Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Lukashuk01_международ.право.pdf
Скачиваний:
57
Добавлен:
10.02.2015
Размер:
12.39 Mб
Скачать

Глава II. Этапы становления международного права

§ 1. Исторические концепции международного права

Для того чтобы правильно использовать международное право, необходимо знать его природу. Понимание его природы, как и любого иного социального феномена, во многом зависит от понимания его истории.

Каждое явление представляет собой единство прошлого, настоящего и будущего. Ни одно явление не может находиться вне собственной истории, быть изолированным от ее влияния. Попытки игнорировать историю неизбежно ведут к непониманию сущности явления и к ошибкам в его использовании. Неправильное толкование прошлого влечет за собой непонимание настоящего и ошибочную оценку будущего. Один из наиболее авторитетных специалистов в области истории права Ф. Мэйтланд сказал: «Сегодня мы изучаем позавчера, с тем чтобы вчера не могло парализовать сегодня, а сегодня не могло парализовать завтра»1. Говоря о международном праве, М. Ляхс подчеркивал, что не все вчерашнее в нем устарело2.

История международного права является частью исторического развития общества. Вместе с тем оно имеет и собственную историю, отражающую специфику этого социального явления. К сожалению, в мировой литературе, особенно современной, немного фундаментальных исследований истории международного права. В отечественной литературе ей посвящены монографии В.Э. Грабаря, Ф.И. Кожевникова, Д.Б. Левина, Ю.Я. Баскина, Д.И. Фельдмана. Сегодня ускорение темпов исторического развития, находящее выражение в обрушивающемся на исследователя потоке информации, несущем все новые вопросы, как бы отделяет нас от прошлого, даже сравнительно недавнего.

О том, что дела с изучением истории международного права и его природы обстоят не лучшим образом, свидетельствует уже сам факт принципиальных расхождений относительно времени появления этого права. Существуют следующие основные точки зрения.

Во5первых, та, согласно которой даже в отношениях между первобытными племенами действовали определенные правила и, следовательно, существовало международное право. Действительно, с образованием крупных и устойчивых племен между ними установились определенные отношения. Следует при этом иметь в виду, что каждое племя считалось пребывающим в состоянии войны с иными племенами. (Кстати, это положение не утратило полностью своего значения ни в рабовладельческом, ни в феодальном мире.) Лишь в результате межплеменных соглашений отношения неограниченной вражды уступали место первичной социальной регламентации. Осуществлялась она с помощью складывавшихся в практике элементарных норм общения, в основе которых лежало правило равного воздаяния, «наиболее характерным выражением которого является талион: жизнь за жизнь, око за око»1.

Между племенами заключались соглашения о мире, о совместных военных действиях, о разграничении владений и др. Признавалась определенная неприкосновенность представителей. Значение всего это было велико, поскольку без договора о мире каждое племя считало себя находящимся в состоянии войны с другими племенами. Отказ от признания соответствующих правил был равносилен отказу от всяких, кроме враждебных, отношений с соседями, что было чревато серьезными последствиями.

Характерной чертой межплеменных отношений была их персонификация. Они строились и оформлялись как отношения между вождями, хотя реально речь шла о межплеменных связях. Нельзя не подчеркнуть, что эта черта была присуща отношениям как рабовладельческих, так и феодальных государств. Идея государства как субъекта международных отношений утверждалась с большим трудом.

Все это свидетельствует о том, что даже на самых ранних стадиях отношения между независимыми образованиями нуждались в регулировании. Однако не всякое нормативное регулирование является правовым. Межплеменные нормы представляли собой необходимые для взаимодействия племен элементарные правила игры, складывавшиеся в их практике. Эти нормы не соответствовали основным характеристикам права. Известно, что не только международное, но и внутреннее право не может существовать без государства. Всем этим объясняется тот факт, что число сторонников рассматриваемой точки зрения незначительно1.

Во5вторых, более распространена точка зрения, согласно которой международное право, как и право внутреннее, появляется одновременно с государством. Эта точка зрения типична для отечественной доктрины. Д.Б. Левин пришел к следующему выводу: «...международное право возникает там и тогда, где и когда возникает классовое общество и государство»2. Эта же точка зрения изложена в отечественных учебниках3. Лишь изредка встречаются авторы, придерживающиеся иной

точки зрения4. В последние годы было высказано мнение, согласно которому «международно5 правовые обычаи зарождались еще в период первобытно5общинного строя, до становления государственности»5.

Аналогичные взгляды известны и литературе других стран. Обоснование их сводится к тому, что коль скоро независимые государства вступили во взаимоотношения, то должно возникнуть и международное публичное право. Таким путем обосновывают максиму «вечности публичного международного права»6.

Следует, однако, учитывать, что общественные системы государств сформировались гораздо раньше, чем сообщество государств. Потребности этих систем и вызвали к жизни государство и право. Право есть продукт суверенной власти государства.

Что же касается международного права, то оно могло возникнуть лишь тогда, когда система межгосударственных отношений достигла достаточно высокого уровня развития. Растущая взаимозависимость государств побудила их осознать, что во имя своих национальных и интернациональных интересов необходимо подчиниться нормам, обладающим юридической силой. Процесс этот был весьма длительным.

Обосновывая тезис о возникновении международного права одновременно с государством, ссылаются на то, что государства заключали договоры, направляли друг другу представителей, за которыми признавались некоторые привилегии, и т.п. Думается, что едва ли оправданно переносить современные представления в совершенно иные исторические условия. Судят по форме, игнорируя суть явления. Договоры представляли собой личные обязательства фараонов, императоров и др. Подтверждением тому могут служить договоры о династических браках, имевших важное политическое значение. Договоры скреплялись религиозными клятвами, а их обязательная сила опиралась на религиозную мораль.

Известно, что для создания нормы международного права необходимо, во5первых, согласие субъектов относительно содержания нормы и, во5вторых, согласие придать ей юридическую силу1. Вот этот второй элемент и отсутствовал. Участники не допускали самой возможности существования международного права. Этот факт признают и авторы, утверждающие, будто международное право возникло одновременно с государством. По мнению Ю.Я. Баскина и Д.И. Фельдмана, международное правосознание начало формироваться лишь в XII в.2

Исторические факты свидетельствуют, что международное право как юридическое средство регулирования межгосударственных отношений находит признание в практике государств лишь в конце Средних веков. Эта точка зрения доминирует в мировой литературе3. Тем не менее почва для этого сложного социального явления готовилась на протяжении предшествующей истории, в ходе которой накапливался опыт регулирования межгосударственных отношений, вырабатывались соответствующие формы, создавались предпосылки для формирования международно5правового сознания. С учетом этого есть основания предложить следующую периодизацию:

предыстория международного права (с Древних веков до конца Средних);

классическое международное право (с конца Средних веков до принятия Статута Лиги Наций);

переход от классического к современному международному праву (от принятия Статута Лиги Наций до принятия Устава ООН);

современное международное право — право Устава ООН.

§2. Предыстория международного права

1.Древние века

Документы свидетельствуют о нравственной вседозволенности в межгосударственных

отношениях того времени. В древнеиндийских Законах Ману говорилось: враг — это ваш сосед. В собрании политической мудрости Древней Индии — Артхашастре, принадлежащей перу полулегендарного Каутильи (IV—III вв. до н.э.), относительно мирных договоров сказано, что они должны заключаться с равными или более сильными королями, а на слабого короля надо нападать. Мудрый король должен укреплять свое государство и препятствовать процветанию других. Задачи послов: осуществление миссии, поддержка договоров, приобретение друзей, интриги, организация ссор между друзьями, использование секретных сил. Право рассматривалось как действующее лишь внутри страны, в международных отношениях ему не отводилось места. Думается, что это неслучайно. Ведь уровень Законов Ману был по тем временам весьма высок. Достаточно ознакомиться с детальной классификацией международных договоров.

Субъектами международных отношений были не государства, а их властители. Широкое распространение получили договоры. Они служили осуществлению не только внешних, но и внутренних функций. Заключенный в XIII в. до н.э. договор о мире и союзе между фараоном Египта

ицарем хеттов предусматривал оказание содействия не только в войне с внешними врагами, но и в подавлении восставших рабов. Была предусмотрена и взаимная выдача политических беженцев. Договор скреплялся религиозной клятвой, каждый клялся своими богами. Оформлен был договор путем обмена серебряными досками, на которых был выгравирован согласованный текст.

Законы Египта и Индии запрещали всякие сношения с иностранцами, которые считались врагами и не имели никаких прав. Описанная картина была характерна и для государств Древнего Китая. В большинстве случаев государства входили в состав или в сферу влияния той или иной империи и отношения с ними регулировались правом империи. Классик китайской философии Конфуций в VI в. до н.э. утверждал, что китайский император правит миром как праведный владыка. Аналогичное положение существовало и в Древнем Риме. А.А. Рубанов обоснованно пишет, что Древний Рим рассматривал свое право «как право всеобщее»1.

Войны были повседневным явлением. Это относится и к Древней Греции, где общность происхождения, языка, религии, казалось бы, создавала идеальные условия для сотрудничества. Для существования рабовладельческого общества нужны были рабы, их доставляли войны. Этим определялось и мышление. Господствовало убеждение, что греки — избранный народ, а другие люди

— варвары. Демосфен доказывал, что варвары самой природой предназначены быть рабами греков. Отсюда ненависть к иностранцам — ксенофобия.

Подобное положение препятствовало развитию торговых и иных связей. Поэтому для признания элементарных прав за иностранцами заключались торговые договоры. Возник институт проксена. Проксен был гражданином государства, принимающего иностранца, и оказывал последнему покровительство. Поскольку бесправные иностранцы не могли обращаться в органы управления страны пребывания, то это делал проксен. Нередко через него велись и дипломатические переговоры.

Греческие государства постоянно направляли друг другу посольские миссии. Полномочия оформлялись в виде двух сложенных и покрытых воском дощечек (дипломата). Отсюда — «дипломатия». Послы пользовались неприкосновенностью. Греческие государства создавали военно5 политические объединения — симмахии, которые весьма напоминают международные организации. У них были общие органы, принимавшие решения.

Общеизвестен вклад Древнего Рима в развитие права, и тем более показательно, что эта развитая правовая система не содержит и намека на возможность существования международного права. Международные отношения Рима не знали правовых норм. Сама идея одинаковых и равно обязательных для государств норм была несовместима с сутью Римской империи. Она не возникала и в умах блестящих римских юристов. Регулировать межгосударственные отношения могли лишь боги, так как только они стоят над государствами и могут быть арбитрами в их спорах.

Показательно, что не только в позитивном праве Рима, но и в трудах его высококвалифицированных юристов нельзя обнаружить и следа самой идеи международного права. В стремлении доказать существование международного права в то время обычно ссылаются на римское jus gentium (право народов). Однако общепризнанно, что право народов было частью римского права, регулировавшего отношения римских граждан с иностранцами, в отношении которых оно было дискриминационным1. Вместе с тем право народов содержало некоторые правила справедливости и естественного права. Quod naturalis ratio inter omnes homines constituit, voratur jus gentium (правила, которые естественный разум установил для всех людей, именуются правом народов).

Таким образом, утверждения относительно того, что международное право существовало в древнем мире, являются главным образом результатом перенесения современных представлений в совершенно иные условия. Судят по форме, игнорируя суть явления.

Несмотря на жестокость нравов международных связей того времени, накопленный опыт имел значение для будущего международного права. Была доказана принципиальная возможность нормативного регулирования межгосударственных отношений, характеризующихся неустойчивостью

ивраждебностью. Были выработаны формы нормативного регулирования — обычаи и договоры. Последние по форме мало чем отличались от нынешних международно5правовых договоров. Тем не менее таковыми они не были.

2.Средние века (VI—XVI вв.)

Кконцу V в. варварские государства уничтожили Западную Римскую империю. В Европе образовался ряд достаточно крупных государств, между которыми велись войны, заключались союзные и мирные договоры. Однако над ними был установлен контроль со стороны императора Священной Римской империи германской нации и католической церкви. О международном праве в таких условиях речь идти не могла.

Центральная власть в государствах не была достаточно сильной. Феодальная раздробленность стала характерным явлением. Вотчина крупного землевладельца была фактически государством, собственность на землю давала власть над населением. Стирались различия между отношениями частными и межгосударственными, между публичным и частным правом. Постоянным явлением стали частные войны между феодалами внутри одного государства. Одновременно шли войны между государствами, войны религиозные, гражданские.

Воснове как внутренних, так и внешних связей лежало кулачное право, т.е. сила, возведенная в закон. Сильный всегда прав, что нашло свое выражение и в таком институте, как «суд Божий», — спор решался поединком. Считалось, что Бог дарует победу правому. В условиях нараставшего хаоса права практически не существовало.

Международные связи развиваются главным образом внутри регионов (Западная Европа, Византия, Русь, арабский мир, Африка, Индия, Китай). Особое место занимала Восточная Римская империя, Византия. Завоевавшие Рим варварские племена разрушили римскую цивилизацию. Византия сохранила эту цивилизацию и содействовала передаче соответствующего опыта варварским государствам.

Большую роль во внешней политике Византии играла миссионерская деятельность христианского духовенства. Обращение в христианство других народов усиливало влияние Византии. Вместе с тем оно помогало развитию культуры вновь обращенных народов, включая культуру правовую.

Начиная со своего образования в IX в. Киевская Русь поддерживала активные связи с Византией. Заключались мирные и союзные договоры. С помощью договоров решался сложный вопрос о статусе русских дипломатов и купцов во время пребывания в Византии. Договоры скреплялись религиозной клятвой. Русы клялись Перуном и Велесом — скотьим богом. Представители Византии по христианскому обычаю целовали крест.

Русь использовала такую форму закрепления связей с другими государствами, как династические браки. Киевские княжны выходили замуж за королей Венгрии и Норвегии. Дочь Ярослава Анна вступила в брак с королем Франции Генрихом I, а сам Ярослав был женат на дочери шведского короля.

Отличался рядом особенностей правовой режим иностранцев на Руси. «Русская правда» в принципе предоставляла им тот же режим, что и русским. Принятие христианства Киевской Русью сыграло свою роль в усвоении накопленного Византией опыта.

ВVII в. образуется крупное мусульманское государство — Арабский халифат. С этого времени арабские государства принимают активное участие в международных отношениях. В этих государствах религии принадлежало еще более значительное место, чем в христианских странах. В основе всей общественно5политической жизни лежало мусульманское право, нормы которого распространялись и на внешнеполитическую деятельность государств. В результате взаимоотношения арабских государств регулировались общими нормами, опиравшимися на Коран. Одни и те же положения мусульманского права регулировали отношения как между людьми, так и между государствами.

Все мусульмане независимо от государственной принадлежности не считались иностранцами. Последними были только иноверцы. Для въезда в страну им требовалось разрешение, а для защиты — покровительство (вилайет) мусульманина. Послы считались неприкосновенными. Коран предписывал соблюдать верность слову даже в отношении иноверцев. Большую роль сыграли положения Корана, поощряющие международную торговлю, которая могла вестись даже во время паломничества.

Вначале второго тысячелетия складываются крупные государства в Африке, такие как империя Мали. Иностранцы могли путешествовать без опасений и пользовались гостеприимством местных жителей. Африканские государства поддерживали дипломатические и торговые связи, заключали международные договоры.

Таким образом, несмотря на некоторые особенности, во всех регионах существовали более или менее одинаковые способы и уровень регулирования межгосударственных отношений. Все регионы внесли свой вклад в формирование общепринятой практики. Тем не менее в силу исторических условий главным регионом, где была подготовлена почва для создания международного права, оказалась Европа. На Западе континента сложился комплекс государств с весьма близкими социально5политическими, религиозными, культурными системами.

Влитературе высказывается мнение, оспаривающее европейское происхождение международного права. Индийский профессор Р. Ананд считает, что международное право развивалось в Средние века не только в Европе1. Никто не станет отрицать вклада Индии и других регионов в развитие форм нормативного регулирования международных отношений того времени.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]