Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
81
Добавлен:
14.02.2015
Размер:
948.74 Кб
Скачать

29.4.2.9.4. Посттравматический дефект черепа

Дефекты черепа образуются при оскольчато-вдав­ленных и вдавленных переломах черепа, его по­вреждении холодным оружием, огнестрельных ра­нениях, резекционной или декомпрессивной тре­панации при удалении внутричерепных гематом (2, 39). Имеет относительно неблагоприятную про­гностическую значимость. Больные с полным или близким к нему восстановлением психической де­ятельности тяжело и большей частью — с преуве­личением переживают наличие самого дефекта черепа. Он оценивается больными не только как уродующий внешний их облик, но и представля­ющий постоянную опасность повреждения мозга. Закрытие дефекта прогностически благоприятно. Одним из главных его итогов оказывается поло­жительное воздействие на самооценку, самоощу­щение больного. Он избавляется от бывших до зак­рытия дефекта напряженности, постоянных тре­вожных ожиданий дополнительных повреждений и приобретает уверенность в самом себе, раско­ванность в общении с окружающими. Расширя­ются формы двигательного поведения больных, становящихся более многообразными в общении с окружающими.

29.4.2.9.5. Посттравматическая ликворея

Проявляется истечением ликвора, чаще всего в но­соглотку, развитием повторного менингита.

В остром периоде психические нарушения (из­менения сознания) определяются тяжестью ЧМТ,

493

Клиническое руководство по черепно-мозговой травме

обычно нивелируются к моменту проявления лик-вореи. Она, как правило, осознается больными и переживается тяжело.

Пациенты обнаруживают установку на хирур­гическое лечение (47).

Больная К-ра, 24 лет, трижды находилась в институте с диагнозом: остаточные явления легкой ЧМТ — сотрясения мозга с трещиной пирамиды левой височной кости, ушная ликворся. Травму получила в 15-летнем возрасте (упала с качелей), уда­рилась затылком, сознания не теряла. Была рвота. К врачам не обращалась, продолжала ходить в школу. Через 3 месяца — го­ловные боли, светобоязнь, напряженность и болезненность шейных мышц. Установлен диагноз — серозный менингит. Че­рез год после травмы и первого менингита — эпилептический припадок с общими судорогами. Через 4 года после травмы дваж­ды больная переносит менингит. При обследовании в институте нейрохирургии: правосторонняя пирамидная недостаточность, гемигипсстезия на лице и теле справа, сглаженность правой носогубной складки, легкое отклонение языка вправо, перио­дическое обильное выделение окрашенной кровью жидкости в носоглотку, нарастающее снижение слуха слева по нейроеен-сорному типу, концентрическое сужение полей зрения, боль­ше слева.

После травмы больная окончила школу, поступила в меди­цинское училище. После его окончания работала медицинской сестрой. Но в связи с ухудшением состояния из-за повторных менингитов продолжить работу не могла. Ей была оформлена II группа инвалидности.

Психическое состояние больной характеризовалось резкой утомляемостью, физической и психической истощаемостыо, субдепрессивным фоном настроения. Припадки прекратились на фоне противосудорожного лечения.

В этом наблюдении психопатологическая сим­птоматика негруба, имеет характер пограничных психических нарушений. Грубее неврологическая симптоматика вследствие повторных менингитов из-за ликвореи из трещины пирамиды левой ви­сочной кости.

Соседние файлы в папке Клин рук-во по ЧМТ том 3