Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Образцов В.А. (ред.) Криминалистика / Образцов - Криминалистика, 1997.doc
Скачиваний:
454
Добавлен:
10.04.2015
Размер:
10 Mб
Скачать

§ 3. Виды идентификации человека по признакам внешности

Возможность использования знаний о признаках внешности чело­века для его таентификацин обусловливается прежде всего индивиду­альностью и относительной устойчивостью этих признаков. Устойчи­вость анатомических признаков определяется постоянством костно-хрящевой основы тела человека. Возрастные и болезненные изменения анатомических признаков не могут иметь существенного практическо­го значения, так как, во-первых, возрастные изменения происходят медленно и в пределах идентификационного периода не приводят к качественным различиям: во-вторых, болезненные (травматические) изменения затрагивают лишь некоторые признаки, и поэтому индиви­дуальная совокупность признаков внешности каждого человека остает­ся практически неизменной. Умышленные изменения анатомических признаков с помощью пластических операций не проходят бесследно, легко выявляются при освидетельствовании.

Что касается функциональных признаков внешности, то они в этом отношении менее надежны, поскольку могут быть легко изменены. Од­нако существенно изменить всю совокупность присущих данному че­ловеку функциональных признаков невозможно. Поэтому у каждого человека комплекс функциональных признаков тоже достаточно ус­тойчив и неповторим. Устойчивость функциональных признаков объ­ясняется системностью в работе больших полушарий головного мозга, образованием динамического стереотипа (устойчивой системы услов­ных рефлексов) определенных движений при ходьбе, разговорной речи и т.д. Чем сложнее система движений, тем медленнее осваивается она человеком, тем дольше формируется тот или иной динамический сте-

298

реотип. Но сформировавшись, он становится устойчивым, трудно под­дающимся влиянию волевых усилий человека. С этих психофизиоло­гических позиций и следует подходить к оценке устойчивости ф>ункци-ональных признаков внешности.

Результаты идентификации человека по признакам внешности во многом зависят от того, исследуются ли функциональные признаки отдельно или в комплексе с анатомическими. Если анатомические и функциональные признаки используются в совокупности, надежность идентификационного вывода повышается.

Существует несколько видов идентификации человека по призна­кам внешности с использованием методики «словесного портрета»:

1. Идентификация человека путем предъявления его для опозна­ния встречается в следственной и судебной практике очень часто. Для опознания могут быть предъявлены живые лица, труп или их фотои­зображения. Отождествление проводится по мысленному образу, запе­чатленному в памяти опознающего.

2. Идентификация человека путем непосредственного сопостав­ления его внешности с фото- или изопортретом используется при проверке личности вызванного на допрос свидетеля, потерпевшего, эксперта, подозреваемого или обвиняемого путем сравнения его внеш­ности с фотокарточкой в документе, удостоверяющем личность. Кроме того, этот вид идентификации эффективен при осуществлении розыск­ных мероприятий, когда оперативный работник, сопоставляет внеш­ность разыскиваемого, изображенного на имеющейся у него фотокар­точке или комбинированном портрете, с внешностью человека, похо­жего на разыскиваемого.

Сопоставление признаков внешности необходимо производить с использованием методики «словесного портрета», чтобы последова­тельно и детально сопоставить признаки между собой и обращать вни­мание не только на общее сходство внешнего облика, но и на совпаде­ния отдельно взятых признаков внешности.

3. Идентификация человека путем непосредственного сопостав­ления его внешности с имеющимся -«словесным портретом». При от­сутствии фотокарточки разыскиваемого оперативному работнику, осу­ществляющему розыск, приходится устанавливать искомое лицо по словесному описанию внешности. В этих условиях соблюдение мето­дики «словесного портрета» особенно важно, так как бессистемное опи­сание признаков внешности вообще, а особенно при отсутствии фото­карточки, серьезно осложняет отождествление разыскиваемого пре­ступника.

4. Идентификация человека путем сопоставления «словесного по­ртрета» с фотоизображением нередко применяется в ходе розыскных мероприятий. В этих случаях ранее составленный «словесный по-

299

ртрет» разыскиваемого сопоставляется с фотоснимками проверяемых лиц или комбинированными портретами.

5. Если при проведении розыскных мероприятий не удается полу­чить фотокарточку разыскиваемого, может проводиться идентифика­ция путем сопоставления двух «словесных портретов». Достовер­ность результатов сравнения при этом зависит от точности и полноты описания признаков внешности в обоих «словесных портретах».

6. Экспертная идентификация человека по фотоснимкам (фото­портретная идентификационная экспертиза) — наиболее важный и сложный вид идентификации человека по признакам внешности (об этом см. § 3 гл. 29).

В следственной и оперативно-розыскной практике иногда возника­ет необходимость восстановления лица по черепу (так называемая скульптурная реконструкция портрета). Данный метод, разработан­ный судебным медиком профессором М.М. Герасимовым, заключается в том, что на череп наносится восковой слой, толщина которого опреде­ляется с учетом данных о толщине мягких покровов лица и их функци­ональной связи с формой скелета. Созданный таким образом скульп­турный портрет сравнивается по признакам внешности с прижизнен­ными фотографиями или «словесным портретом» без вести пропавше­го лица. Объектом экспертного исследования такой скульптурный по­ртрет быть не может, так как при создании его на основе черепа не представляется возможности точно восстановить так называемые то-пографо-анатомические (антропометрические) точки лица, являющие­ся базой экспертного отождествления человека по признакам внешнос­ти. Данный портрет используют лишь в следственных и оперативно-ро­зыскных мероприятиях для идентификации человека в форме опозна­ния. Результаты такого опознания требуют к себе весьма критического отношения, принимать их всегда за бесспорную истину нельзя.

До последнего времени никому, даже из числа самых авторитетных мастеров своего дела в России и на Западе не удавалось добиться абсо­лютного сходства указанных моделей (копий) с оригиналом. Теперь это стало вполне возможным благодаря последнему открытию москов­ского судмедэксперта Сергея Никитина, известного всему миру своими работами по идентификации останков семьи последнего русского им­ператора. Изобретенное им устройство — фиксатор глазного яблока — реышло самую сложную проблему пластической реконструкции чере­па — восстановление положения глаз. Доказать революционный харак­тер изобретения удалось практически сразу: сделанные Никитиным по найденным останкам скульптурные композиции пропавших людей были сразу же узнаны родственниками. Последние ахали, глядя на бюсты: «Как живые...»

300

— Неправильно поставленные в черепе глаза серьезно изменяют облик человека, — делится секретами ремесла Сергеи Алексеевич на страницах одной из московских газет. — Они могут быть выпуклыми пли запавшими. Возможны и другие варианты. Мало ли какие могут быть у человека глаза — творческие возможности природы безгранич­ны. А чтобы правильно восстановить образ, нужно лишь определить положение глаз в глазнице.

Как и все гениальное, изобретение Сергея Никитина не простое, а очень простое. В глазное отверстие помещают несколько изготовлен­ных по особой технологии колец, которые сами занимают определенное положение в соответствии с кривизной крыши глазницы. Если глаза были впавшими, то кольца проваливаются. Если навыкате, кольца тоже остаются почти у края глазницы. Найденное положение глаз закрепля­ется с помощью фиксатора. Ошибки, по мнению мастера, здесь исклю­чены. Остальное уже нюансы. Дело техники, отработанной за долгие годы, с тех пор как основал самую мощную советскую школу в мире антропологии профессор Михаил Герасимов. В глазницы вставляют имитаторы глаз, на череп наносятся тончайшие слон пластилина, затем голову раскрашивают, и копия готова.

По новой технологии уже удалось идентифицировать несколько обезображенных «криминальных» трупов. Кроме того, по неплохо со­хранившимся костям восстановлен портрет известной российской ин­триганки греческого происхождения, жены Ивана III Софьи Палеолог. Эту сверхсложную работу заказала комендатура Кремля. Восстановить облик царевны до Никитина не брался никто. Сейчас скульптура Софьи украшает музеи Кремля.