Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

книги из ГПНТБ / Кубесов, А. К. Математическое наследие аль-Фараби

.pdf
Скачиваний:
16
Добавлен:
21.10.2023
Размер:
9.95 Mб
Скачать

120

[DE известна]; следовательно, и DG известна;

будет

известна и GE, так как ЕН — косинус дуги А В ; поэто­

му BG — известна; следовательно, [сумма]

квадратов

BG и CD равна квадрату BD; поэтому BD известна и,

значит, отношение BD к DG известно. Если BD рассмо­

 

трим как

половину

диаметра

А

[другого круга]

и примем ее ве­

личину

равной шестидесяти

 

 

частям, то BD относится

к DG,

 

как 60 к

DG;

следовательно,

 

будет известно и DG в

отноше­

 

нии к шестидесяти частям; она,

 

т. е. DG, будет

синусом

угла

 

GBD; поэтому

будет

известен

 

угол GBD; этот угол и есть угол

 

уравнения [Солнца]. Это то, что

 

мы хотели доказать»

[54, стр.

 

165].

 

 

 

 

 

Аль-Фараби для определения

 

уравнения (та’дил) Солнца

опи­

рается на эксцентрическую гипотезу, по которой Солн­ це движется в плоскости эклиптики по кругу с цент­ ром, не совпадающим с центром эклиптики (т. е. по эксцентрическому кругу).

По известным величинам: эксцентритету {ED= e), радиусу эксцентрического круга (BE= г= 60) и анома­ лии (ВЕН=х) аль-Фараби находит уравнение Солнца

(*/)•

Приводим ход рассуждений аль-Фараби в современ­ ных обозначениях. Поскольку ABEH~ADEG, то со­ ставим пропорцию:

— ^=§§ , где В Е = г = 60, BH=rsm x, D E=e,

отсюда

D G=

EDflgH = е в;—; аналогично находится

и EG:

7-,/-,

E D - E H

e c o s x

 

:EG—

EB

—p— .

 

Теперь из прямоугольного треугольника BDG по теореме Пифагора аль-Фараби находит BD:

BD = -р-Кe2+ r 4+2er2cos х .

Затем определяется отношение BD к DG, т. е. coseci/=

121

= ^ , где у = A.GBD, при этом BD принимается

как радиус нового круга с центром в точке В, который также предполагается равным шестидесяти частям. Затем аль-Фараби переходит в неявной форме к синусу того же угла.

Отметим, что этот последний прием, т. е. переход к новому кругу, у аль-Фараби носит стандартный ха­ рактер, и он его применяет везде при математическом описании движения любого из небесных светил.

Таким образом, аль-Фараби получает:

sinz/ =

Следовательно,

1 DG

cosecу ВТ)

esin х

s m у = , ....г—г_------- : ,

Y e2~hri -j-2er2cos х

отсюда

у = arc sin

е sm х

Y ea+ r 4-l-2er2 cos*

Далее аль-Фараби отмечает, что поскольку угол АЕВ — внешний угол треугольника BDE, то угол АЕВ

вданном случае больше угла EDB на величину угла поправки, т. е. угла EBD. Поэтому эту поправку следу­ ет вычесть из величины аномалии или прибавить к ней

взависимости от положения Солнца относительно его апогея, который, как предполагают, находится в созвез­

дии Овена.

Следовательно, движение Солнца аль-Фараби опи­ сывает с помощью функции

y(t)= x{t)±y(t),

где у — истинное перемещение Солнца в его неравно­ мерном движении по эклиптике, х — его среднее пере­ мещение в равномерном движении по эксцентрической

орбите, у — «уравнение Солнца» или поправка, т. е. разность истинного и среднего перемещения Солнца.

Аль-Фараби здесь же отдельно рассматривает дви­ жение Солнца в случае, когда величина аномалии боль­ ше 90°, но меньше 180°, т. е. 90°-<л;<180о. По этому

122

поводу он пишет: «Если аномалия больше девяноста [градусов], то проведенные линии имеют вид, указан­ ный в этом рисунке [рис. 38].

Дуга АВ и ее дополняющая ВС известна, следова­ тельно, угол СЕВ известен. Угол G — прямой, поэтому угол EDG известен; стороны треугольника EDG изве­ стны, так как DE — известна, BE — шестьдесят частей, следовательно, GB известна; ее квадрат вместе с квад­ ратом GD равен квадрату BD. Следовательно, BD из­ вестна. Остальные доказываются как в предыдущем предложении» [54, стр. 165—166].

Как видно из текста, ход рассуждений аль-Фараби в этом случае совершенно аналогичен приведенному вы­ ше и нетрудно проверить, что получается та же самая формула для описания движения Солнца, т. е.

y{t)= x(t)± y{t).

Метод вычисления уравнения Солнца аль-Фараби в дальнейшем на Востоке был развит в трудах ряда уче­ ных, среди которых особое место занимает исследова­ ние аль-Бируни.

Аль-Бируни описывает движение Солнца исходя из эксцентрической модели с помощью аналогичной функ­ ции, как и аль-Фараби [81, стр. 16].

Тригонометрические функции аль-Фараби применя­ ет и для описания движения Луны с помощью первого

123

и второго уравнений (неравенств). При этом он, как и Птолемей, пользуется комбинациями обеих гипотез — указанной выше эксцентрической и эпициклической, согласно которой небесное светило движется по неболь­ шому кругу — эпициклу, центр которого движется во­ круг Земли по концентричному с эклиптикой «несуще­ му кругу» — деференту.

В шестнадцатой главе «Книги приложений» альФараби приводит метод определения первого уравне­ ния (неравенства) Луны. Это неравенство движения Лу­ ны зависит от положения Луны относительно своего апогея. Он это уравнение находит следующим образом: «Пусть ABCD — круг эксцентритета, его центр Е, диа­ метр AD, G — центр наклонного круга, Н — точка экванта, [от которой к центру эпицикла проведена линия через апогей] и перигей эпицикла, т. е. через М и N [рис. 39]; LKC — круг эпицикла с центром в точке В; L — тело Луны. Угол GBH есть угол уравнения, AGB — угол двойной аномалии; EG и GH равны между собой и каждая из них равна двенадцати с половиной частям в отношении АЕ, которая берется равной шестидесяти частям. EF и Ш перпендикулярны к BI; угол EGF из­ вестен, а угол F — прямой, поэтому оставшийся угол Е также известен. Следовательно, стороны треугольни­ ка EGF известны, ЕВ содержит шестьдесят частей, ее квадрат равен квадратам BF и ЕЕ, отсюда BF известна и поэтому BG известна. Углы треугольника EGF рав­ ны соответственно углам треугольника GIH; поэтому GI относится к GF, как FE к HI.

Поскольку EG и GH равны между собой, то равны соответственно IG и GF, а также EF и Ш. Следователь­ но, сумма BI известна, ее квадрат вместе с квадратом Ш равен квадрату ВН, поэтому ВН известна. Если сде­ лаем точку В центром и опишем круг на расстоянии ВН, то Ш будет синусом угла IBH в отношении полудиаметра ВН, который предполагается равным шести­ десяти частям. Следовательно, Ш известна в отноше­ нии к ВН. Тогда угол IBH известен; поскольку угол IBH равен углу МВК, дуга МК известна. ML — анома­ лия Луны, a LK аномалия в отношении к АВ, которая является двойным расстоянием. Оно меньше девяноста градусов. Этим же способом определяется угол уравне­

124

ния, если двойное расстояние больше девяноста граду­ сов. Если оно больше ста восьмидесяти градусов, то следует вычесть уравнения от аномалии» [54, стр. 166].

Как видно из текста, в математическом плане ме­ тод определения первого уравнения аль-Фараби прин­ ципиально не отличается от метода нахождения урав­ нения Солнца, разве только видом формулы, для кото­ рой в данном случае получается более сложное выра­ жение.

Аль-Фараби, рассматривая прямоугольный тре­ угольник EFG по известной гипотенузе и известным уг­ лам, по плоской теореме синусов находит EF и FG.

Пусть Z_EGF=x, EG—GH =a, В Е = г; тогда EF—

—EGsinG=asinx, FG=EGcosG=acosx; теперь из пря­ моугольного треугольника BFE по теореме Пифагора определяет:

B F = V r2- a 2sm 2x .

В силу AEGF— AIGH получаются IG=FG, EF=

=Н 1; поэтому

HT=asin^ , BI=BF-\-2FG= V^r2—a2sin2x-\-2acos x .

Из прямоугольного треугольника BHI по теореме Пифагора

В Н = VУ хг2—a2 sin2-e-f2acosx)2 + o2sm2x.

После этого, применяя тот же прием, что и в случае определения уравнения Солнца, описывает круг с цент­ ром в точке В, т. е. в центре эпицикла, с радиусом ВН, принятым равным шестидесяти частям, и находит си­ нус искомого угла, т. е. первого уравнения Луны.

. ~ HI sin Увн ,

a sin х

a sin*

у = arc sin

V ( V * = a 2 sin 2х + 2 a cos х ) 2+ а 2sin2* )

125

В семнадцатой главе «Книги приложений» аль-Фа­ раби математически аналогичным образом дает описа­ ние движения Луны с помощью нахождения его второ­ го уравнения (неравенства), которое зависит от положе­ ния Луны относительно Солнца: «Пусть АВС — круг эксцентритета, его центр — точка Е ; С — центр на­ клонного круга, HF — эпицикл с центром в точке А [рис. 40]. Пусть F место Луны, поскольку Луна дви­

жется в эту сторону; проведем FA, FG и ЕК, перпенди­ кулярную к АН. Угол FGH есть угол уравнения; FK — синус аномалии уравнения, т. е. дуги FH, а А К —коси­ нус этой дуги. Каждая из них известна в отношении FA, которая равна пяти с четвертью частям. Посколь­ ку AF относится к FK как синус большего угла к си­ нусу аномалии и ЕА содержит шестьдесят частей, то GK известна. Ее квадрат вместе с квадратом KF равен квадрату FG\ отсюда FG известна. Если сделаем точ­ ку G центром и опишем круг на расстоянии FG, то FK будет синусом дуги угла FGK в отношении величи­ ны GF, которая нам известна. Следовательно, FK из­ вестна в отношении FG, которая содержит шестьдесят частей. Это и есть синус дуги уравнения. Подобное на­ блюдается, если Луна находится в точке D. Тогда угол DAE известен, DL — его синус, a AL — косинус. По первому способу получается DL в отношении GD, рав­

126

ной шестидесяти частям, это есть синус дуги

угла

DGL, являющегося углом уравнения» [54, стр. 166—

167].

 

Аль-Фараби здесь из прямоугольного треугольника

AKF по A.FAK— X, AF— a, используя теорему

сину­

сов, находит FK и А К :

 

; F K = a sin х; А К = у аг—егвигя = a cos х,

отсюда GK=GE+EA-\-AK— e+r+acosx, где

GE—

— е, ЕА --- г.

 

Теперь из прямоугольного треугольника FKG по тео­ реме Пифагора находит FG:

FG=V(e~\-r-\-acos x ^ + a ’ sin2* .

После этого аль-Фараби, описывая круг с центром в точке G с радиусом FG, принятым равным шестидесяти частям, определяет синус искомого угла, т. е. второго уравнения Луны:

_ 2?

a sin»

sin у — -pQ

V (е+г + acos »)2+ a 2 sin2»

 

отсюда

 

y=arc sin

a sin »

Yie+r+acos »)2 + a2sin 2»

 

Аль-Фараби дает аналогичный способ вычисления вто­ рого' уравнения и для случая, когда Луна принимает другое граничное положение, т. е. когда она находится в точке D, расположенной на пересечении линии GF с эпициклом.

В математическом отношении большой интерес представляет изучение аль-Фараби изменения видимо­ го радиуса эпицикла Луны и планет при их движениях от апогея к перигею. Он для этого в восемнадцатой гла­ ве предварительно доказывает следующую лемму:

«Если даны два угла при центре круга эклиптики», опирающиеся на равные дуги круга эксцентритета, од­ на из которых при апогее, другая — в перигее, то угол при перигее будет больше угла при апогее.

Пусть ABCD — круг эксцентритета, центр Е, диа­ метр AD [рис. 41]; G — центр круга эклиптики. А

127

точка апогея, D — точка перигея; AGB и CGD — углы при центре эклиптики, которые на равных дугах АВ и CD. Я утверждаю, что угол CGD больше угла AGB.

Доказательство. Проводим ЕВ, ЕС; угол CGD как внешний угол треугольника CEG больше угла CEG, а угол CEG равен углу АЕВ, так как на равных дугах; угол АЕВ больше угла BGE. Следовательно, угол CGD подавно больше угла BGA. Это и есть то, что мы хотели доказать» [54, стр. 167— 168].

Эта лемма служит предпосылкой аль-Фараби для определения уравнения движения Луны и планет в лю­ бой точке орбиты. Он пишет: «Если линии GB и GH, как видно из этого рисунка [рис. 42], касательные к кру­ гу эпицикла, то углы BGA и CGH, охватывающие уг­ лы полудиаметров этих кругов. Поскольку величина полудиаметра эпицикла тем больше, чем дальше от точ­ ки А, тем меньше, чем ближе к ней, то всякое расстоя­ ние центра эпицикла от центра эклиптики относится к расстоянию GA как полудиаметр эпицикла при расстоя­ нии GA к полудиаметру при этом «равноценном» (такафи) расстоянии». Здесь следует указать на термино­ логию аль-Фараби «тем больше, чем дальше... тем мень­ ше, чем ближе», в которую он вкладывает смысл про­ порциональной зависимости; «равноценное расстоя­ ние», под которым он, по-видимому, понимает произ­ вольный радиус — вектор, т. е. переменную величину-

128

Далее аль-Фараби пишет: «Пусть ABCD — эксцен­

трический круг с центром в точке

Е, диаметр — AD,

G — центр эклиптики; пусть А — центр

круга

эпи­

цикла при апогее, его полудиаметр

А В ;

С — центр

круга эпицикла при [каком-то] расстоянии GC;

его

полудиаметр СН. Поэтому на основании

вышесказан­

ного GC относится к GA, как АВ к СН при равноцен­ ном расстоянии; CG известна по доказанному в шест­

надцатой главе; GA известна, она для Луны равна ше­

стидесяти частям, а для других светил известна ЕА

и

расстояние между центрами GE также известно;

АВ

известна. Для Луны [берется] наибольшее расстояние, для других светил — среднее расстояние. Таким обра­ зом, СН и его дуга известны. Это и есть величина угла CGH, являющегося пределом второго уравнения при данном расстоянии» [54, стр. 168].

Здесь, по-видимому, кроме приведенной леммы, ис­ пользуется экстремальная теорема из третьей книги «Начал» Евклида (седьмое предложение), которая гла­ сит: «Если на диаметре круга взять некоторую точку, не являющуюся центром, и из нее провести к окруж­ ности несколько прямых, то наибольшей будет та, на которой находится центр, а наименьшей — ее остаток, а из остальных та, которая ближе к проходящей через центр, будет всегда больше более удаленной».

Итак, максимальное уравнение для Луны аль-Фа-

-

GC

АВ

раби,

исходя из пропорции ^

= сн ’ а также из соот_

ношений, найденных выше в связи с определением пер­ вого уравнения Луны, выражает в виде следующей сложной функции:

-

 

_

СЯ __________ Д»„0-+е)________

 

sm £/max

 

qC (KrT=Fsin 22x+a cos2x}2

отсюда

 

 

 

 

 

 

 

Rg„(r+e)___________

 

J/max— ( I T C SXH

 

 

 

 

a2 s in 22a: -fa cos 2x)2

 

где Ran

— радиус эпицикла в апогее.

 

Далее аль-Фараби, подчеркивая универсальность

этого метода,

дает краткую характеристику изменений

129

данной функций: «Таким образом, предел уравнения для данного расстояния Луны известен; для макси­ мального или среднего расстояния известен. Тогда их разность, т. е. изменение для данного расстояния GC, также известна. Изменения при других расстояниях находятся по этому же способу. На основе этого вычи­ сляется разность для Луны и планет. Что касается Лу­ ны, то от максимального до минимального расстояния это изменение (разность) однообразно возрастает, а что касается других светил, то оно от наибольшего рас­ стояния до среднего уменьшается, а от среднего до наи­ меньшего — возрастает. Ясно, что эти разности для Луны находятся относительно удвоенной элангации, так как в рисунке [рассуждение приводилось] относи­ тельно угла [удвоенной элонгации] AGC, этот угол для планет рассматривается относительно уравненного центра» [54,стр. 168].

Как видно из этого текста, исходя из своего экспе­ риментально-математического метода аль-Фараби при изучении конкретной астрономической задачи измене­ ния уравнения (неравенства) движения Луны и планет смело сочетает математические (функциональные) рас­ суждения с эмпирическими данными, почерпнутыми главным образом из «Алмагеста» Птолемея. Это есте­ ственно, так как математика времен аль-Фараби еще слишком была слаба, чтобы адекватно отображать столь сложный кинематический процесс. Тем похваль­ нее новаторство аль-Фараби- на этом поприще, которое в конечном счете отражало объективную тенденцию математизации наук о небесных светилах.

В данном случае аль-Фараби уравнения или разно­ сти уравнений светил рассматривает (неявно), как функции определенных углов (удвоенной элонгации, уравненного центра). Здесь так же встречаем ряд выра­ жений функционального содержания: максимальное или минимальное расстояние, изменение, однообразно возрастать или убывать, предел уравнения, т. е. мак­ симальное неравенство.

Таким образом, на примере математического опи­ сания движений светил мы обнаруживаем у аль-Фара­ би всяческое стремление к выявлению функциональной сущности исследуемых астрономических явлений, что*

9 —110

Соседние файлы в папке книги из ГПНТБ