Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
685
Добавлен:
22.03.2015
Размер:
1.69 Mб
Скачать

Глава 4. Консультирование семьи проблемного ребенка

4.1. Общие сведения

Необходимо с самого начала обратить внимание на пробле­мы ребенка, родители которого нуждаются в консультации психолога. Совершенно очевидно, что все дети прошли процедуру психолого-медико-педагогического консультирования. Следовательно, родители уже столкнулись и с разного рода диагнозами, и со своими противоречивыми чувствами по по­воду того, что их ребенок не такой, как все. Следовательно, консультационная деятельность психолога разворачивается уже после того, как процесс психологических изменений се­мьи уже запущен. Это делает специфичным консультацион­ный процесс и определяет своеобразие подходов и техноло­гий, основных принципов консультирования семьи.

Следует отметить, что общие принципы взаимоотношений психолога-консультанта с родителями, другими родственника­ми, обратившимися по поводу каких-либо психологических про­блем ребенка, достаточно хорошо и подробно приведены в уже ставшей классической работе В.В. Столина [113]. Из последних работ, посвященных этой проблеме, можно отметить учебное по­собие Г.В. Бурменской с соавторами [27].

Однако большинство работ (как подчеркивают и сами их авторы) ориентировано на ребенка и его семью, имеющих исключительно психологические проблемы. То есть рассмат­ривается ситуация, когда все члены семьи (включая и ребен­ка) не имеют отклонений физического, а тем более психичес­кого характера. Более того, возрастно-психологическое кон­сультирование рассматривается только по отношению к детской проблематике «...в рамках нормативного русла раз­вития, за пределы которого, по определению, вынесены все многообразные расстройства, нарушения и отклонения от нормативного хода развития» [27, 8]. Если учесть современ­ные медицинские данные, а также практический опыт рабо­ты с детьми, то оказывается, что подобных здоровых детей (с точки зрения неврологической, не говоря уже о соматопсихической норме) практически не существует (по современным данным менее 5% от всей детской популяции). Тем более ока­зывается невысоким процент семей, замотивированных на по­сещение психологической консультации, которая, к сожале­нию, еще пока ассоциируется с чем-то подобным психиатри­ческой помощи. Хотя следует отметить, что определенный процент семей, посещающих психолога, действительно в ре­альности имеет лишь психологические проблемы с ребенком. К процессу консультирования таких семей в полном объеме относятся принципы и технологии проведения приведенных ранее пособий, к которым мы и отсылаем заинтересованных читателей.

Большинство родителей (тем более родителей детей, нахо­дящихся в системе специального образования) обращается к психологу в той ситуации, когда существует значительное количество проблем, связанных с отклоняющимся развитием их ребенка, в том числе нарушений психофизического разви­тия, наличия знаков неврологического неблагополучия. Это и определяет подход к организации консультационного про­цесса со стороны «ненормы».

В то же время в большинстве руководств работа с родите­лями ребенка с особыми образовательными потребностями сводится лишь к выявлению факта отклонения и направле­нию ребенка к специалистам нужного профиля (педиатру, не­врологу, дефектологу, логопеду и др.). Вся собственно психо­терапевтическая работа с семьей в этот момент сводится лишь к информированию родителей и в крайнем случае к снятию чувства стыда и тревоги, эмпатии к родителям [27; 40; 79; 113]. Связь с семьей уже на уровне первичного приема (од­ного из самых важных этапов консультирования) рассмат­ривается лишь в плане выявления «дефекта» у ребенка (де­виации развития и т. п.), в то время как работа в рамках семейной психотерапии перепоручается специалистам дру­гого профиля (тем же дефектологам, врачам, учителям-ло­гопедам, иногда классным руководителям). Но большинство педагогических работников в такой ситуации тем более не настроены на системную работу с родителями. В то же вре­мя необходимая здесь психотерапевтическая составляющая консультирования является исключительной прерогативой психолога.

Существуют, на наш; взгляд, принципиальные отличия кон­сультирования семьи с ребенка с различными видами откло­няющегося развития от системы возрастно-психологического консультирования.

Во-первых, консультирование в рамках стандартного возра­стно-психологического подхода предполагает полную доброволь­ность обращения к специалисту [27; 79; 113]. Это означает достаточную мотивацию, эмоциональную готовность к встрече, желание изложить все, что кажется важным. В ситуации консультирования ребенка с уже выявленными особенностя­ми или даже отклонениями в развитии картина принципиаль­но иная: как правило, семья вынуждена обратиться к психо­логу в связи с серьезными проблемами в обучении или особен­ностями поведения ребенка в школе, многие направлены на консультацию педагогами или воспитателями (как правило, родителям «настойчиво советуют» обратиться к психологу или психиатру). В большинстве случаев это означает отсутствие добровольности и, как следствие, недостаточность собственной мотивации. Более того, направление к психологу, необходи­мость дополнительного обследования или, по крайней мере, дополнительной консультации после уже испытанной «бури чувств» на ПМПК вызывает возникновение дополнительных осознаваемых или неосознаваемых опасений родителей по типу: «А не будет ли еще хуже?»

Все это проявляется и в отсутствии эмоциональной готов­ности к консультированию, и в некоторых случаях прямого эмоционального неприятия консультирования. В ряде случа­ев специалисты сталкиваются с тем, что родители продолжа­ют попытки скрыть неблагоприятные особенности в разви­тии ребенка, что представляет дополнительные сложности объективной оценки состояния ребенка.

Во-вторых, стандартное консультирование предполагает возможность для семьи в любой момент прекратить обще­ние со специалистами. Практика консультирования детей с особыми образовательными потребностями показывает, что во многих случаях семья не доводит до конца консультиро­вание или, неудовлетворенная результатами обследования, начинает искать другого, «более удобного» специалиста, ко­торый дал бы более благоприятную информацию, отвечаю­щую потребностям и состоянию родителей. Родители наде­ются, что такую «хорошую» информацию, в свою очередь, они могли бы представить в школу и тем самым умень­шить опасения и жалобы педагогов. Подобное поведение семьи получило название «хождение по кругу врачей» [66]. В результате могут быть потеряны значительные силы, сред­ства и, что более важно, время, так необходимое для рабо­ты с ребенком. Такое поведение семьи говорит о недоста­точности организации консультационного процесса и, в частности, о необходимости более тщательной и длитель­ной психокоррекционной работы с семьей. Поэтому, исходя из принципа соблюдения интересов ребенка, необходи­ма такая организация процесса консультирования, кото­рая позволяет:

• удержать родителей от преждевременного его прерывания;

• получить возможность проведения психокоррекционной рабо­ты с семьей в полном объеме;

• постараться свести до минимума количества посещений других учреждений и специалистов в целях снятия или смягчения диаг­ноза, сохранить время на работу с ребенком;

• достичь максимально возможного адекватного осознания про­блемы;

• получить согласие родителей на применение адекватных состо­янию ребенка мер по его воспитанию и обучению.

Основой эффективности такого рода консультирования яв­ляется психологическая готовность родителей воспринимать и усваивать передаваемую информацию. Попытки дать родите­лям нужные сведения, доказать необходимость тех или иных шагов в развитии и воспитании ребенка могут иметь факти­чески нулевой результат из-за того, что семья в это время про­должает переживать свои проблемы на аффективном уровне.

Практика консультативной работы показывает, что часто именно психологу приходится сообщать родителям информа­цию об уровне актуального развития и имеющихся особенно­стях психического развития ребенка, давать подробный про­гноз возможностей его дальнейшего развития и обучения, поскольку, как уже говорилось, другими специалистами это­го часто не делается. В то же время психолог имеет право пользоваться лишь собственно психологической терминоло­гией и не имеет юридических прав на постановку какого-либо другого диагноза, помимо психологического.

Крайне редко учитывается, что не только сообщение про­гноза развития и обучения ребенка, но и сам приход на та­кую консультацию означает для родителей вступление в но­вый этап существования, характеризуемый специфичными изменениями Я-концепции, особой динамикой развития, ха­рактерной структурой взаимодействия семьи со специалиста­ми, с социальным окружением в целом [126; 138].

Можно сформулировать две группы задач, которые долж­ны решаться всеми специалистами при консультировании детей с проблемами в развитии.

Первая группа задач — создание психологических усло­вий для адекватного восприятия родителями информации, связанной с проблемами в развитии их ребенка, создание у них готовности к длительной работе по развитию, коррек­ции и воспитанию [126].

Ко второй группе задач относятся вопросы, связанные с освобождением родителей от чувства вины, преодоления стрес­сового состояния семьи (в первую очередь угнетенного, часто депрессивного состояния матери), созданием и поддержани­ем по возможности нормального климата в семье (хотя бы непосредственно во время консультирования). Решение этих задач напрямую связано с определением психодинамическо­го этапа, на котором находится семья в момент прихода на консультацию [104].