Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Ryabkov_V_M_Antologia_form_prosvetitelnoy_KDD

.pdf
Скачиваний:
575
Добавлен:
11.04.2015
Размер:
3.62 Mб
Скачать

561

А весной 1943 г. прошла городская Олимпиада детского творчества. На фотографиях, выставленных в Музее истории Ленинграда, видны живые «пирамиды», детские рисунки, музыканты на сцене заполненного детьми зала... Из воспоминаний М. А. Голъденштейн (до войны художественный руководитель городского Дома пионеров): «Мысль об этой Олимпиаде юных талантов была и удачной и своевременной. Правда, организована она была „подпольно": не следовало афишировать большие скопления детей в центре города... Это было бурное проявление воли к жизни, вызов страху, опасностям, самой смерти! (...) Почти каждый детский концерт стихийно выливался в митинг»...

Естественно, наиболее крепкой была художественная самодеятельность Балтфлота, МПВО, милиции, НКВД, пожарной охраны и других военизированных подразделений. Уже в апреле 1942 г. прошел смотр самодеятельности госпиталей Ленинграда, весной 1943 г. — общегородской смотр самодеятельности военно-учебных пунктов, вслед за ними — общегородской смотр учреждений, заводов и воинских частей. В феврале 1944 г. был проведен смотр краснофлотской самодеятельности.

Но это был уже свободный, вне тисков блокады, смотр. И не случайно, например, в Кронштадте особый успех выпал на долю инструментального квинтета под руководством баяниста сержанта Алексеева. Квинтет исполнил программу из произведений И. Дунаевского — светлую, радостную музыку мира. В это время интенсивно возрождались многие коллективы вернувшихся в город предприятий. А. Глебов рассказывал о возрождении музыкальной самодеятельности завода им. Сталина (до войны тут были хор, оркестр, оперный и балетный кружки, в которых занималось до 150 человек). «Начало войны застало их во время воскресного выездного концерта в Териоках, на открытии нового санатория. Наступили трудные дни. Половина активистов ушла на фронт. Остальные выбивались из сил, выполняя фронтовые заказы в обстановке голода, ежедневных бомбежек и обстрелов... Однако и в эти дни редактор заводского радиоузла О. М.

562

Верховская и нормировщик литейного цеха Тихомиров сумели составить эстрадно-концертную бригаду фронтового типа, которая выступала на передовой, на кораблях Балтфлота, в госпиталях более 300 раз. В 1944 г. на заводе снова возродился хор, и начал создаваться духовой оркестр, но в них почти все были новичками, а в хоре не хватало мужских голосов. Как только вернулся из армии бывший староста хора, он пришел к Верховской и предложил заняться хором, чтобы сделать его „таким, как до войны". За ним пришли другие „ветераны" заводской самодеятельности (...) В мае 1945 г. самодеятельность уже смогла выступить с большим праздничным концертом, „гвоздем" которого был музыкальный монтаж по опере Рахманинова „Алеко"».

Особой известностью пользовался самодеятельный женский ансамбль МПВО Ленинграда.

В 1942 г. солист Кировского театра, заслуженный артист РСФСР Н. Куклин организовал хор девушек-бойцов. «Почти все девушки пришли в хор, не имея представления о вокале, с трудом воспринимали хоровую культуру», — пишет В. Ильин. Но репетиции, а затем и концерты проходили «каждый день» (Н. Куклин), и уже 2 ноября хор выступал в Большом зале филармонии с праздничной программой. В нее вошла и композиция «Месть» с музыкой профессора консерватории А. Д. Каменского.

От обычного репертуара двухголосных массовых песен хор постепенно перешел к оперным фрагментам («Мазепа», «Фауст», «Вильгельм Телль», «Тихий Дон»), сложным произведениям а капелла, русским народным песням — восстановив, таким образом, «репертуарный минимум» лучших самодеятельных хоров Ленинграда 30-х гг. Суровые условия блокады, армейское положение коллектива способствовали превращению его в крупный ансамбль «синтетического типа». Были созданы хореографическая и инструменальная группы (в последнюю вошел ансамбль гусляров под руководством П. Е. Шалимова), позднее — театр кукол. «Особенностью ансамбля было то, что во всех его коллективах участвовали, за редким

563

исключением, только женщины. Многие из них совмещали роли певцов, танцоров, музыкантов...».82 Концерты, тематические композиции и спектакли ансамбля пользовались неизменным успехом у публики, записывались, транслировались по радио.

В1944 г. коллектив выступал в Москве — в Мраморном зале Моссовета,

вчастях МПВО. А после войны, как многие крупные армейские ансамбли, женский хор под руководством Куклина получил профессиональный статус и выступал в Ленинграде до 1948 г.//Румянцев, Ю. С. Самодеятельное

музыкальное творчество в годы Великой Отечественной войны/Ю. С. Румянцев//Самодеятельное художественное творчество в СССР: Очерки истории 1930 - 1950 гг. - М.: Дмитрий Буланин, 2000. - С. 359 - 378.

Примечательным фактом культурной жизни военных лет явилось самодеятельное художественное творчество народа. Это одна из важных форм эстетического воспитания трудящихся, развития их творческих способностей. Вместе с тем наряду с профессиональным искусством выступления самодеятельных коллективов — общественная трибуна, форма воспитания миллионов людей.

Уже с конца 1942 — в 1943 г. в рабочих и колхозных клубах, во дворцах культуры и избах-читальнях вновь широкое развитие получила художественная самодеятельность людей, трудившихся в тылу Советской страны. Выступления лучших самодеятельных коллективов отличались высокой культурой. Она выражалась в художественном и в идейном уровне выступлений, в репертуаре, в исполнительском мастерстве. Художественная самодеятельность ярко выразила духовный облик борющегося народа, его героический оптимизм, неистощимую и многообразную талантливость, стремление советских людей к культуре и искусству.

Смотры самодеятельного художественного творчества

Советское правительство всегда, даже в труднейших условиях Отечественной войны, оказывали неизменную помощь развитию народного

564

творчества, всемерно поощряли участников народной художественной самодеятельности. Широко была использована, в частности, испытанная в нашей стране форма смотров самодеятельного искусства, что в значительной мере способствовало вовлечению трудящихся в народное творчество. 1 апреля 1943 г. Президиум ВЦСПС принял специальное постановление о проведении смотра художественной самодеятельности на фабриках и заводах. С июня 1943 г. начались смотры коллективов. Они превратились в событие большого культурного значения.

Смотры, демонстрирующие образцы народного художественного творчества, привлекли в самодеятельные кружки широкие слои рабочих и служащих, приобщили к культуре и искусству десятки тысяч трудящихся. В ходе смотров появлялись новые кружки. В Москве, например, с июня по октябрь 1943 г. число участников самодеятельности возросло с 3 тыс. до 10 тыс. Только в Донском районе Подмосковного угольного бассейна, где до смотра насчитывалось всего 3—4 коллектива, к концу смотра их стало 25. На предприятиях хлопчатобумажной промышленности Московской и Ивановской областей возникло 216 новых коллективов с 4400 участниками.

Значительно выросло число участников самодеятельности на предприятиях промышленности боеприпасов. С 1 апреля до 1 декабря 1943 г. количество кружков возросло в 3,5 раза (с 54 до 187), а число участников — с 1066 до 4687.

Всего с апреля по декабрь 1943 г. в кружки художественной самодеятельности было привлечено более 70 тысяч новых членов.

На смотрах были представлены хоровые, драматические и хореографические коллективы, струнные, духовые и джазовые оркестры, акробаты, чтецы, музыканты, кукольники, художники.

Это были люди, с величайшим напряжением работавшие на предприятиях и в учреждениях, живущие в обстановке лишений, среди горя и бед, которые принесла война.

565

И все же они находили в себе силы и желание заниматься искусством. В этом была еще одна духовная победа над врагом, который стремился смять, задушить, морально сломить советских людей.

Смотр самодеятельных художественных коллективов предприятий металлургической промышленности

В смотре в 1943 г. участвовало 160 тыс. человек. Это были сотни и тысячи рабочих, инженеров, служащих. 1270 участников представляли самодеятельность крупнейших металлургических предприятий страны: Магнитогорского, Серовского, Кушвинского, Нижне-Салдинского, НовоТагильского, Нижне-Тагильского, им. Куйбышева, Чусовского и других, более 6 тыс. человек — предприятия промышленности боеприпасов, 3 тыс.— заводы танковой промышленности, 480 участников самодеятельности — Уралмаш, более 800 человек — хлопчатобумажные предприятия Ивановской области, 774 — угольные бассейны. О размахе художественной самодеятельности, об энтузиазме, с которым относились к ней люди, говорит хотя бы то, что в Ленинграде, осажденном городе, измученном блокадой (она только прорвана, не снята), в городском смотре участвовало 112 коллективов с 2 тыс. участников.

Трудно переоценить значение смотров народного творчества в трудовой жизни страны. Коллективы художественной самодеятельности в период подготовки и проведения смотра выступали с концертами перед своими товарищами — рабочими непосредственно в цехах заводов, в общежитиях, в госпиталях и в воинских частях. Участники художественной самодеятельности дворца культуры им. С. М. Кирова выступили за год с 90 концертами, их зрителями было около 35 тыс. рабочих. 40 тыс. рабочих и служащих Магнитогорского металлургического комбината посетили самодеятельные концерты в центральном клубе, в цехах, общежитиях и в хозяйствах комбината.

60 выступлений коллектива художественной самодеятельности клуба им. Воровского в Московской области посмотрело 12 тыс. зрителей, 46

566

концертов и спектаклей самодеятельности льнозаводов Калининской области посетило около 7 тыс. человек.

Смотр художественной самодеятельности чрезвычайно благотворно сказался и на дальнейшей творческой деятельности ее участников, на репертуаре самодеятельных артистов. В военные годы утвердились хорошо принимавшиеся зрителем малые формы — устные журналы, фельетоны, агитационно-художественные бригады типа старой «Синей блузы», живые газеты, раешные кукольные выступления. Возникали новые формы выступлений. Огромной популярностью пользовались, например, в НижнеСалдинском и Санарском клубах такая форма художественной самодеятельности, как «фотоглаз»—своеобразный тип фельетона — райка.

Устный журнал

Для всех коллективов была характерна глубокая связь с жизнью. Большим успехом у рабочих, например, пользовался устный журнал «Крокодилова трубка». Программа драматических коллективов отражала жизнь цехов, отдельных рабочих, заводов в целом. На Магнитогорском комбинате участники литературного объединения создали форму художественной самодеятельности— серию устных фельетонов «Саша Плавкий». Сотни рабочих слушали веселые, порой злые частушки. Надо ли говорить, сколь действенным оказывалось их влияние.

Литературный кружок

В период смотра активизировалась работа заводских литераторов. Литературный кружок возник, например, при Центральном клубе металлургов Магнитогорского комбината. Около 40 произведений на темы, отражающие жизнь завода, были написаны его участниками. Самодеятельными поэтами и композиторами были созданы песни, оставшиеся в памяти людей на долгие годы: песня металлургов Магнитки «Завод-великан», песни «Ремесло», «Металл», множество частушек.

567

Самодеятельные артисты с большим мастерством исполняли в эти годы пьесы о войне и отрывки из произведений классиков русской и мировой литературы.

Успех смотра в немалой мере обеспечило участие в нём виднейших деятелей искусства - они непосредственно руководили работой многих

коллективов, были консультантами, членами жюри.

Первый Всероссийский смотр сельских самодеятельных художественных коллективов

25 октября 1943 г. по 1 февраля 1944 г. шел смотр художественной самодеятельности в сельских местностях и в районных центрах страны, объявленный совместным решением Наркомпроса РСФСР, Управления по делам искусств при Совнаркоме РСФСР и ЦК ВЛКСМ.

В большинстве районов смотры вылились в подлинно народные празднества и прошли с огромным подъемом. Конкурсные выступления привлекли десятки тысяч участников и сотни тысяч зрителей. В смотре самодеятельности трудящихся Алтайского края приняло участие 20 тыс. человек. В период подготовки и проведения краевого смотра было создано 823 новых кружка художественной самодеятельности. В Молотовской области в смотре участвовало 12 тыс. человек, и за время подготовки к смотру вновь было организовано 186 коллективов художественной самодеятельности. 20 тыс. человек участвовали в смотре в Горьковской области, 30 тыс.— в Московской.

Массовость участия определила и значительный процент отбора самодеятельных артистов, певцов, музыкантов для следующих туров. В Свердловской области, например, из 20 тыс. участников на областной смотр было отобрано 800 лучших исполнителей.

Этот первый в РСФСР смотр сельской художественной самодеятельности привлек 700 тыс. участников (48 560 коллективов). И результаты его сказались на дальнейшей работе кружков. Выросло количество коллективов художественной самодеятельности, повысился

568

идейно-художественный уровень их деятельности, репертуар пополнился новыми произведениями о героизме Красной Армии, о трудовых подвигах и патриотизме народа, о его героическом прошлом.

Второй Всероссийский смотр сельской художественной самодеятельности

Первый смотр сельской художественной самодеятельности содействовал широкому развитию самодеятельного народного творчества и предопределил успех второго смотра художественной самодеятельности, проведенного по решению СНК РСФСР в 1944—1945 гг.

Этот смотр был еще более массовым — в нем приняло участие свыше 900 тыс. человек (65 тыс. коллективов). И территориально второй смотр имел более широкий размах. Он прошел уже не в 50, как первый, а в 62 областях, краях и автономных республиках Российской Федерации.

О массовости второго смотра, его высоком идейном и художественном уровне свидетельствуют итоговые данные по отдельным областям, краям и автономным республикам РСФСР. В Свердловской области во втором смотре участвовало 30 тыс. человек (в первом смотре — 20 тыс.), в Ярославской — 20 тыс. (в первом смотре — 8 тыс.), в Сталинградской — 40 тыс. (в первом смотре— 25 тыс.), в Калининской — 30 тыс.— (в первом смотре — 20 тыс.).

В процессе второго смотра художественной самодеятельности было организовано 16 440 новых творческих, самодеятельных коллективов.

Многообразны были жанры — от выступлений, выдержанных в традициях старинного искусства и народного обрядового и бытового творчества, до современной сатирической частушки.

Самодеятельные коллективы Новосибирской, Костромской, Вологодской, Московской, Свердловской, Архангельской, Воронежской областей показали театрализованные народные представления, живописно инсценировали старинные свадебные обряды. Старинная свадебная обрядовая пляска «Тимоня», в которой участвовало до 100 человек, была

569

показана колхозными коллективами Курской области. Успеху выступления способствовали прекрасные костюмы из бархата и плиса, которые здесь передавались из поколения в поколение.

Инсценировки посиделок, колхозных гуляний, «качелей» были органически связаны с материалом военных будней. ...Инсценировка украинских посиделок. Вечер. Девушки в национальных костюмах, собравшись, вяжут, прядут, шьют, вышивают, поют украинские песни. Но вот на посиделки приходит их подруга и рассказывает о фронте. С боями наступает наша армия! Песнями и народной пляской заканчивался номер.

...Только что хор Урезской избы-читальни Новосибирской области под руководством учительницы А. Белевич исполнил старинные народные песни, красочно показал сибирскую свадьбу, когда под аккомпанемент свадебного колокольчика грустные песни сменяются радостными и веселыми. И вот уже исполняют урезские артисты отрывки из поэмы «Василий Теркин», звучат антифашистские частушки, разыгран веселый боевой скетч. Хороших номеров у новосибирцев было столько, что пришлось устраивать не один, а целых три заключительных концерта.

Специальным решением Новосибирского облисполкома победители смотра были премированы почетными грамотами, денежными премиями и ценными подарками.

От смотра к смотру росли художественное мастерство участников самодеятельности, их интерес к лучшим образцам классического искусства. Вокалисты исполняли произведения Глинки, Чайковского, Рахманинова, Даргомыжского, Варламова, Гурилева, Шопена, Шуберта, Моцарта, Верди, все чаще звучали в концертах лучшие песни Хренникова, Дунаевского, Соловьева-Седого, Листова; стихи Твардовского, Суркова, Исаковского, Маршака, Гусева, Симонова. Тема Великой Отечественной войны, подвиги русских воинов и героизм людей в тылу занимали ведущее место в репертуаре.

570

Чувства и настроения участников выступлений и зрителей военных лет особенно выявились в песенном творчестве. Да это и не случайно. Издавна любили на Руси мелодичную народную песню, которая помогает и в горе и в радости.

Богат и разнообразен был репертуар народных хоров Архангельской, Воронежской, Свердловской, Горьковской, Псковской и других областей. Особенно успешно выступили хоровые коллективы Рязанской и Архангельской областей, казачьи хоры районов Сталинградской области, хор колхоза им. Ленина Кирсановского района Тамбовской области, хор свердловских колхозниц с. Покровского Егоршинского района. Большинство хоров выступали без музыкального сопровождения, некоторые под аккомпанемент народных инструментов — рожков, дудок.

Серьезную работу со времени первого смотра проделали и драматические коллективы. Число их выросло до 28 907. Самодеятельные артисты работали не только над небольшими одноактными пьесами или скетчами. С успехом играли они многие пьесы советских драматургов и русских классиков: «Юность отцов» Б. Горбатова (Рязанская область), «Платон Кречет» А. Корнейчука (Архангельская область), «Любовь Яровая» К. Тренева (Курганская область), пьесы Островского «Гроза», «Бедность не порок», «Без вины виноватые» (Новгородская, Горьковская, Тульская области). Часто участники самодеятельности исполняли отрывки из произведений Пушкина, Лермонтова, Островского, Толстого, Чехова, Горького, Маяковского.

Во время второго смотра в селах и районных центрах появились выставки произведений прикладного народного искусства. В районах Новосибирской области прошли выставки народных художественных ремесел — вязаний, вышивок, ковров, покрывал, выставка картин местных художников. Красочно оформлялся и выезд участников смотра в областные города. Участники новосибирского областного смотра украшали сани тканями и коврами ярких расцветок, лошади были покрыты попонами с

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]