Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Ryabkov_V_M_Antologia_form_prosvetitelnoy_KDD

.pdf
Скачиваний:
575
Добавлен:
11.04.2015
Размер:
3.62 Mб
Скачать

621

 

широкому развитию народного творчества,

художественной

самодеятельности и организовывать культурный

отдых населения...

Наша задача — поставить дело таким образом, чтобы поднять уровень всей культурной работы, чтобы в деревне образцово работало, полнокровно жило культурной жизнью каждое наше учреждение, чтобы каждое учреждение было настоящим, подлинным центром культурнопросветительной работы на селе».

Огромную роль в подъеме культурно-просветительной деятельности сыграли постановления по идеологическим вопросам, принятые в годы четвертой пятилетки. В постановлении партии от 27 марта 1946 г. «Об агитационно-пропагандистской работе партийных организаций в связи с принятием Закона о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946—1950 годы» обращалось внимание на то, что разъяснение задач четвертой пятилетки «не является кратковременной кампанией», а представляет собой важнейшую составную часть агитационной и пропагандистской работы партии на предстоящий период. В связи с этим доведение до широких слоев сельского населения идей и практических задач партии, выдвинутых в области сельского хозяйства в послевоенный период, было основной целью сельских культурно-просветительных учреждений.

Восстановление сети культурно-досуговых учреждений

Необходимыми условиями развертывания идеологической и культурной деятельности на селе являлись восстановление и расширение сети библиотек и клубных учреждений, создание для них прочной материальной базы и обеспечение их квалифицированными кадрами. Большое значение в укреплении очагов культуры на селе имели постановления, принятые Советом Министров в 1946 г.: «О мерах помощи сельским клубам и избам-читальням», «О мерах по укреплению районных и сельских библиотек», «О мероприятиях по улучшению работы районных Домов культуры».

622

Задача восстановления и дальнейшего развития сети учреждений культуры была первоочередной как для республики в целом (общее их число, особенно на селе, за годы войны сократилось в 1,5 раза), так и для ее отдельных районов.

На 1 января 1946 г. 401 районный центр РСФСР не имел Домов культуры, а в 874 сельских Советах отсутствовали клубные учреждения. Большинство существовавших клубных и библиотечных учреждений размещались в комнатах правлений колхозов и сельсоветов.

Подобное положение характерно и для сел Западной Сибири. Так, в середине 1946 г. бригада ЦК ВЛКСМ по проверке состояния культурно-просветительной работы, обследовав 13 районов Кемеровской области, пришла к выводу, что материальная база учреждений культуры чрезвычайно слаба: из 143 сельских клубов и 243 изб-читален только 165 имели свои помещения. В Омской области из 476 изб-читален 242 находились в своих помещениях, из 76 сельских библиотек — только 45 и из 35 районных Домов культуры — 32. Радио, киноаппаратура, музыкальные инструменты, мебель отсутствовали в подавляющем большинстве клубных учреждений.

В условиях восстановительного периода, когда основные средства направлялись на подъем народного хозяйства, главным в деятельности партийных и советских органов на местах было изыскание внутренних резервов, сооружение очагов культуры на средства колхозов, совхозов, МТС и промкооперации, привлечение сил общественности.

Размах народной инициативы в создании клубных и библиотечных учреждений на селе был характерен для всех областей Западной Сибири. Строительство и укрепление материальной базы культпросветучреждений происходили в основном методом народной стройки и за счет средств самообложения населения.

В июне 1946 г. комсомольцы и молодежь Солнцевского сельского Совета обратились ко всей молодежи и трудящимся Исыклькульского

623

района Омской области с призывом своими силами восстановить и отремонтировать помещения учреждений культуры на селе. В обращении говорилось: «Наведем порядок и уют в избах-читальнях и колхозных клубах. Поставим культпросветработу на должную высоту. Добьемся, чтобы наши избы-читальни, библиотеки и клубы были действительными очагами культуры, чтобы они явились центром пропаганды пятилетнего плана и всей культурно-массовой работы, местом культурного отдыха молодежи». За 1945—1946 гг. сельские комсомольцы Омской области помогли открыть 323 колхозных клуба.

Инициативу комсомольцев сел Омской области поддержал обком ВЛКСМ, наметив на 1947—1949 гг. трехлетку культуры, в течение которой планировалось построить 273 колхозных клуба. Эти плановые задания были выполнены. На 1 января 1951 г. в области насчитывалось с вновь построенными 682 колхозных клуба. В ходе осуществления трехлетки культуры сельские труженики области выступали с новыми начинаниями. Так, в феврале 1948 г. общественность Исиль-Куля предложила начать месячник по строительству, ремонту и оборудованию очагов культуры на селе. Инициатива исилькульцев была одобрена на заседании райисполкома и райкома партии. С 1 марта по 1 апреля 1948 г. был объявлен месячник культуры. В целом по району за этот период открылись 21 колхозный клуб и 24 красных уголка, учреждения культуры пополнились инвентарем, активизировалась вся культурно-просветительная работа. В области за это время были оборудованы 136 изб-читален, 49 сельских и 141 колхозный клуб, капитально отремонтированы около 200 очагов культуры, достроены здания 25 изб-читален и клубов, начато строительство 100 культпросветучреждений.

Усилению внимания к вопросу укрепления материальной базы культурно-просветительных учреждений на селе в Тюменской области способствовало постановление облисполкома от 29 июля 1948 г. «О

624

неотложных мерах по улучшению работы культурно-просветительных учреждений». За второе полугодие 1948 г. в области были отремонтированы 61 сельский клуб, 58 изб-читален, построено на средства самообложения 8 сельских клубов и 4 избы-читальни.

Однако в ряде случаев со стороны хозяйственных руководителей наблюдалась недооценка значения культурно-просветительной работы: в некоторых колхозах не спешили освобождать помещения очагов культуры, занятые другими учреждениями или используемые в качестве зернохранилищ. Так, осенью 1949 г. в Кемеровской области помещения 56 из 175 сельских клубов использовались для хранения зерна, в Омской области осенью 1950 г. — соответственно 228 из 322. Клубные и библиотечные помещения не. всегда вовремя ремонтировались, трудно решались вопросы с их оборудованием, радио и кинофикацией.

Однако, несмотря на недостатки в развитии сети учреждений культуры, в целом материальная, база культуры в селах Западной Сибири в первую послевоенную пятилетку окрепла.

Годы четвертой пятилетки отмечены интенсивным процессом замены изб-читален учреждениями культуры более высокого типа — клубами. За 1947—1951 гг. в Западной Сибири число изб-читален сократилось на 829, а число сельских клубов увеличилось на 955 единиц.

Еще более значительным в рассматриваемый период было расширение сети библиотек на селе. Количество массовых библиотек на селе увеличилось в 4 раза, а их книжный фонд — почти в 5 раз. Однако число книг, приходящихся в среднем на одну библиотеку, возросло всего с 879 до 973 экземпляров.

В конце четвертой пятилетки начинают создаваться колхозные клубы и библиотеки. Большинство из них оказалось маломощными, не имело квалифицированных кадров и методического руководства со стороны органов культуры. Все это привело к тому, что в 50-е годы многие из

625

колхозных культпросветучреждений или прекратили свое существование, или слились с государственными библиотеками и клубами.

Подготовка кадров для сельских культурно-досуговых учреждений

В целом, характеризуя работу по развитию и восстановлению сети учреждений культуры в послевоенные годы, необходимо отметить, что к 1951 г. она в Западной Сибири превысила довоенные показатели. Параллельно с восстановлением и развитием сети учреждений культуры на селе, а также укреплением их материальной базы в первые послевоенные годы советскими органами решались вопросы подготовки и переподготовки кадров культпросветработников.

Положение с клубными и библиотечными работниками было чрезвычайно тяжелым. Среди библиотекарей Российской Федерации работники с высшим образованием составляли всего 4%, со средним — 33, с неполным средним — 47, с начальным — 14%20. Большая: часть этих библиотекарей работала на селе. Образовательный уровень сельских клубных работников был еще ниже.

За годы войны сеть средних специальных учебных заведений, готовящих клубных и библиотечных работников, резко сократилась. В Западной Сибири, к примеру, они все были закрыты. Поэтому местные органы власти приняли ряд мер по восстановлению и развитию сети библиотечных техникумов и культпросветшкол. С августа 1945 г. возобновил работу Омский библиотечный техникум, в 1946 г.— Томский,

в1948 г. — Тобольский. В 1945 г. открылась Салехардская культпросветшкола для подготовки национальных кадров для народов Севера, в 1947 г.— культпросветшкола в Новосибирской - области, затем

вАлтайском крае. Однако учебные заведения с самого начала в своей работе испытывали большие трудности. Материальная база их была крайне слаба, общежития отсутствовали, что вело к большому отсеву учащихся. Учебные заведения зачастую не располагали

626

преподавателями по ведущим специальностям: культпросветработе, теории искусства, режиссуре, библиографии. В 1950 г. в Тарской культпросветшколе (Омская область) на всех трех курсах из-за отсутствия преподавателя не изучалась режиссура.

Несмотря на создание сети средних учебных заведений, готовящих библиотечных и клубных работников, выпуск специалистов по сравнению с потребностями был незначителен. Омский библиотечный техникум в 1946/47 уч. г. подготовил 13 специалистов, 10 из которых получили назначение на работу в село. Постоянное увеличение числа выпускников (в 1949/50 уч. г. техникум подготовил 56 специалистов) на качественный состав сельских культпросветработников влияло мало, так как значительная часть специалистов оседала в городах. На 1 января 1947 г. только 10% сельских клубных работников Западной Сибири имели среднее образование, 71,6 — семилетнее и 18,4% — начальное. Кроме того, стаж работы в учреждениях культуры 68,6% культпросветработников составлял менее года. Несколько лучше был качественный состав заведующих районными и сельскими библиотеками Западной Сибири, среди которых высшее и неполное высшее образование имели 2,5%, среднее — 24,9, среднее специальное — 5,1, семилетнее — 62,6, начальное — 4,9%. Удельный вес библиотечных работников со стажем до года достигал 57,8 %26.

Учитывая ограниченные возможности средних специальных учебных заведений, Комитет по делам культурно-просветительных учреждений ориентировали местные органы власти на организацию курсовой системы по подготовке клубных и библиотечных работников. Курсы как форма повышения квалификации работников получили широкое распространение. Так, решением Омского облисполкома от 11 июня 1946 г. были созданы 7-месячные курсы по подготовке заведующих избамичитальнями и сельскими клубами и 3-месячные курсы по подготовке библиотечных работников. В Новосибирской области в 1946 г. состоялись

627

месячные курсы библиотекарей и 4-месячные курсы заведующих избами-читальнями.

Клубный семинар

Другой важной формой подготовки культпросветработников явились двух- и трехдневные семинары. В Новосибирской области, например, в 1947 г. было проведено 200 районных семинаров, в которых приняли участие 2,9 тыс. работников культурных учреждений села. В 1948 г. в Тюменской области состоялось 217 семинаров, в Омской области только за второе полугодие 1948 г.— 133 семинара.

С годами совершенствовалась программа семинаров, курсовой подготовкой все шире охватывались как клубные и библиотечные работники, так и руководители художественной самодеятельности. Все это повышало уровень идейной подготовки и деловой квалификации сельских работников культуры и поднимало всю культурнопросветительную работу на новую ступень.

В первые послевоенные годы получила распространение такая форма подготовки библиотечных работников, как ученичество (в течение года или 6 мес.) при областных и районных библиотеках. В 1946 г. в Новосибирской области библиотечное ученичество было организовано в 11 районных библиотеках Система курсовой подготовки, семинары, совещания передовиков

культурных учреждений сыграли положительную роль, но на характеристике образовательного уровня культпросветработников отразились незначительно, поэтому советские органы, отделы культпросветработы на местах вели работу по расширению заочного обучения.

Наряду с подготовкой специалистов клубного и библиотечного дела в местных учебных заведениях изменению качественного состава культпросветработников способствовал приток выпускников средних специальных учебных заведений из других областей: в 1948 г. в

628

клубы и библиотеки Тюменской области был направлен 51 специалист, Омской области за 1948—-1950 гг.— 189. И все же, несмотря на рост числа работников культпросветучреждений со средним специальным образованием, общая характеристика качественного состава кадров сельских клубов и библиотек изменялась медленно. Одна из причин такого положения — большая текучесть кадров вследствие низкой заработной платы, бытовых неурядиц, нерешенности жилищной проблемы для молодых специалистов. В этих условиях вопрос укомплектования сельских учреждений культуры специалистами клубного и библиотечного дела и в конце четвертой пятилетки продолжал оставаться весьма актуальным.

В рассматриваемый период задача местных организаций состояла не только в том, чтобы восстановить сеть культпросветучрежденияй, но также и в обеспечении высокого идейного уровня их деятельности. Ведущую роль в осуществлении этой работы на селе играли клубные учреждения — центры проведения всех политических мероприятий, научно-просветительной и производственной пропаганды, эстетического воспитания трудящихся через привлечение их к художественной самодеятельности.

В годы четвертой пятилетки основным содержанием клубной работы было разъяснение решений партии и правительства по вопросам внутренней и внешней политики, мобилизации трудящихся на выполнение хозяйственных планов. В этой связи важное место в деятельности клубных учреждений занимала лекционная пропаганда, которая способствовала подъему идейного и культурного уровня сельских тружеников.

Формы лекционной пропаганды

С середины 1945 г. начался процесс организационного укрепления учреждений, направляющих лекционную пропаганду. В августе 1945 г. было принято постановление СНК РСФСР «Об улучшении лекционной

629

пропаганды, проводимой Комитетом по делам культурно-просветительных учреждений при СНК РСФСР», которое ориентировало на создание в краях и областях лекционных бюро, в районах — лекторских групп. Управление лекционной пропаганды научных знаний, созданное на основании этого постановления, в начале 1946 г. разработало и утвердило положения об областном, краевом и республиканском лекционном бюро и районной лекторской группе. К середине 1946 г. в Российской Федерации было создано 2,3 тыс. районных лекторских групп, которые состояли из 46,0 тыс. лекторов. В Новосибирской области в 1948 г. лекторы городских и районных лекторских групп прочитали 9,4 тыс. лекций, из них, 7,3 тыс. — в селах.

Наряду с организацией районных лекторских групп с 1947 г. по инициативе сельской интеллигенции и колхозников в клубах и избахчитальнях стали создаваться сельские и колхозные лектории, что привело к значительному улучшению постановки лекционной пропаганды на селе. Лектории обслуживались в основном силами местной интеллигенции, а руководство ими осуществляли районные и первичные организации. В 1947 г. в 28 районах Омской области был создан 201 колхозный лекторий, а к концу 1950 г. в области работало 511 сельских лекториев, в которых принимало участие более 3 тыс. учителей, агрономов и врачей.

В 1949 г. Комитет по делам культурно-просветительных учреждений утвердил Положение о сельском лектории. К этому времени организация сельских лекториев и объединений лекторов при них приняла массовый характер. Так, если в Новосибирской области в начале 1949 г. насчитывалось 177 лекториев, то в конце года — 303. В 1948 г. лекторами сельских объединений области было прочитано 17,2 тыс. лекций и докладов, в 1949 г. — 22,9 тыс. Особенно активной была деятельность сельских лекториев при Любинском сельском клубе, Беленской, Зубковской и Аксенихинской избах-читальнях Веселовского

630

района. В первом полугодии 1949 г. в 13 сельских лекториях района труженики села прослушали 150 лекций. В целом по Западной Сибири в 1949 г. действовало 1764 сельских лектория, в том числе 392 — на Алтае, где в 1950 г. в лекториях было прочитано 19,5 тыс. лекций. К концу 1950 г. в стране работало свыше 50 тыс. сельских лекториев.

Основная масса лекций, прочитанных на селе, приходилась на долю клубных учреждений. Количество лекций постоянно росло. Так, в 1946 г. в районных Домах культуры Новосибирской области состоялось

720 лекций (114,4 тыс. слушателей), в 1947 г.— 1102 (139,7 тыс. чел.), в 1948 г. —1214 лекций (147,0 тыс. чел.).

В 1947 г. возникло Всесоюзное общество по распространению политических и научных знаний, а на местах были созданы его краевые, областные, городские и районные отделения. Несмотря на то, что деятельность этого общества в стадии становления, оно начало вносить существенный вклад в проведение лекционной пропаганды. Так, в 1949 г. Алтайским краевым отделением общества было прочитано 844, в 1950 г.—3974 лекции. Дальнейшей активизации деятельности общества способствовало постановление партии от 20 июня 1949 г. «О мерах по улучшению работы Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний».

Вцелом, лекционная пропаганда на селе значительно расширилась.

В1950 г. в селах Западной Сибири для тружеников колхозов было прочитано 94,9 тыс. лекций, что составило 64,8% общего их числа. На селе действовало 2790 лекториев, во многих областях были созданы радиолектории.

Ведущее место в тематике читаемых на селе лекций занимали общественно-политические вопросы. В среднем за пятилетие эти лекции составляли почти половину общего числа выступлений перед трудящимися, которым необходимо было разъяснить задачи послевоенной пятилетки, помочь разобраться в сложной международной обстановке

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]