Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
новые пособия (гум. аспекты) / 2-е пособие Информвойна.doc
Скачиваний:
99
Добавлен:
15.02.2015
Размер:
1.79 Mб
Скачать

7.2.Технологии «Общенациональный транс»,

«Симуляторы виртуального плана» и «Перегрузка

чрезмерной информацией». Язык и манипуляции

Со времен нацистской Германии известно несколько таких технологий. Их основа может быть изложена следующим образом.

Сущность: манипулирование душевным благополучием общества, использование унижения, боли и горя людей для проведения каких-то масштабных политических и/или экономических преобразований, крупных акций в интересах правящего класса. Состояние исторической униженности (страной, например, проиграна «горячая» или «холодная» война), оскорбления большинства людей (путем сбрасывания их в помойку бедности и нищеты, например) используется для манипулирования образованной и необразованной части общества путем внедрения в массовое сознание идеи о том, что возможны быстрые ре­шения любых проблем. Глубоко психически трав­мированны­ми людьми, как это заметил еще Геббельс, легко манипулировать.

Методики, используемые этой технологией, которые вводят страну в душевный транс, примерно следующие:

1. Использование харизматических личностей, психи­чески не совсем здоровых людей с определенным разви­тием, образованием и имеющих определенную систему духовных ценностей (в своей сути бредовых), которые «индуцируют», психически «заражают» большое количество людей.

2.Использование людей, обладающих способностями «ясновидения», специалистов (которым делают бешеную рекламу), умеющих психологически воздействовать на массы и т.п. Обязательно используется мистика, различные секты, «чревовещатели», «гуру», «мессии». И люди начинают уже сами искать тех, кто поможет снять «порчу», кто укажет им «путь», кто «заасфальтирует» врага.

3. Подмена хорошо понимаемых и имеющих положительное значение для абсолютного большинства народа целей развития страны второстепенными и малопонятными целями, отсутствие гуманистически-социального проекта общего будущего страны мас­кируется разного рода методиками «общенационального транса».

Когда в стране все больше и больше людей оказываются в стороне от жизни, в психологическом небытии, когда не для них «играет туш, горят глаза...», тогда весьма легко изменить систему ценностей людей. Потому, что все видят, как человек, делающий ка­кую-то содержательную рабо­ту, проигрывает тому, кто быстренько похватал внешние эф­фекты и сделал себе рекламу и крупное состояние.

И выход для многих, которые этого не умеют, эти «гуру» подсказывают: душевная и духовная эмиграция в мистику, в какой-нибудь экзотический культ, в астрал, в придуманную кем-то массовую организацию, уводящую от реальной жизни и политики.

Заметим, что с помощью таких технологий реализовывалась и стратегия «малых шагов»: запланированное и постепенное, шаг за шагом реализация небольших сдвигов, отклонений в сознании и душевном самочувствии людей Эти сдвиги программируются, выстраива­ются в последовательную сис­тему изменений, незаметно приводящих душевное самочувствие людей в новое качество: состояние душевного разлома, духовной травмы, привыкания (нечувствительность) к трагедиям в жизни отдельных соотечественников, целых групп населения, готовности совершать иррациональные поступки, действовать во вред самим себе и поддерживать того или иного лидера и не обращать при этом внимание на то, что его слова, проекты расходятся с тем, что он уже делал и делает на самом деле и т.д.

Условия эффективности этих методик. Почему все это работает? Когда происходит девальвация смыслов, на их место можно (с помощью психотехнологий) поместить смыслы придуманных ценностей, которые не имеют никакого отношения к основным ценностям народа: достойная жизнь и развитие.

Для русских (в зависимости от возраста) вчера, сегодня и завтра это значит:

1) жизнь и здоровье (а, значит, и эффективная и доступная медпомощь);

2) полноценное питание;

3) хорошее жилище, налажено работающее и доступное по тарифам ЖКХ;

4)семья, продолжение рода, связанное с благоприятными перспективами жизни и возможностями «поднять детей»;

5) общедоступное образование для детей и возможность переобучения для взрослых;

8) регулярно оплачиваемая (в соответствии с образованием и квалификацией) работа;

9) гарантированно обеспеченная старость;

10) реальная (на улице, на работе, в доме) безопасность от природных, техногенных и криминальных угроз;

11) защищенность от хамства, бездушия и взяточничества бюрократии.

Внедрение придуманных ценностей (например, «для нас главное – иностранные инвестиции», «мы будем прекрасно жить при удвоении ВВП», «главным для нас является свобода», «банковские кредиты обеспечат тебе достойную жизнь», «ты достойна этой помады (шампуня, духов и т.д.)», «лучшее завоевание нашей жизни – демократия» и т.д.) в условиях дезориентации или еще не сформированного морального и мировоззренческого вообще сознания людей, и это доказано, часто срабатывает.

Это часто срабатывает особенно и потому, что в этот исторический период может достичь своего апогея кризис проектного мышления нации, общественного сознания страны. Речь идет о том, что когда надеж­ды какого-то этапа борьбы народа за лучшее будущее обернулись блефом, кровавой бойней, войной, социально-экономическим расслоением, то в массовом сознании появляется мысль о том, что у страны нет лучшего будущего.

Если власть не показывает, не разъясняет, не демонстрирует такой проект (или его, учитывающего интересы большинства народа, просто нет), то отсутствие проекта общего будущего у властьимущих служащие им «гуру» мас­кируют технологиями «симуляторов виртуального плана».

Технологии «Симуляторы виртуального плана»

Эти технологии используют следующую психологическую закономерность: отсутствие путей пост­роения будущего всегда приводит людей к психологичес­кому и интеллектуальному коллапсу, обессмысливает реальность, толкает слабых в наркоту, разочарованных в алкоголь и т.д. Тогда мифологи­ческий формат, иллюзии ста­новятся важнее жизни. Это своего рода политическая и социальная наркомания.

Например, людям дают ключевые мифологические точки: Великий Рейх, Великая держава, Великая страна, Мораль и Нравственность, Свобода и Демократия, необходимость противостоять плутократии, еврейскому капиталу, загнивающему Западу, «пятой колонне», инородцам, коварному коммунизму и т.д. При этом не полагается размышлять о том, что это значит на уровне простого человека (а это значит, что пастыри ведут сво­их овец всегда на бойню, не позволяя им размышлять).

Эти «пастыри», внедряя мифы, не позволяют народу и продуктивно переработать горе, и найти правильные пути, ведущие к развитию личности и нации, и т.д. Словом, не допускают, чтобы в сознании людей произошел этот важнейший внутренний психологический процесс (важный как для отдельного человека, так и для нации в целом после исторических унижений и личных трагедий) осознания своего реального положения и путей выхода из личного или общенационального кризиса.

Люди, которые маршируют, которым доста­точно знать какие-то фети­ши, - это не люди, а «материал». Их завтра пошлют уми­рать за фюрера, дуче или какого-то «гуру», а то и просто - за некие смыслы, которые придумает этот «гуру», обслуживающий правящую группировку, политическую власть и даже за властьимущих из других стран.

Тестом на наличие «им­мунитета» против такого рода технологий является следующий: если, прослушав, посмот­рев в блоке новостей информацию, человек получает каждый раз сигнал, что его надежно защищают от плутократов, коммунистов, жадных жидомассонов, либералов, террористов и т.д., что с ними идет пла­номерная, систематическая борьба, потому что таких лиц уничтожают партиями, как гриппозных кур, этот человек начинает верить всему этому, то он - потен­циальный адепт какого-нибудь культа: социального, политическо­го или религиозного.

В условиях такой информационной обработки человек должен проявить простой житейский рационализм (кому это выгодно? почему после такой борьбы с такими «внутренними врагами» их число не убывает? за чей счет все это делается? и т.д.) и зна­ние предмета этой борьбы.

Технология «Перегрузка чрезмерной информацией»

Эта технология предполагает (в отличие от технологии секретности) максимальное раскрытие информации, а вместо обмана – «полное» и «точное» изложение фактов. Здесь возможности для манипулирования лежат не в сфере фактов, а в сфере их интерпретации.

Дело в том, что перегрузка внимания, памяти человека массой фактов (более 4 - 7) лишает нормального человека возможности интегрировать чрезмерное количество фактов в сколько-нибудь рациональную систему объяснения. Это может использовать политик или специалист по психологическим диверсиям, предлагая свои концептуальные рамки, обеспечивающие «фильтрацию информации» в соответствии с собственным политическим интересом.

Кстати, эту технологию тот или иной политический деятель, занимающийся проблемами национальной безопасности, способен реализовать не только в СМИ, но и посредством фильтрации идущей к президенту, премьер-министру, спикеру парламента страны информации в соответствии с предлагаемыми им самим концептуальными рамками.

Язык и манипуляции

Чрезвычайную роль в технологиях манипулирования играют особенности языка. Язык, подобно научной парадигме, определяет значимые вопросы и соответствующие им ответы.

Иначе говоря, он представляет рамки, которые, как утверждал Роберт Гудин, функционируют подобно клетке, ограничивающей свободное движение тех, кто находится внутри нее [120].

Это значит, что те или иные слова или выражения, предлагаемые манипуляторами, становятся своеобразными «клетками» или «ловушками», в рамках которых неподготовленный человек оценивает происходящие в мире события. Эффективность подобных «ловушек» можно продемонстрировать и на российских и на зарубежных примерах.

Чтобы было понятно, о чем идет речь, продемонстрируем это на примере политической демагогии бывшего президента США Л. Джонсона, который для оправдания войны во Вьетнаме широко использовал такие доводы, как «обязательства», «долг», «ответственность» Америки перед Южным Вьетнамом, который подвергался «агрессии со стороны коммунистов Северного Вьетнама». Подобными словами-«ловушками» («бандиты», «наемники» и пр.) Джонсон не только дезинформировал общественность, но и делал как для себя, так и для последующей администрации США все более трудным вопрос о прекращении войны во Вьетнаме.

В качестве важного инструмента политического манипулирования можно рассматривать и красноречие, и само ораторское искусство политика. Слова оратора могут приводить людей в возбужденное состояние, заставлять их действовать против собственной воли. Здесь манипулирование достигается с помощью риторических ухищрений. Этот манипулятивный механизм политической риторики призван скрыть истинную суть изображаемого политиком явления.

Характерный пример - переименование прежнего военного министерства США в «министерство обороны». Естественно, что слово «оборона» уже само по себе предполагает угрозу: обороняться можно лишь от какой-либо опасности (например, в Косово, в Югославии, в Ливии, в Сирии, в Ираке и т.д. ). Имплицитная посылка («если…,то…») в названии «министерства обороны» состоит в том, что кто-то угрожает стране, но, будучи имплицитной, эта посылка избегает вопросов о том, от кого именно исходит угроза, насколько реальна эта угроза и т. д.

Подобным же образом защита «программ по переподготовке» безработных, рекламируемая каким-либо фондом, предполагает, что рабочие места открыты для всех квалифицированных работников. Здесь может содержаться имплицитная посылка, согласно которой причина безработицы в стране состоит в отсутствии у безработных квалификации, а не в каком-либо структурном недостатке экономической системы, в развернувшемся во всю ширь кризисе и экономики и самой экономической модели.

Другими словами, цель риторических ухищрений состоит в том, чтобы отвлечь внимание от вопроса об истинности скрытых в нем предположений.

Важное место в политическом манипулировании занимает использование символики, косвенно связанной с национальной системой безопасности, точнее, с национальным престижем, национальной самоидентификацией. В современном обществе разного рода символы, как, например, почести, титулы и т. д., служат показателями социального статуса, а флаги, короли и социальные ритуалы ценятся как символы таких абстракций, как «нация», «страна» и «народ» («народный фронт», «национальный институт», «общефедеральный консенсус», «лидер страны» и т.д.).

Суть подобных символов состоит в том, что они призваны замаскировать истинную сущность политических институтов. Они представляют собой ширму, за которой политики любой страны могут беспрепятственно принимать решения в своих собственных интересах.

Например, в США избрание мэром какого-либо муниципалитета негра, хотя и производит благоприятное впечатление на негров, служит маскировкой реальной структуры власти в этой местности. Или, например, включение в состав господствующей в парламенте партии 2-3 рабочих позволяет говорить этой партии и о близости ее к простому народу. Хотя может служить и маскировкой обратного.

Политические символы - это своего рода «символический капитал» депутатов, мэров и т.д., так как их обладатель всегда оказывается в положении, которое позволяет ему добиться серьезных материальных выгод («символический капитал» в рыночной и нерыночной системе легко можно обратить в экономический). И все будет зависеть только от нравственных качеств этого политика.