Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
новые пособия (гум. аспекты) / 2-е пособие Информвойна.doc
Скачиваний:
100
Добавлен:
15.02.2015
Размер:
1.79 Mб
Скачать

4. Национальная безопасность, идеология, право,

правовое государство, технологии и инновации

Национальная безопасность (безопасность нации) и общенациональная безопасность (безопасность союзных наций какой-то многонациональной страны). Это такое состояние взаимосвязей-взаимоотношений нации (народа) в гиперсистеме «страна» и со внешним окружением страны, при котором нации (народу) ничто не угрожает выживанию и развитию нации. Это, конечно, идеальное состояние. Обычно врагов (угроз) у нации, народа хватает. Включая и ее саму, когда она начинает так строит свои внутренние и внешние отношения, что вызывает угрозу своему существованию и развитию. Весь арсенал угроз нации принято разделять на типы (природные, техногенные, социальные и политические) и подтипы (внутренние и внешние).

И с учетом этого и того, что нация живет в какой-то стране, при каком-то политико-правовом режиме (государстве), системные взаимосвязанные и взаимообусловленные основные направления защиты национальной безопасности могут быть представлены (примерно) следующим образом:

Первое направление разнообразной деятельности, с которого начинается защита национальная безопасность: защита Жизни и Здоровья народа, нации.

Второе и третье направление, и, как все остальное, неотделимое от первого: защита Души и Духа нации (система образования, науки, трудовой морали, веры, информационной среды обитания нации и т.д.).

Четвертое направление: защита традиционных взаимосвязей-взаимоотношений нации, т.е. обычно практикуемых взаимоотношений-взаимосвязей членов нации между собой, с другими нациями, с госаппаратом от антисоциальных, антинациональных (подрывающих национальную мораль, дух и душу нации) действий членов нации, представителей других наций, госслужащих, всяких авторов телешоу и т.д.

Пятое направление: защита национальной территории и Природы (природной среды обитания нации). Это тоже первоочередная задача нации и государства. Это защита от экологических, природных катаклизмов, от техногенных катастроф. Это и защита природных ресурсов от разграбления своими и чужими и просто сохранение территории, доставшейся нам от предков с чистой водой, воздухом и почвой, защита гармонии социально- и политико-экологических взаимосвязей.

Шестое направление: защита материально-технических и финансовых ресурсов нации, имущества, собственности членов нации, народа и их организаций, имущества госучреждений.

Седьмое направление: защита национально-ориентированного государства, главного «орудия» нации во всех делах национальной безопасности.

Разумеется, это – госбезопасность. Но тут такая закономерная особенность: если оно, государство, действительно отражает национальные интересы, является «орудием нации», добросовестно (честно и порядочно, справедливо в оценках национальной морали) стремится решать задачи на предыдущих направлениях, печется и о здоровье и душе и духе нации, бережет родную Природу (природно-географическую среду), то в решение задач этого направления активно включается значительная часть граждан...

Само государство, как организация, с системной точки зрения состоит из элементов-компонент (высшее руководство, кадровая, финансовая, материально-техническая и информационные базы) и взаимосвязей между ними (устанавливаемых законодательством, иными нормативами и неформальными обычаями) и внешней для госаппарата средой. А, стало быть, и соответствующие системные виды «безопасностей» госаппарата (безопасность целеполагания, личную безопасность руководства, кадровую, финансовую, материально-техническую, информационную и организационно-структурную (внутриаппаратные взаимоотношения) безопасность, безопасность взаимоотношений с обществом и другими странами)…

Речь идет о защите (от всех типов и подтипов угроз) политического руководства, кадровой, финансовой, материально-технической, информационной баз государства и его гармоничных отношений с абсолютным большинством членов нации, народа и подчиненных эффективному достижению целей выживания и развития нации и самого госаппарата внутренних взаимоотношений госслужащих

Мы очень схематично изложили свои взгляды по этой проблематике (и вернемся к ним позже), полемизируя с теми авторами, которые утверждают, что национальная безопасность должна состоять из общественной и государственной подсистем безопасности, и с авторами принятой соответствующей Стратегии. Добавим, укрепляя их тезис, и, разумеется, из соответствующих «мероприятий и отчетов» этих ведомств в духе «дальнейшей борьбы с …» (бедностью, «терроризмом» и т.д.).

Как нам представляется, сегодня у российского государства для обеспечения выживания и развития всей страны может быть только одна главная цель: долговременное обеспечение роста численности русского народа и других российских этносов (разумеется, после остановки тенденции ускоренного вымирания русских в собственной стране и отъезда лиц, из активной части нации, за рубеж). И, одновременно, его качества (здоровье и Русская Культура в широком смысле этого понятия). И аналогичного качества других российских этносов, объединенных общей Русской Культурой. Цель, которой подчинены задачи, решаемые на всех указанных направлениях.

Эта состоящая из двух частей цель (выживание и развитие нации) и является и основным критерием оценки деятельности аппарата власти любого уровня, и основой для оценки эффективности решения всех иных задач системной общенациональной безопасности России.

Думается, что отсюда понятна и системообразующая важность (для нашего госаппарата и всего российского общества) защиты, сохранения и развития Русской Культуры, ее национальной и интернациональной (наука) компонент. Сохранение и развитие того, без чего невозможно ни квалифицированное управление, ни эффективная исполнительская работа, ни научные исследования, ни технико-технологическое перевооружение страны.

Да и задача защиты Русской Культуры, на базе которой и интегрируются в систему «страна» остальные нации, народы России, от новоявленных «варваров-кочевников», прагматически думающих только о наживе и кочующих по России, из России и обратно для выжимания из нее прибыли. Защиты и развития Русской Культуры во всех сферах: от градостроительной и земельноустроительной до искусства во всех его видах и жанрах, системы образования и фундаментальной науки.

И последнее. Современная общемировая и российская ситуация вообще отнюдь не безопасная и для России и для планеты в целом. В методологическом плане для обеспечения безопасности страны, русской и других ее наций и народов требуется новая модель обустройства России (да и всего капиталистического мира тоже) взамен находящейся в катастрофическом состоянии праволиберально-финансовой англо-саксонской глобально-капиталистической модели. И эту задачу, мы убеждены, может решить (по ряду причин, выходящих за тему нашей статьи) только Русская Культура.

Идеология (в данном случае «политическая идеология») в широком смысле есть, прежде всего, логически обоснованная (в той или иной мере) система философских и экономических, политических и правовых, нравственных и религиозных, научных и эстетических идей, в которых с позиции какого-то класса (или союза классов) нации осознаются и оцениваются взаимосвязи людей и госаппарата, пути и способы укрепления существующих взаимоотношений между народом и политической властью или их эволюционное или революционное изменение для утверждения новой модели обустройства страны.

Заметим, что эта новая модель, объединяющая всю эту информацию в программном документе, основывается на том, что именно считают справедливыми и честными во взаимоотношениях народа и госаппарата идеологи того класса, интересы которого они представляют. Это совсем не означает обязательного полного и даже частичного совпадения основных интересов данного класса с главными интересами нации, народа в собственном выживании и развитии (духовном и материальном).

Любой идеологии, как любой системе (в данном случае системе духовных ценностей социальных субъектов), присущи функции достижения цели (цели - важнейшая ценность любой идеологии) и самосохранения (разрешения конфликтов между ее носителями), интеграции (ее носителей вокруг этих ценностей, а часто и вокруг лиц, олицетворяющих эти ценности) и адаптации (новых членов в организации, в сообществе, созданной на базе этих ценностей).

С позиции русской традиции любая политическая идеология (есть и идеология фирмы, и идеология рынка и т.д.) представляет собой единство трех компо­нент: 1) набор определенных ценностей-целей (и, соответственно, антиценностей); 2) набор ценностных ориентаций (норм и принципов «справедливых» и «честных» отношений между сторонниками этой идеологии, внутренних взаимоотношений, норм и принципов «честных» и «справедливых» внешних для них взаимоотношений, т.е. того, что считается нормальным и приемлемым и, напротив, что при­знается недопустимым в отношениях; 3) конкретных образцов - примеров жизни и деятельно­сти «героев», из числа сторонников этой идеологии. Третья компонента этой духовной системы (примеры “правильного” поведения героев) является наглядной аргументацией-иллюстрацией второго (норм и принципов взаимоотношений), «личным примером борцов», адресованных непосредственно соратникам-сторонникам (может быть в интересах анализа объединена со второй).

Право. Это: 1) данная кем-либо, или признанная обычаем власть, сила, воля, свобода действия; власть и воля в условных пределах; 2) право - это всеобщий масштаб и равная мера (норма) свободы для любого человека (см. закон и правовой закон); 3) система общеобязательных социальных норм, установленных или санкционированных, гарантируемых и охраняемых государством.

При такой (3) трактовке права, представители легизма, юридического позити­визма отождествляют право и закон и трактуют право как продукт властно-принудительного нормотворчества. Такое “пра­во”, обычно, обязательно лишь для рядовых граждан, но не для творящей его власти ( свободной от правового принципа), в лучшем случае, по тем или иным прагматическим сообра­жениям может лишь иногда воздерживаться от нарушения своих же актов. В этом смысл юридико-позитивистских идей господства закона, “государства законности”, которым не хватает главного - объективного критерия правомерности и справедливости самих этих “законов” и “законности”, принципа их отличия от легализованных форм про­извола государства (его служб и ведомств) и бесправия и несвободы граждан.

Право – специфический социально-политический феномен, означающий всеобщий масштаб и равную меру (норму) свободы. Специфичность принципа права, его отличительная особенность - принцип формального равенства людей.

Ко­нечно, конкретное содержание и объем этого правового принципа равенс­тва (круг субъектов права, сфера правовых отношений и т. д.) исторически изменялись: от деления на свободных и рабов до современного всеобщего формального (т.е. независимо от того, рабочий ты или президент, бизнесмен или пенсионер и т.д.) равенства (в жизни, перед судом и т.д.) и свободы всех (ограниченной только такой же свободой других). Но сам принцип формального равенства имманентен праву как таковому и выражает присущую ему справедли­вость.

Правовое государство. Политическая форма организации общества на основе: (а) принимаемых (законодателями), исполняемых (исполнительной и судебной властями) и соблюдаемых (гражданами) разумных и правовых (по своему принципу) законов; (б) разделения властей и (в) эффективно действующей обратной связью (от народа к власти).

Параметры этого политико-правового режима следующие: 1) равенство юридических и политических прав и свобод всех людей независимо от расы, нации и вероисповедания; 2) государственные гарантии всех прав и свобод личности и организованного меньшинства граждан; 3) гражданам (в условиях прямых, тайных и свободных выборах) предоставляется выбор между различными, альтернативными политическими программами существующих в обществе партий и движений; 4) разработаны и действуют механизмы, позволяющие гражданам путем свободного волеизъявления, мирным способом сменить правительство, утратившее доверие населения страны; 5) в любом случае политическая система общества должна содержать независимые от любых влияний судебные органы, основывающие свою деятельность на верховенстве закона и процедурах, обеспечивающих объективное отношение ко всем гражданам; 6) политическая система общества должна давать простор развитию органов самоуправления; 7) в стране утверждены принципы экономической демократии, право человека на труд (и реально обеспечивается это право), исключен монополизм производителей и т.д.

Правовое государство, т.е. государство, основывающее всю свою деятельность на правовых, разумных, справедливых законах (госаппарат должен их жестко исполнять, а гражданин их точно соблюдать) – идеал, который, как любой идеал, недостижимая цель, к которой все же, следуя русской традиции (см. работы Б.Кистяковского, И.Ильина, В.Нерсесянца), необходимо стремиться.

Правовой закон - это и есть право (со всеми его объективно необходимыми свойствами), получившее официальную форму выражения и законную силу. Таким образом, в своем конкретном выражении и проявлении (в виде правовых законов) право - это общеобязательный принцип формального равенс­тва, или, иначе, это равная мера свободы, обладающая законной силой.

Исследовать то, что в данном государстве является материальным источником права, анализируя принимаемые в нем законы по критерию формального равенства сторон, значит, спрогнозировать возможное влияние этих законов на политическую стабильность, мораль и благосостояние страны, на усиление или уменьшение тенденций коррумпированности и бюрократизации госаппарата и т.д.

Качество той или иной системы (организации, общества, государства, страны) характеризуют, прежде всего, взаимосвязи ее элементов, что в социальных системах регуляторами этих взаимосвязей (взаимоотношений) являются мораль и законы.

А это значит, что наряду с моралью (практикуемые в данном обществе и государстве нормы и принципы морали) правовые (и неправовые) законы характеризуют качество страны.

Понятно, что чем в большей степени законы являются правовыми, тем больше качество жизни в данной стране отличается от качества жизни стран с волюнтаристскими законами, принятыми лишь в угоду (т.е. соответствующие интересам) какого-то монарха, генсека, дуче, фюрера, президента (которые, чаще всего, лишь выражают интересы правящего класса богатых или очень богатых собственников и только), законами, заранее создающими преференции этим собственникам, утверждающие преимущества, привилегии этих собственников и лишающие тех или иных прав остальные правопослушные социально-национальные, социально-профессиональные и социально-классовые группы общества.

Технологии и инновации. В этой работе под технологиями понимается совокупность (система) каких-то (основанных на знаниях, науке и уже проверенных практически) последовательных процедур, логически объединенных способов, методов деятельности (в промышленной, сельскохозяйственной, транспортной, финансовой, информационной и т.д. областях) позволяющих эффективно получать запланированный конечный результат. Этот результат и есть цель той или иной технологии и основа логического объединения ее компонент.

С системной точки зрения технология это такая основанная на (1) науке и (2) опыте продуктивной деятельности (3) система взаимоотношений-взаимосвязей между людьми, между людьми и уже имеющейся техникой (или окружающей, данной природной средой), которая обеспечивает (4) достижение целей в одной или нескольких из четырех основных типов деятельности (материально-преобразовательной, познавательной, ценностно-ориентационной деятельности и деятельности общения). Технология – это тот случай, когда научное знание становится эффективным, т.к. опыт превращает его в инструмент решения новых задач.

«Многозвенная» технология, например, характеризуется сериями взаимозависимых заданий-операций, которые должны выполняться в определенной последовательности. В информационно-психологической войне используется и «посредническая» технология, которая действует в рамках процесса, в ходе которого сближаются группы активистов «цветных» революций путем формирования у них желания вступить в отношения взаимозависи­мости. «Интенсивная» технология, например, использует конкретные психологические знания, навыки, приемы для внесения конкретных изменений в конкретное информационно-психологическое оружие, усиливающее его воздействие на входе соответствующей информации в подсознание и сознание социальных субъектов.

Инновацией [фр innovation - обновление, перемена], т.е. нововведением, новшеством является такое использования НОВЫХ знаний, НОВОГО производственного опыта и НОВОЙ системы взаимоотношений-взаимосвязей в процессе той или иной деятельности (с использованием уже имеющихся или новых технических средств, устройств, исходных продуктов и т.д.), которое значительно (качественно и количественно) повышает эффективность этой деятельности.

Словом, моментом развития технологии вы­ступают именно инновации, которые, в зависимости от своего масштаба, могут знаменовать со­бой технологический прорыв. Заметим, что без прираще­ния новых знаний и опыта любое производ­ство (включая и производство информационного оружия) попадает в технологическую за­падню непрофессионализма и безот­ветственности.

Как отмечает эксперт Всероссийского фонда образования О.Л.Сергеев [73]:

1) поскольку практическая цель является системообразующей основой любой технологии, постольку «…притянутые за уши псевдоцели полностью вытесняют цель реальную и ожидаемый результат»;

2) отсталые техноло­гии - это не старые станки, которые можно заменить новыми, а, прежде всего, такие взаимоот­ношения людей, которые тормозят и процесс выработки инноваций из новых знаний и опыта поколений и процессы их использования в практической деятельности;

3) главными врагами инноваций являются псевдоцели (фиктивные, ложные цели) и технологическая несовместимость при ошибочном или умышленном объединении процессов «разнополярной» при­роды, содержания или не синхронизированных по времени.

4) За чудовищно нелепыми катастро­фами, перманентно преследующими страну, стоит, в том числе, конфликт знаний и опы­та эпохи технологической революции.

О.Л.Сергеев полагает, что «…провалы проектов, «черные дыры» в бюджетах, аварии и катастрофы техники, - все это индикаторы последствий совме­щения несовместимых или разделения органичных процессов, запазды­вание или попытки ускорить их осуществление.

Например, жестоким уроком конфликта знаний и опыта стала катастрофа на Байко­нуре 24 октября 1960 г. при испы­таниях ракеты Р-16. Когда вместе с первым главкомом РВСН Митрофаном Неделиным погибли десятки че­ловек….И все это было следствием поручения разработать систему уп­равления сложнейшего изделия того времени не опытной фирме Пилюги­на, а новому КБ.

За полвека мы не раз наступали на грабли технологической несовмести­мости Это и создание сверхзвуково­го пассажирского лайнера Ту-144 на платформе стратегического разведчи­ка КБ Сухого. Это неподконтрольный Минсредмашу эксперимент на ЧАЭС и передача Московскому институту теплотехники (МИТ) заказа на «Була­ву» от профессионалов ГРЦ им Макеева…».