштабы экранирования электрических полей и флуктуативного разделения зарядов практически одинаковы. Так же, как и ленгмюровские колебания с плазменной частотой, экранирование электрических полей важная характерная особенность плазмы.

Отметим, что по порядку величины 1/ωp есть время пролета дебаевского слоя тепловым электроном.

Плавающий потенциал, т.е. потенциал, который приобретает внесенное в плазму изолированное тело за счет попадания на него более подвижных электронов, хорошо описывается формулой (в данном случае в связи с принятой практикой потенциал обозначен как V≡ϕ):

 

Te

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

eVfl =

 

2πme

+

Ti

 

 

 

{ln

 

 

1

 

 

 

} .

(1.9)

2

M

 

T

2

 

 

i

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

e

 

 

 

 

Это выражение получается из очевидного условия, что в стационарном случае ток положительных ионов скомпенсирован током электронов. Плотность потока электронов на поверхность определяется в соответствии с (1.3) уменьшенной отрицательным потенциалом тела концентрацией электронов с максвелловским распределением по скоростям:

 

1

 

 

e(V

fl

V )

 

 

 

 

 

 

 

s

 

 

 

je =

 

nseve exp

 

 

 

 

 

,

(1.10)

4

 

Te

 

 

 

 

 

 

 

 

 

где ve = 8Te , а Vs потенциал на границе предслоя. Плотность

πme

тока ионов может быть найдена из критерия Бома, согласно которому для образования пристеночного слоя их скорость на границе при Te>>Ti должна определяться условием:

19

v > Te .

(1.11)

i

Mi

 

 

 

В общем случае обобщенный критерий Бома соответствует условию

v

> Te +γTi

,

(1.12)

i

Mi

 

 

 

 

 

где γ=1 для изотермического потока, γ = 5.3 для адиабатического потока с изотропным давлением и γ = 3 для одномерного адиабатического потока. Приравнивая плотности ионного тока ji = (nisvi ) / 4 , где vi определяется по (1.12) при γ =1, и электронно-

го тока (1.7) и, учитывая, что eVs Te/2, получаем (1.9). Изменение этого потенциала с расстоянием качественно показано на рис.1.2.

Критерий (1.11) может быть получен из следующих соображений. Полагая, что образовавшиеся в области плазмы с потенциалом V=0 ионы имеют нулевую скорость (Ti=0), и достигли без столкновений границы предслоя со значением потенциала Vs , имеем:

Mi v2

/2 = - eVs.

(1.13)

s

 

 

Из условия непрерывности потока nv в пристеночном слое вытекает, что ni/nis=(Vs/V)1/2. Подставляя в уравнение Пуассона для слоя (1.7) и полагая плазму на границе слоя квазинейтальной (nis=nes=ns), имеем

2

 

V

 

e(V V )

 

 

d V

 

 

 

 

dx2

= −4πen

s exp

 

s

 

.

s

V

T

 

 

 

 

 

e

 

 

Вводя переменную =Vs-V>0 и считая ее малой по сравнению с Vs и Te/e, путем разложения по V вблизи Vs правой части получаем:

d 2

 

e

 

1

 

 

 

 

dx2

4πen

 

 

 

 

 

 

 

 

.

T

2

 

V

 

 

 

s

 

 

 

 

 

 

 

 

 

e

 

 

 

 

s

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение этого уравнения имеет неоциллирующий характер лишь при положительном значении множителя в скобках, откуда e/Te>1/2Vs, что в соот-

ветствии с (1.13) дает Mi vs2 /2>Te или vs ≥ (Te/Mi)1/2.

20