Анализ и пути предотвращения коррупционных проявлений в системе здравоохранения

Анализируя современность, а также некоторую доступность историческую ретроспективу, можно заметить, что система устройства любого государства имеет тенденцию к усложнению, в основе которого заложены, прежде всего, объективные причины, сопряженные с существенным изменение характера общественных отношений, увеличением потребностей человека и повышением социальной ответственности государства. Указанное усложнение структуры государственного аппарата проявляется в более детальной регламентации государством поведения людей и построении административных барьеров для реализации неограниченной и противоправной свободы.

Вместе с тем психофизиологические особенности самой природы человека заставляют его искать легких путей к удовлетворению собственных потребностей. Одна из форм такого обхода установленных административных правил как раз и именуется коррупцией. Следовательно, тот факт, что коррупция представляет собой естественное явление, кажется вполне очевидным. Однако в то же время коррупция - несомненное и весьма сложно искоренимое зло для государства и общества, способствующее утрате веры граждан в силу закона и справедливости.

При этом коррупция, несмотря на определенную универсальность психологических ее основ, достаточно пестрое явление, отражающее особенности личности и отрасли, в которой она увеличивается.

По мнению специалистов Комитета по борьбе с коррупцией, именно в тех сферах, от которых непосредственно зависит повседневная жизнедеятельность россиян: обеспечение безопасности, здравоохранение, образование, жилищно-коммунальное хозяйство и т.п. - коррупция представляет особую опасность, создавая невыносимые условия жизни, а иногда и приводя к трагическим последствиям.

О коррупции в нашей стране сегодня говорят на каждом шагу. И не зря, ведь в международном исследовании неправительственной организации Transparency international, Россия, в рейтинге самых коррумпированных стран стоит на 75 месте из ста вместе с Гондурасом и Зимбабве. Коррупция относится к числу наиболее опасных негативных социальных явлений, приводящих к разрушению основ правопорядка и резко ослабляющих все государственные институты.

Принято считать, что медицина традиционно является одной из наиболее коррумпированных областей в сфере оказания услуг населению. Уровень совершения коррупционных правонарушений в данной области может варьировать от исключительно высокого (уровень правительств государств), до низкого (система "врач-пациент"). Большинство коррупционных правонарушений совершается на уровне "врач-пациент" или же близком к нему. Это создает известную сложность, поскольку для их пресечения законодателю необходимо, находясь на высоком иерархическом уровне, принимать антикоррупционные программы, направленные на регулирование деятельности, осуществляемой на самом близком к пациенту уровне. Именно на данном уровне ВОЗ выделяет 4 основных проявления коррупции в секторе здравоохранения: взяточничество, воровство, бюрократическая или политическая коррупция и дезинформация с целью личной выгоды.

Одним из наиболее серьезных, но в то же время легко устранимых коррупционных факторов, являются те, которые связаны с несовершенством правового регулирования в сфере здравоохранения. К ним могут быть отнесены факторы, связанные с реализацией полномочий органа государственной власти или органа местного самоуправления, факторы, связанные с наличием правовых пробелов, а также факторов системного характера.

Важным фактором является отсутствия правовых знаний у медицинских работниках об основных положениях коррупции и антикоррупционной деятельности в сфере здравоохранения, умений и навыков анализа и оценки данных о коррупции, ее прогнозированию и выработки мер по противодействию ей.

Правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.

Соответствующие задачи были поставлены в Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 г.г., утвержденной распоряжением Правительства России от 25 октября 2005 г. N 1789-р. (Еще ранее, в ноябре 2003 г., Президент России В. Путин подписал декрет об образовании Совета по борьбе с коррупцией, возглавляемого премьер-министром и объединившего в своем составе, в том числе, председателей обеих палат парламента и председателей Верховных судов).

Соответствующее развитие административной реформы в Республике Татарстан было обеспечено принятием Стратегии антикоррупционной политики Республики Татарстан от 8 апреля 2005 г. N УП-127, а затем закреплено Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 12 августа 2005 г. N 400 "О мерах по реализации Стратегии антикоррупционной политики Республики Татарстан" и далее Законом Республики Татарстан "О противодействии коррупции в Республике Татарстан" от 4 мая 2006 г. N 34-ЗРТ.

Министерством здравоохранения Республики Татарстан в целях реализации Стратегии антикоррупционной политики Республики Татарстан от 08.04.2005 г. N УП-127 и во исполнении постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 12 августа 2005 года N 400 "О мерах по реализации Стратегии антикоррупционной политики Республики Татарстан" была разработана ведомственная программа, предусматривающая меры по выявлению и устранению причин, способствующих проявлению коррупции, в том числе по правовой экспертизе ведомственных актов на предмет их коррупциогенности, по контролю за соблюдением сотрудниками требований, предъявляемых действующим законодательством о государственной службе, а также другие меры согласно Стратегии антикоррупционной политики Республики Татарстан.

Оценивая состояние коррупции в Татарстане, можно констатировать, что, подчиняясь общим закономерностям развития современной Российской Федерации, наша республика так же, как и все, подвержена этому негативному явлению.

В 2009 году правоохранительными органами республики выявлено и пресечено 603 преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, что примерно соответствует уровню прошлых лет (636 - в 2008 году, 572 - в 2007 году).

По результатам расследования в суд направлены уголовные дела в отношении 209 лиц, из которых 138 по делам о взяточничестве. Среди коррупционных преступлений в 2009 году сфера здравоохранения занимает 2 место (19,6% против 12,4% в 2008 году).

Преобладающее количество выявляемых правоохранительными органами преступлений связаны, в первую очередь, в образовании и здравоохранении (почти три четверти от общего количества преступлений данной категории). За попытку подкупа должностных лиц к уголовной ответственности привлечены 69 человек. В вымогательстве и получении взятки привлечены 12 медицинских работников.

Так, заведующий одним из отделений Республиканского наркологического диспансера был задержан с поличным при получении взятки в сумме 11,5 тысячи рублей за помещение в палату для больных с целью оказания бесплатных услуг.

Латентность коррупционных преступлений не позволяет оценить реальный уровень коррупции, основываясь на анализе лишь уголовной статистики.

Некоторые выводы о состоянии коррупции позволяют сделать результаты социологического опроса мнения населения, проведённого Комитетом Республики Татарстан по социально-экономическому мониторингу, и анализ обращений граждан в государственные органы.

При их анализе следует учитывать, что полученные из этих источников данные носят эмпирический характер и содержат внутренние противоречия (к примеру, по сравнению с 2005 годом количество жителей республики, считающих, что коррупция в обществе является распространённым явлением, сократилось с 85% до 75%, однако при другой постановке вопроса больше половины опрошенных ответили, что уровень коррупции не изменился, а каждый третий заявил, что коррупции стало намного больше). Тем не менее, представления о коррупции, устойчиво бытующие в общественном сознании, позволяют судить о некоторых тенденциях, существующих в реальности.

Доля граждан республики, попадавших в коррупционную ситуацию (объем охвата бытовой коррупцией) в течение последних четырёх лет, имеет тенденцию к снижению (2005 год - 37,1%, 2007 год - 29,9%, 2009 год - 22,1%). Около половины опрошенных в течение года сталкивались с коррупцией один раз и примерно четверть - два и более раза.

По результатам опроса отмечается высокая степень готовности граждан к бытовой коррупции - 65,6% (доля тех, кто в коррупционной ситуации предпочитал давать взятку). То есть, примерно треть населения республики, оказываясь в коррупционной ситуации, предпочитали дать взятку (совершить активный подкуп). Таким образом, значительное число граждан, говоря о коррупции как о негативном явлении, требующем искоренения, поведенчески настроено на совершение коррупционных правонарушений. Об отсутствии интереса граждан к противодействию коррупции свидетельствуют и данные всероссийского опроса, проведенного ВЦИОМ в январе 2009 года, согласно которым коррупция занимает лишь четвёртое место в рейтинге проблем, которые в глазах россиян являются наиболее важными для страны.

Основными проблемами, встающими на пути общественного участия в процессах предотвращения коррупции являются: сопротивление участников рабочих процессов попыткам контролировать их деятельность; недостаточная мотивация самих структур гражданского общества принимать участие в процессах предупреждения коррупции; причина этому - неверие в свои силы и надежда на "руководство" (преобладающий субъектный тип культуры россиян).

По словам министра здравоохранения Республики Татарстан Фаррахова А.З.: "Видимой частью коррупции в сфере здравоохранения является взяточничество, вымогательство, бесконтрольное предоставление платных услуг. Гораздо труднее противодействовать менее видимым явлениям - это касается сферы закупок, поставок лекарственных средств, мед. оборудования, нецелевого использования бюджетных средств. По его словам, слабые места в управлении и организации медпомощи, которые являются почвой для возникновения коррупции, это несовершенство нормативно-правовой базы, к примеру, для плановой госпитализации. Качественная медицинская услуга - это услуга, которая должна быть четко регламентирована. Сама процедура госпитализации должна быть абсолютно понятна для пациента. В большинстве учреждений нет унифицированных листов ожидания на высокотехнологичные виды медпомощи по приоритетности. Во многих учреждениях нет информации по порядку и условиям плановой госпитализации в доступной для населения форме изложения.

Необходимо распределение потоков госпитализируемых по дням недели, считает министр, внедрение листов ожидания на высокотехнологичные виды медпомощи по приоритетности ее получения. Реализация проекта диспетчерского центра позволит сделать получение дорогостоящих методов исследования и лечения более прозрачными и доступными для пациентов, также и использование информационных терминалов с возможностью получения пациентами полной информации о госпитализации в любое лечебное учреждение. "Сегодня есть причины возникновения коррупционных проявлений. Наша задача - внедрить эффективные механизмы выявления и противодействия, и самое главное - соблюдение прав пациента мы должны сделать приоритетным в своей работе", - подчеркнул А.З. Фаррахов.

Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что анализ коррупционной проблематики в сфере здравоохранения, ее особенностей, актов международного и национального права, регулирующих вопросы борьбы с коррупцией, свидетельствуют о необходимости повышения правовых знаний медицинских работников в данном вопросе, выработке предложений по совершенствованию специализированных антикоррупционных механизмов в медицине. При всем многообразии возможных мер борьбы с коррупцией ее краеугольным камнем должно стать создание условий нетерпимости к данному явлению, как со стороны медицинских работников, так и со стороны пациентов.

И.Л. Максимов,

к. м. н., доцент кафедры биомедицинской этики и медицинского права

с курсом истории медицины,

ГОУ ВПО "Казанский государственный медицинский университет"

Минздравсоцразвития РФ, г. Казань

Соседние файлы в папке Дополнительная литература