Проблемы осуществления благотворительной медицинской деятельности в Российской Федерации

Несмотря на все усилия соответствующих государственных структур по обеспечению доступности населению Российской Федерации специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи, на сегодняшний день, полностью удовлетворить потребность в указанной медицинской помощи не удается.

В этих условиях немаловажное значение, в первую очередь для самих пациентов приобретают международные благотворительные медицинские акции и проекты, благодаря которым множество больных (в основном это дети) получают, необходимую, зачастую жизненно необходимую медицинскую помощь, в том числе и в виде сложных хирургических операций.

Практически на регулярной основе проводят акции в России иностранные (международные) благотворительные медицинские организации, благодаря которым бесплатную хирургическую помощь получили более 2000 детей с расщелинами губы и/или нёба из разных регионов страны, а также дети с тяжелыми ожогами, врожденными патологиями и травмами лица [1].

Рассмотрим правовую основу осуществления подобных благотворительных акций.

Специфика благотворительной деятельности в сфере оказания медицинской помощи состоит в том что, медицинская деятельность ограничена национальными юрисдикциями.

Конституция РФ провозглашает поощрение добровольного социального страхования, создания дополнительных форм социального обеспечения и благотворительности. Указанная декларация предполагает создание, в том числе организационно-правовых условий для осуществления благотворительной деятельности. Хотя Федеральный закон от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" и устанавливает право иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных и международных организаций выступать участниками благотворительной деятельности на территории Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также возможность осуществления международной благотворительной деятельности путем участия в международных благотворительных проектах, участия в работе международных благотворительных организаций, взаимодействия с зарубежными партнерами в соответствующей сфере благотворительной деятельности, а также в любой иной форме, принятой в международной практике и не противоречащей законодательству Российской Федерации, нормам и принципам международного права, в Российской Федерации отсутствуют организационно-правовые условия для осуществления определенных форм международной медицинской благотворительности.

В соответствии со ст. 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (утверждены Верховным Советом РФ 22.07.1993 N 5487-1) лица, получившие медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах, допускаются к медицинской или фармацевтической деятельности после экзамена в соответствующих учебных заведениях Российской Федерации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, а также после получения лицензии на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Порядок допуска к медицинской и фармацевтической деятельности в Российской Федерации лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах, утвержден Постановлением Правительства РФ от 07.02.1995 N 119. Указанным Постановлением устанавливается, что лица, получившие медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах, могут быть допущены к медицинской и фармацевтической деятельности в Российской Федерации при условии, что федеральными государственными органами управления образованием совместно с Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития будет установлена эквивалентность образования.

Помимо установления эквивалентности образования, условием допуска к занятию медицинской и фармацевтической деятельностью в Российской Федерации лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах, является успешная сдача специального экзамена (Приказ Минздрава России от 26 июля 2000 года N 284 "О специальных экзаменах для лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах", Приказ Росздравнадзора от 24.05.2006 N 1200-Пр/06 "Об организации процедуры допуска к медицинской и фармацевтической деятельности в Российской Федерации лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах").

В соответствии с п. 4 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность при наличии разрешения на работу. Порядок выдачи разрешений на работу установлен Административным регламентом предоставления Федеральной миграционной службой, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, Федеральным агентством морского и речного транспорта и Федеральным агентством по рыболовству государственной услуги по выдаче заключений о привлечении и об использовании иностранных работников, разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства (утв. приказом Федеральной миграционной службы, Министерства здравоохранения и социального развития РФ, Минтранса РФ и Федерального агентства по рыболовству от 11 января 2008 г. N 1/4/1/2).

Приезжающие на несколько дней специалисты не имеют возможности проходить всю эту достаточно сложную, требующую значительных временных и финансовых затрат процедуру. Но нарушая требования российского законодательства, иностранные врачи становятся субъектами противоправных деяний, что является основанием для применения к ним мер государственного принуждения в виде соответствующих санкций. В свою очередь сами благотворительные организации создают основания для исключения соответствующего филиала или представительства иностранной некоммерческой неправительственной организации из реестра филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, ликвидацию отделения иностранной некоммерческой неправительственной организации (Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях").

Аналогичные трудности возникли и у автора статьи, когда к нему, юрисконсульту федерального медицинского центра, обратился главный врач учреждения с заданием осуществить юридическое сопровождение визита высококлассного хирурга - профессора из Германии, совершаемого с целью повышения квалификации врачей посредством проведения нескольких операций совместно с хирургами центра. В итоге приезд профессора был отменен из-за нежелания обеих сторон нарушать требования законодательства.

Необходимость легализация медицинской деятельности, осуществляемой иностранными врачами на территории Российской Федерации в рамках благотворительной деятельности обусловлена неспособностью существующей системы здравоохранения в определенных случаях обеспечить предоставления необходимой медицинской помощи, а также ценностью совместных операций с точки зрения обмена опытом с высокопрофессиональными специалистами из-за рубежа и повышения квалификации отечественных специалистов. При существующем положении также невозможно урегулировать ответственность за вред, причиненный в результате оказания медицинской помощи с участием иностранных врачей.

На взгляд автора, решение описанной в настоящей статье проблемы возможно посредством заключения Российской Федерацией соответствующих международных договоров по аналогии с институтом взаимодействия Российской Федерации с международными организациями и иностранными государствами по оказанию российскими аварийно-спасательными службами медицинской и иной помощи населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях за пределами территории Российской Федерации [2].

Соседние файлы в папке Дополнительная литература