Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебник-Всеобщая история права и гос.-Графский.doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
14.11.2019
Размер:
4.17 Mб
Скачать

Тема 26. Конституционная история и законодательство Японии

563

с Европой. Речь включала в себя программу преобразований из пяти основных пунктов: обещание установить по всей стране "право и справедливость", открыть дорогу способным, а не обладающим привилегиями, и создать совещательное собрание из двух палат — представителей знати и представителей самурайских и буржуаз­ных (городских) элементов. Обещалось также, что "все плохие обычаи прошлого будут упразднены; будут соблюдаться правосу­дие и беспристрастность, как они понимаются всеми" (п. 4). В за­ключительном пункте сформулирован очень характерный тезис о готовности воспринимать знания и опыт других народов: "Знания будут заимствоваться во всем мире, и таким образом основы жиз­ни будут упрочены". Напомним, что в VI—VII вв. за знаниями и опытом направлялись посольства в соседнюю Корею, теперь же ситуация сильно изменилась.

Быстрота и резкость поворота в сторону радикальных полити­ческих и социально-экономических реформ одновременно составили "двойную революцию" (термин Э. Хобсбаума, английского истори­ка). Они образовали собой явление в истории весьма редкое (сопос­тавимое, пожалуй, только с эпохой великих реформ в России XIX в.) и до сих пор не вполне объясненное.

По словам русского капитана флота В. М. Головкина, относя­щимся к началу XIX в., "японские законы подобны пирамиде, которую ни климат, ни время ни сокрушить, ни изменить не мо­гут". Существующее правительство видело многие недостатки, например жестокость законов, но боялось их менять. "Такая боязнь происходит оттого, чтобы не привести древних государственных постановлений в презрение народа и через то не приучать его к переменам законов, дабы от сего не произошло у него желания оставить коренные свои нравы и обычаи и принять другие" (Запис­ки капитана флота Головнина о приключениях в плену у японцев в 1811—1813 гг. Хабаровск, 1972. С. 327—328).

Главные пропагандисты реформ в середине XIX в. происхо­дили из купеческой среды, оппозиционной сегуну аристократии и тех лиц, которых сегуны посылали учиться в Европу или Амери­ку военному делу и которые возвращались преисполненными удив­ления и восторга перед западной цивилизацией. Из их среды вы­двинулись также писатели, например Фираузава, автор книги "Состояние западных стран" и переводчик на японский трактата Дж. Ст. Милля "О свободе".

Непосредственными причинами и благоприятными факторами для радикальных перемен стали следующие: недовольство допуще­нием в страну иностранцев, воспринимавшимся как оскорбление "страны богов"; личная вражда с сегуном некоторых княжеских родов; большая популярность идеи самодержавия тэнно в среде высокопрофессионализированного военного сословия — самураев;

564

Часть II. Современная история

опасение пришествия христианства в страну среди фанатиков ста­ринной японской религии синтоизма; рост крестьянских волнений и все большая поддержка перемен среди низших слоев общества. В 1869 г. правительство императора заказало в США бронепоезд и с его помощью взяло последний крупный оплот мятежников в Хакодате. Лидер мятежников был приговорен к харакири (обяза­тельному самоубийству), но затем помилован и впоследствии сыг­рал значительную роль во внешнеполитических акциях, в частно­сти в период заключения договора с Россией об обмене Сахалина на Курильские острова (1873 г.).

6 ноября 1868 г. наступила эра Мэйдзи исин (восстановленного просвещенного правления) — так по традиции символически на­звано время правления нового императора Муцухито (1868—1912). Приближенные князья — Тоза, Сацума и другие — подали импе­ратору записку с рекомендациями уничтожить феодальные звания и владения за выкуп и другие компенсации. Уделы князей предо­ставляются в собственность императора и затем могут быть требу­емы обратно на определенных условиях. Все эти меры необходи­мы для пополнения источников доходов на военные и другие госу­дарственные нужды.

В 1869—1871 гг. в Токио происходили заседания своего рода Земского собора. Князья и самураи присылали туда своих выбор­ных представителей, но значительных перемен эти соборы не принесли. Более результативными оказались действия правитель­ства. Императорским указом звание даймоса было упразднено, вместе с ним упразднено и звание куге (придворные титулы), замененное званием кеазоку (член благородной фамилии), которое объединило князей и самураев.

Разрозненные до того армии даймосов стали частью импера­торской армии, а их земли были признаны собственностью обра-батывающих эти земли крестьян. Взамен даймосы получили долж­ности на государственной службе и постоянное содержание в виде \ фиксированных выплат. Таким образом дворянство было превра­щено в чиновное сословие.

Революция периода Мэйдзи происходила не в феодальном, а в патримониальном, более архаическом и отсталом, обществе. Если на Западе феодальное общество несло на себе следы культурно­го и политико-правового влияния нескольких цивилизаций, на базе которых оно сложилось, то здесь ситуация была во многом иной. Как и все великие революции, вышеназванная сопровожда­лась синтезом и видоизменением различных по происхождению идей (религиозных и светских), реорганизацией властных учреж­дений, соединением усилий разных движений и противоборствую­щих течений, а также борьбой за центральную власть против ме­стничества и сепаратизма.