Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Политика доходов и заработной платы - П.В. Савченко, Ю.П. Кокина.doc
Скачиваний:
243
Добавлен:
24.05.2014
Размер:
2.57 Mб
Скачать

Воздействие безработицы на маргинализацию

Как указывалось, спад производства в России не вызывает аде­кватного сокращения занятости и увеличения безработицы. Тенден­ции в этой сфере во многом будут определяться выбором направления социально-экономической политики. Однако существуют достаточно серьезные основания считать, что основным фактором социального риска при проведении реформ может стать массовая безработица с ее специфической структурой — высоким удельным весом социально уязвимых категорий, включая длительно безработных, — и связанные с ней процессы маргинализации, обнищания значительных слоев населения.

Угроза массовой безработицы для представителей всех социаль­но-профессиональных групп приводит не только к снижению каче­ства рабочей силы, но и к распространению бедности, а следователь­но, и подрыву социальной стабильности.

В соответствии с российским законодательством максимальное пособие по безработице не должно превышать среднего заработка по региону и выплачивается в течение 12 мес. исходя из величины сред­немесячного заработка, исчисленного за три последних месяца на последней работе в размере: за три первых месяца — 75%, четыре ме­сяца — 60% и последние пять месяцев — 45% от прежней средней за­работной платы. Впервые же ищущим работу и имеющим перерыв в работе более одного года, а также не имеющим 26 календарных недель оплачиваемой работы в течение 12 мес., предшествовавших началу безработицы, пособие выплачивается в размере минимальной оплаты труда — социальная помощь.

Увеличение численности охваченных наиболее острыми, застой­ными формами безработицы означает расширение круга получателей социальной помощи, т.е. тех, кто не имеет права на получение посо­бия по безработице или уже утратил его. В связи с этим дополни­тельные нагрузки ложатся на семью как своеобразную «первичную социальную сеть» (термин, используемый немецкими социологами).

В России масштабы скрытой безработицы весьма значительны. Она распространяется на лиц, которые, не имея работы и статуса безработного, реально могут предъявить спрос на рабочие места (напри­мер, домохозяек, неработающих инвалидов III группы, жителей аг­рарных регионов), а также формально занятых, но фактически не по­лучающих заработной платы или получающих заниженную заработ­ную плату — находящихся в вынужденных отпусках без оплаты, ра­ботающих неполное рабочее время и т.д. По официальным данным, скрытая безработица в конце 1998 г. составляла 4,5 млн человек (это число занятых неполное время). Реальную же ее оценку дать затруд­нительно. Минтруд России оценивает ее в 7—8 млн человек, социо­логи — значительно большей величиной. По некоторым данным, лишь в науке скрытая безработица составляет до 50%.

Одновременно с ростом застойной и скрытой безработицы уве­личивается категория «новых бедных» — трудоспособных мужчин и женщин. Наряду с жителями «сельской глубинки», работниками лег­кой промышленности, машиностроения, оборонных отраслей к бед­нейшим слоям населения можно отнести высококвалифицированных работников науки, образования, здравоохранения и культуры, а также членов их семей.

Многочисленная группа специалистов, находившихся ранее в от­носительно благоприятном положении, превращается в маргиналов не только по уровню доходов, но и по другим показателям уровня жизни. В частности, в новых условиях отсутствует прямая связь между образованием и устойчивостью положения работника. Среднее спе­циальное и высшее образование и высокая квалификация не являются основой социальной защищенности, не страхуют от безработицы во всех ее формах, включая скрытую и застойную. Наоборот, в ряде слу­чаев они являются своего рода фактором риска.

Высокая доля специалистов в общей численности безработных — специфическая черта вынужденной незанятости в России. Это об­стоятельство препятствует формированию традиционного для соци­альной структуры рыночного типа среднего класса, включающего большинство интеллигенции, менеджеров среднего и низшего звена, высококвалифицированных рабочих.