Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Введение в профессию Учебный год 2022-23 / Российские правоведы XVIII - XX веков, Томсинов В.А., Том 1.rtf
Скачиваний:
14
Добавлен:
13.12.2022
Размер:
10.2 Mб
Скачать

Никита Иванович Крылов (1807-1879)

Никита Иванович Крылов родился в Ярославской губернии в семье священника. Первоначальное образование он получил в Ярославской духовной семинарии, затем продолжал обучение (в 1827-1828 гг.) в Санкт-Петербургской духовной академии.

В 1829 году Никита Крылов был прикреплен вместе с двумя своими сокурсниками по духовной академии - Александром Федотовым-Чеховским и Алексеем Куницыным - для подготовки к преподавательской деятельности на юридических факультетах российских университетов ко Второму отделению Собственной Его Императорского Величества канцелярии*(599). После обучения в течение трех семестров юридическим наукам в Санкт-Петербургском университете и при Втором отделении будущие профессора-правоведы были направлены в Берлинский университет.

На протяжении трех лет - с 1831 по 1834 год - Никита Крылов изучал со своими товарищами в Берлинском университете под руководством знаменитого немецкого правоведа Ф.К. Савиньи широкий круг юридических наук, но главным образом - римское право. По возвращении в 1834 году в Россию все они были причислены ко Второму отделению С.Е.И.В. канцелярии для испытаний на степень доктора прав.

По первоначальному замыслу М.М. Сперанского, претенденты на эту степень должны были написать и защитить диссертации. Однако потребность российских университетов в квалифицированных преподавателях юридических наук была настолько острой, что во Втором отделении решили не ждать, пока прибывшие из Германии молодые правоведы подготовят свои докторские исследования. Сперанский обратился к императору Николаю I с просьбой отменить для них необходимость представления диссертаций, так как сочинение последних "вместе с рассмотрением и печатанием оных" требует год и более времени. Вместо этого он предложил обязать студентов после сдачи экзамена извлечь из предметов испытания "положения или тезы, объемлющие весь состав юридических наук и представить их к одобрению юридического факультета". "Таким образом, - делал он вывод, - испытание всех студентов может быть кончено по крайней мере к концу мая и они отправлены быть могут к своим местам по распоряжению министра народного просвещения. Строгое испытание словесное и письменное и защищение от 30 до 40 и более тез, извлеченных из состава всех юридических наук, заменят с пользою и сбережением времени предлинные диссертации, требующие всегда много времени если им быть хорошими".

7 марта 1835 года Николай I утвердил доклад Сперанского, начертав на нем резолюцию: "Экзамены студентам как прежним, так и новым произвести на означенных в докладе основаниях"*(600). Экзамены начались 19 апреля. К июлю месяцу того же года все студенты выдержали положенные экзамены, а с 19 июля начали представлять к защите на публичном собрании, проходившем в актовом зале Санкт-Петербургского университета, свои тезисы.

В результате каждому из них была присвоена степень доктора права (законоведения). Распоряжением министра народного просвещения от 7 сентября 1835 года Н.И. Крылов был (вместе с П.И. Редкиным и С.И. Баршевым) назначен преподавателем в Императорский Московский университет.

17 сентября 1835 года попечитель Московского учебного округа граф С.Г. Строганов дал Совету Московского университета следующее поручение: "1. Докторов Редкина, Крылова и Сергея Баршева причислить к Московскому университету, не утверждая их ни адъюнктами, ни профессорами, а оставить впредь до введения нового устава, с приобретенною ими ученою степенью и с жалованием ординарных профессоров по тем кафедрам, которые они занимать будут... 2. До окончательного распределения кафедр и профессоров по новому уставу, употребить их по усмотрению университетского Совета, и с утверждения моего, к преподаванию по части правоведения..."*(601)

24 сентября Крылов со своими товарищами прибыл в Москву. 2 октября он направил в правление и Совет университета донесение о своем прибытии с указанием предмета, который хотел преподавать.

Своим распоряжением от 14 октября 1835 года правление Московского университета поручило Н.И. Крылову преподавать историю римского права для студентов 2-го и 3-го курсов ("по вторникам и субботам во 2-м часу дня")*(602).

В конце 1835 года Н.И. Крылов (так же, как и С.И. Баршев и П.И. Редкий) был назначен на должность экстраординарного профессора юридического факультета.

Вступление молодых правоведов в государственную службу на поприще народного просвещения было закреплено клятвенным обещанием, данным 13 января 1836 года. Каждый из них поклялся: "Верно и нелицемерно служить и во всем повиноваться, не щадя живота своего, до последней капли крови, все к высокому Его Императорскому Величеству самодержавству, силе и власти принадлежащие права и преимущества ...предостерегать и оборонять... старатися споспешествовать все, что к Его Императорского Величества верной службе и пользе государственной во всяких случаях касаться может. О ущербе же Его Величества интереса, вреде и убытке как скоро о том уведаю, не токмо благонамеренно объявлять, но и всякими мерами отвращать... Для своей корысти, свойства, дружбы и вражды, и противно должности и присяги не поступать..."*(603)

Университетским уставом, утвержденным императором Николаем I 26 июля 1835 года, в числе кафедр юридического факультета предусматривалась кафедра "римского законодательства и его истории". Годовой лекционный курс римского законодательства разбивался в соответствии с этим на две части: историю римского законодательства и римское законодательство в догматическом изложении. Этот курс и стал читать на юридическом факультете Московского университета (по 8 часов в неделю) Н.И. Крылов. Впоследствии на факультете утвердится программа, согласно которой история римского права будет преподаваться студентам 2-го курса, а предмет под названием "римское право", то есть догма римского права, будут изучать студенты 3-го и 4-го курсов*(604).

Университетским уставом, высочайше утвержденным 18 июня 1863 года, была предусмотрена кафедра римского права, предполагавшая преподавание системы римского права, истории римского права, догматики римского гражданского права и византийского права. Профессор Крылов и после этого будет преподавать историю римского права на 2-м курсе (3 часа в неделю) и римское право на 3-м (3 часа в неделю) и на 4-м (5 часов в неделю) курсах*(605).

30 июня 1843 года профессор Крылов был избран на четырехлетний срок деканом юридического факультета (в 1847 году его сменит на этом посту С.И. Баршев).

До 1872 года занимал Н.И. Крылов кафедру римского права в Московском университете. После этого он продолжать читать лекции по римскому праву еще несколько лет, но уже в качестве внештатного преподавателя.

Известный русский писатель-фольклорист А.Н. Афанасьев (1826-1871) учился на юридическом факультете Московского университета в 1844-1848 годах. Впоследствии он вспоминал: "Никита Иванович Крылов, по справедливости, признавался за лучшего профессора: он мастерски умел выяснить смысл юридических понятий и раскрыть их характеристические особенности с необыкновенною наглядностью и выпуклостью, так что для студентов вполне было понятно, почему римскому праву присвоено название "Ratio humana". Самый язык его изложения, несмотря на некоторые странные барбаризмы (например, "периферия личности", "амальгамироваться" и др.) и частое употребление рядом многих синонимических выражений, отличался необыкновенной точностью. Оттого мы любили слушать его лекции, и они были весьма полезны для развития нашего мышления"*(606).

Один из наиболее известных учеников Н.И. Крылова и его преемник по кафедре С.А. Муромцев писал в 1880 году: "Без малого сорок выпусков юристов, получивших свое образование в стенах Московского университета, слушало лекции Крылова. В среде бывших его слушателей насчитывается множество людей самых разнообразных профессий и положений, не всегда близких к юриспруденции, но в воспоминаниях и отзывах редкого о Крылове не послышится в той или другой степени восхищение, возбужденное необыкновенным талантом профессора... Крылов действовал на умы своих слушателей; они жили, работали под влиянием его чтений, и навсегда сохранялись следы этой работы и память о ней... Трудно передать на словах всю увлекательность его речи, изобразить напряженное состояние, которое переживала, слушая Крылова, его аудитория. Слишком слабыми покажутся в настоящем случае обычные эпитеты. На русских юридических кафедрах не было еще лектора более замечательного... Чтобы судить о его речи, надо было самому слушать и, кто слышал ее, тот знает ее силу. Крылов был профессор-поэт!"

"Самым выдающимся профессором на юридическом факультете" называл Н.И. Крылова другой его знаменитый ученик - А.Ф. Кони*(607). По его словам, Крылов "жил на кафедре, любя нежно и свою науку, и свой народ, за который он болел сердцем и о котором никогда не забывал, уходя мысленно в даль прошедших веков и чужих учреждений". Подобным образом отзывались о профессоре многие его студенты.

Но успешная преподавательская деятельность Крылова не сопровождалась плодотворной научной работой. Три-четыре более или менее крупных произведения да десяток-полтора небольших статей в периодике составляют все его научное наследие за более чем четыре десятилетия*(608). К тому же писаны они были более для учебных целей и, по мнению всех, кто учился у профессора Крылова, не выражали вполне настоящих его взглядов. Крылов относился к тому типу ученых, которые проявляют себя сколько-нибудь полно лишь в устном творчестве - в лекциях или беседах.

По своим научным взглядам Н.И. Крылов был приверженцем исторического направления в юриспруденции. "В истории права всегда есть связь органическая и один век передает свои труды другому", - говорил он в речи, произнесенной в торжественном собрании Московского университета 11 июня 1838 г. Исторический подход к правовым явлениям позволил Крылову увидеть в римском праве, с одной стороны, результат всего предшествовавшего правового развития древнего мира, а с другой - стержень последующей правовой истории Западной Европы.

Крылов являлся сторонником широкого изучения римского права в России. По его мысли, римское право должно было компенсировать отсутствие у русских правоведов надлежащей теории права. Вместе с тем обращение к римскому праву необходимо было, по мнению Крылова, для того, чтобы восполнить недостаток в российской юриспруденции "общих, логических форм, общих понятий и слов". Н.И. Крылов выражал надежду, что "из взаимного соединения римского классицизма" с богатым содержанием русского права "образуется, наконец, та колоссальная русская юриспруденция, которая увековечит славу нашего отечества и займет одно из первых мест в истории новейшей юридической литературы".

Особенностью Н.И. Крылова как ученого-правоведа было то, что он не ограничивался простым изложением правовых институтов, но старался дать целостную картину общественной жизни, представляя при этом право во взаимодействии с экономическими, религиозными и политическими явлениями. Изложение догмы римского права Крылов вел, по воспоминаниям А.Ф. Кони, "путем сравнений с германским правом, стремясь проследить с большой вдумчивостью влияние каждого института на дальнейшее развитие права в Европе, стараясь изучить и показать отдаленные следы его в новейших юридических формах".

В молодые свои годы Н.И. Крылов не избежал увлечения философией Гегеля. И хотя впоследствии оно прошло, следы гегелевского философского мышления остались в его научном мышлении. Строгая логичность в изложении материала, повышенное внимание к юридическим категориям, стремление представить категории в развитии и через их взаимную связь раскрыть их смысл - все это составляло характерную особенность преподавательской манеры профессора Крылова. По воспоминаниям студентов юридического факультета Московского университета, лекции Крылова по римскому праву заменяли студентам философию права.