Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Образцов В.А. (ред.) Криминалистика / Образцов - Криминалистика, 1997.doc
Скачиваний:
454
Добавлен:
10.04.2015
Размер:
10 Mб
Скачать

Глава 28 Специальные знания как средство поиска и познания

§ 1. Понятие, виды, назначение специальных знаний сведущих лиц

Ни один случай практического следоведения не обходится без тако­го важного средства в битве за информацию, как специальные знания сведущих лиц. Это связано в первую очередь с тем, что в уголовном судопроизводстве поисково-познавательную деятельность профессио­нально осуществляют специалисты в области юриспруденции, крими­налистики и других отраслей научного знания, которые они приобрели, обучаясь в юридических учебных заведениях, в ходе стажировки в пра­воохранительных органах, на курсах переподготовки, а также в резуль­тате собственной практики и иным способом.

Так, следователь применяет знания из области процессуального права и криминалистики при разработке тактических и стратегических программ на том или ином этапе расследования, при подготовке и производстве следственных действий, обнаружении, фиксации, изъ­ятии и предварительном исследовании документов, следов рук и ног, иных носителей информации. Осуществляя оперативную разработку, сотрудник органа дознания опирается не только на свои правовые и криминалистические знания, но и на знания из области теории и мето­дики оперативно-розыскной деятельности, включая знания и умения работы с агентурой, которыми не владеет следователь.

Однако, каким бы высокообразованным и хорошо подготовленным по своей специальности не был субъект ППД, он всегда остается специ­алистом узкого профиля. За пределами его профессиональных знаний и навыков лежит многое из того потенциала науки, техники, ремесел, искусства, чем он надлежащим образом не владеет. Поэтому во всех необходимых случаях он вправе и должен прибегать к помощи сведу­щих лиц при решении вопросов, которые находятся в их компетенции. Необходимость в привлечении специалистов неюридического профи­ля возникает тогда, когда собственные возможности и знания, доступ­ные им методы и технические средства познания субъекта ППД, навы­ки их применения оказываются недостаточными для эффективного собирания, анализа, оценки и использования полезной информации, установления конкретных фактов, выявления скрытых связей, свойств, признаков исследуемых объектов и решения других задач.

В тех случаях, когда процесс поиска и познания осуществляется в режиме процессуального доказывания, сведущие лица, привлеченные к участию в этом процессе, могут выступать в роли специалиста как участника следственного действия (педагога при допросе несовершен­нолетнего, переводчика с языка жестов и мимики, переводчика ино­странного языка, если участник судопроизводства не владеет или плохо

354

владеет языком, на котором ведется производство), а также судебного эксперта.

Уголовно-процессуальный закон не однозначно решает вопрос о возможности использования специальных знаний при производстве различных следственных и иных процессуальных действий.

Так, обязательным является привлечение специалиста для участия в осмотре трупа, в эксгумации. Обязательно участле специалиста в допросе лица, не владеющего языком, на котором ведется процесс. Не­использование специальных познаний в таких случаях рассматривает­ся как существенное процессуальное нарушение, влекущее утрату до­казательственного значения результатов этих действий.

В других случаях использование специальных знаний при произ­водстве процессуальных действий носит факультативный характер. Субъект ППД вправе, но не обязан привлекать специалиста, например к освидетельствованию, осмотру места происшествия, следственному или оперативному эксперименту. Однако, как показывает анализ прак­тики, в тех случаях, когда процессуальное и непроцессуальное действие проводится с участием специалиста, его эффективность значительно возрастает. Так, при освидетельствовании специалист в области меди­цины может оказать субъекту ППД существенную помощь в обнаруже­нии на теле освидетельствуемого следов преступления, особых примет и правильно их описать в протоколе, ином документе. Участвуя в ос­мотре, специалист содействует следователю, иному лицу, производя­щему осмотр, в обнаружении таких признаков объекта, которые не всегда можно обнаружить, не обладая специальными знаниями, разъ­ясняет их значение, взаимосвязи, происхождение.

Для участия в процессуальных и непроцессуальных действиях могут привлекаться специалисты из числа:

— сотрудников судебно-экспертных подразделений всех уровней и различной ведомственной принадлежности (эксперты Минюста, ФСБ, МВД, Министерства здравоохранения и т.д.);

— компетентных работников контролирующих органов (контроль­но-ревизионных структур, торговых инспекций, санитарно-эпидемио-логического надзора и т.д.);

— представителей иных практических, а также научных и педаго­гических коллективов, обладающих глубокими знаниями в своих об­ластях деятельности (в сфере производства, обслуживания, культуры, искусства, обороны и т.д.);

— частных лиц, не состоящих в штате каких-либо официальных структур (пенсионеров, специалистов, оставшихся временно без рабо­ты и др.).

Сведущие лица оказывают субъектам ППД помощь в форме дачи консультаций, советов, рекомендаций, передачи справочной информа-

355

ции, участия в подготовке и производстве различных, а не только след­ственных и судебных действий, путем проведения лабораторных иссле­дований, обследования предприятий, участков территории, водных и иных объектов, производства документальных ревизий, контрольных проверок и других мероприятий.

К категории сведущих лиц, оказывающих содействие субъектам ППД, относятся также специалисты, которые проводят так называемые служебные расследования, действуя в составе ведомственных или меж­ведомственных комиссий в случае каких-либо чрезвычайных происше­ствий (при авиакатастрофах, массовых отравлениях, авариях на тепло­трассах и т.д.). Субъекты ППД используют в своей работе акты и за­ключения указанных комиссий, получают у них консультации, дают им поручения на предмет решения тех вопросов, которые отнесены к их компетенции. В случае необходимости они могут быть допрошены на следствии и в суде в качестве свидетелей — сведущих лиц.

Таким образом, использование специальных знаний и навыков све­дущих лиц в ходе ППД может осуществляться путем:

— привлечения специалистов для участия в процессуальных и иных действиях;

— производства судебных экспертиз;

— производства документальных ревизий, различных проверок, обследований;

— получения справок и консультаций у сведущих лиц;

— истребования и использования составляемых ими документов в ходе их служебной деятельности;

— допроса сведущих лиц в качестве свидетелей либо экспертов (если они участвовали в производстве судебных экспертиз).

Какую же конкретную помощь оказывают субъектам ППД сведу­щие лица? Помощь эта носит многосторонний, многоплановый харак­тер. В частности, она выражается в оказании содействия:

— в составлении программы ППД или какого-либо действия, меро­приятия;

— в выемке, изучении, систематизации бухгалтерских, финансо­вых и иных документов;

— при производстве иных действий и мероприятий (например, путем применения каких-либо технических средств поиска и фиксации объектов, изъятия следов и их предварительного исследования, полу­чения сравнительных образцов, определения тактики допроса, подбора и изучения специальной литературы, нормативных актов, регулирую­щих проверяемую деятельность);

— на основе выполнения самостоятельных действий по инициати­ве субъектов ППД.

356

На практике порой возникает необходимость привлечения сведу­щих лиц и для решения тех вопросов, которые входят в компетенцию субъекта ППД. Примером тому может случить обращение оперативно-следственных работников по конкретным делам за помощью к ветера­нам розыска и следствия, имеющим большой практический опыт выяв­ления и раскрытия преступлений. Необходимые консультации, советы, рекомендации практикам могут дать и ученые-специалисты в области уголовного права, уголовного процесса, криминалистики, судебной ме­дицины, психологии,психиатрии.

Весьма полезными часто оказываются рекомендации и указания, которые исходят от квалифицированных надзирающих за следствием и дознанием прокуроров, изучающих проверочные материалы и уго­ловные дела, руководителей, а также знающих, опытных сотрудников вышестоящих оперативных и следственных структур, выезжающих на места для оказания помощи в организации работы по выявлению и раскрытию тяжких преступлений. Особенно ценна такая помощь в раз­решении вопросов, связанных со сложными случаями квалификации содеянного, исследования вещественных доказательств, с поиском пре­ступников, совершивших преступления в условиях неочевидности.

Автору этих строк в свое время довелось расследовать дело о круп­ном должностном хищении на обувной фабрике. По ходу дела при­шлось осваивать массу неведомых прежде вещей. Надо было в деталях разобраться в технологии производства модельной обуви на всех эта­пах ее прохождения от момента поступления на фабрику сырья до выхода готовой продукции, в нормативном материале, регламентирую­щем процесс производства, хранения, контроля за качеством, сбыта готовых изделий. Понемногу стал понятным специфический профес­сиональный язык закройщиков, модельщиков и других специалистов обувного дела («крой», «верх», «союзка», «бракераж», «лекальное хо­зяйство» и т.д.). Все это было необходимо для того, чтобы предметно допрашивать работников фабрики, исследовать бухгалтерские, финан­совые, производственные документы, успешно решать вопрос о том, какие и в каких целях назначить экспертизы и т.д. Всего бы самому не удалось осилить, если бы не активная помощь двух пенсионеров, круп­ных специалистов в обувном деле. Их ценные советы, рекомендации и участие в производстве экспертизы помогли успешно расследовать преступление и навести определенный порядок в обеспечении сохран­ности материальных ценностей на предприятии.

Собранные данные, установленные с участием специалистов факты, другие результаты их работы доказательственное значение могут иметь лишь в том случае, когда они участвовали в процессуаль­ном действии, проведенном в полном соответствии с требованиями УПК. Доказательственное значение также имеют выводы специалиста,

357

действующего самостоятельно в процессуальных рамках производства судебной экспертизы. В остальных случаях результаты труда специа­листа могут иметь лишь ориентирующее, вспомогательное значение.