Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
12
Добавлен:
19.03.2015
Размер:
181.76 Кб
Скачать

Смерть и разложение

Как Боги предупреждал, непослушание первых людей привело к тому, что в мир вошла смерть: «...Ибо в день, в который ты вку­сишь от него, смертью умрешь». Поэтическое повествование Бытия говорит, что, живя в Эдемском саду, человек имел доступ не только ко всем плодам деревьев, но и к дереву жизни. Адам с Евой могли выбрать плод с этого дерева и жить вечно. Но они ослушались Бога и решили съесть запретный плод. Тот факт, что в саду находилось дерево жизни, означает, что Бог желал, чтобы люди жили вечно.

В библейском учении смерть, ужасное и таинственное состоя­ние, не являлась чем-то естественным и не входила в первоначаль­ный замысел Бога. Смерть стала человеку наказанием за его нрав­ственное непослушание (Рим. 5:12)92. У всех людей одинаково воз­никает ощущение, что физическая смерть (особенно смерть ребенка или юноши) — это ужасное и грубое вторжение в жизнь человека. Но если к этому прибавить наше стремление к вечности, то это ука­зывает на первоначальный замысел сотворения. Мы не должны были умирать, мы были созданы для вечной жизни. Поэтому смерть счи­тается нашим «последним врагом» (1 Кор. 15:26). Сейчас напрасно размышлять о том, что бы могло произойти, если бы люди остались послушными Богу. Ясно одно: смерть не входила первоначально в замысел Божий — это таинственное и ужасное вмешательство в ход человеческой жизни. А так как все люди как бы заключены «в Ада­ме», мы органически связаны с ним и тоже подвержены смерти и разложению.

Клайв Льюис подметил, что люди постоянно удивляются тому, как идет время, несмотря на то, что вся наша жизнь проходит в рам­ках времени. «Это очень странно, словно рыба не может привыкнуть к воде. Не странно это лишь в том случае, если рыбе предна­значено выйти на сушу»93.

Это отражается и на нашем понимании биологических процес­сов старения и смерти. Интересно, но смерть не является биологи­ческой необходимостью. Каждая живая клетка и организм в самом себе содержит необходимые механизмы для восстановления и обнов­ления, чтобы поддерживать и продлевать свою жизнеспособность. И, как ни странно, вечная жизнь не кажется невозможной с биологи­ческой точки зрения! И хотя отдельные клетки умирают, организм, судя по всему, был создан для вечной жизни. Процесс старения — активный биологический процесс, но до сих пор очень мало извест­но о том, что вызывает сбой в механизмах обновления, что в конеч­ном счете приводит к биологическому разложению и смерти. Может быть, это физическая сторона истины о том, что совершенное чело­веком зло заключило творение в рабство тлению (Рим. 8:28).

Смерть идет рука об руку со страхом. Благословение человечес­кой жизни превращается в рабство страха, особенно страха смерти. Зачастую страх перед смертью заставляет людей совершать необыч­ные и глупые поступки. Наверное, самый эксцентричный из всех поступков, предпринимаемых людьми, это замораживание тел в жидком азоте в безнадежной надежде на то, что будущие поколе­ния откроют эликсир вечной жизни. И, как мы уже видели в главе 1, страх перед смертью заставляет людей проводить медицинские ис­следования и отчаянно искать способы продлить свою жизнь при помощи новых технологий.

Однако есть более подходящее объяснение страху перед смертью. Автор Послания к Евреям утверждает, что Христос пришел, чтобы «избавить тех, которые от страха смерти чрез всю жизнь были под­вержены рабству» (Евр. 2:15). В библейском учении смерть, несмот­ря на весь свой ужас и таинственность, не несет исключительно не­гативного значения. Или, по меткому выражению Клайва Льюиса, ее можно назвать «строгой милостью». В конце истории о грехопа­дении людям было запрещено возвращаться в Эдемский сад, чтобы они не смогли вкусить плода от дерева жизни. Для этого у ворот сада был поставлен херувим с пламенным мечом (Быт. 3:21-24). Таким образом Высочайшее провидение не допустило человечеству вечно прозябать в падшем, ничтожном состоянии, а значит, кратковре­менность жизни — это не проклятие, а, скорее, Божья благодать.

Позже в Книге Бытие мы читаем о том, что «зло увеличилось», и человеческая жизнь была уменьшена до 120 лет (Быт. 6:3). Псалом 89 говорит, что «дней лет наших семьдесят лет, а при большей крепос­ти восемьдесят лет; и самая лучшая пора их — труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим» (Пс. 89:10). Псалмопевец выражает горечь и сожаление о том, насколько быстротечна человеческая жизнь, и призывает нас помнить об этом. «Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобресть сердце мудрое» (Пс. 89:12).

Смерть можно рассматривать как милостивое освобождение от жалкого существования в тисках падшего и разлагающегося тела. Христианское отношение к смерти должно быть двояким. Во-пер­вых, мы должны осознавать чуждый и разрушительный характер смерти, во-вторых, усматривать в ней Божью благодать, «строгую милость», и хранить надежду, помня, что, в конечном счете, смерть будет уничтожена. Христиане-медики призваны бороться со смертью, осознавая при этом тщетность этих попыток, и стараться распознать, когда активная поддержка жизнедеятельности становится неумест­ной и когда смерть становится строгой милостью (и даже своеоб­разным освобождением).

Соседние файлы в папке Д.Уайатт