Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебник-Всеобщая история права и гос.-Графский.doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
14.11.2019
Размер:
4.17 Mб
Скачать

Тема 16. Право и государство в странах средневекового Востока 347

системы было характерно совмещение административных полно­мочий с судейскими — суд на местах, начиная с уезда, вершил местный начальник.

В минском Китае возникло несколько инстанций централизо­ванного контроля за судебными решениями низших инстанций. В их число входили Ведомство наказаний, Верховный ревизионный приказ. Существовала Палата всеобщего контроля, которая сле­дила за соблюдением обязанностей всем управленческим персона­лом и принимала необходимые меры, в том числе судебные. Вме­сте с Ведомством наказаний и Верховным ревизионным приказом она составляла три высшие судебные инстанции страны, причем цензоры-ревизоры не только проверяли судебные протоколы и справедливость приговора, но и участвовали в допросах лиц, со­вершивших тяжкие преступления. Император обладал правом по­милования и смягчения наказаний.

Во время кризиса минской династии возник союз с маньчжу­рами, которые установили свою династию — цинскую, просуще­ствовавшую с 1644 по 1911 г. В эпоху ее правления произошло перераспределение собственности. Император (богдыхан) стал вер­ховным собственником, который делился с родственниками и вое­начальниками, а также с солдатами и офицерами. На правах за­воевателей маньчжуры присвоили себе привилегию на замещение всех должностей. Возникла девятиранговая система чиновничества. Чиновники стали носить особую одежду, вели особый образ жиз­ни. Их стали называть в европейской литературе "мандаринами" (от "мандар" — управлять).

Законодательство: особенное и всеобщее в законодатель­ном регулировании. Танский кодекс. Законы династии Мин.

Законодательство: особенное и всеобщее в законодательстве средневекового Китая. Для средневекового Китая характерно по­явление династийных сводов законов, у истоков которых обычно находился основатель династии. Как и в Византийской империи, здесь практиковалось заимствование из предшествующего динас-тийного законодательства. Так, в 1647 г. усилиями маньчжурских сановников и судей был создан кодекс, во многом воспроизводив­ший законодательство минской династии. Самыми разработанны­ми кодификациями начального периода средневековья стали зако­ны династии Тан (618—907 гг.) и династии Сун (907—1279 гг.). Ди­настия монгольских правителей Юань (1280—1368 гг.) предпочла подражание издревле существующим порядкам и превратила в за­коны специально отобранные судебные прецеденты. Основатель минской династии Чжу Юань-чжан задолго до вступления на им­ператорский престол уделял большое внимание проблеме создания прочного и долговременного свода законов.

348 Часть I История права и государства в древности и в средние века

В предисловии к "Законам Великой династии Мин", ставшим крупнейшим законодательным памятником Минской эпохи (1368— 1644 гг), император выразил свои ожидания и надежды относитель­но социального эффекта вводимых законов в следующих словах' "Я, владея Поднебесной, подражал древности в осуществлении управ­ления, постигал ритуалы, дабы руководить народом, устанавливал законы, дабы обуздывать непослушных, публиковал распоряжения в качестве декретов, проводил в жизнь все это уже в течение дол­гого времени, но что поделать, нарушители законов продолжали появляться один за другим Отсюда возникли пять видов наказаний и жестокие законы, чтобы наказывать их (нарушителей) Отредак­тировав написанные законы, мы составили книгу и отпечатали ее для распространения в столице и на местах, дабы сановники и на­род знали, чего придерживаться" (пер Н.П. Свистуновой).

Весьма выразительно и напутствие императора законодатель­ной комиссии, в котором Чжу Юань-чжан высказывает такие же пожелания относительно ясности и простоты положений кодифи­цируемых законов, которые затем будут высказывать многие ев­ропейские законодатели, в том числе Наполеон, создатель Граж­данского кодекса французов В напутствии говорилось "В законах ценятся простота и соответствие, необходимо сделать так, чтобы язык их был точным, основные положения ясными и каждый че­ловек легко понимал их. Если статей слишком много и одно дело можно толковать так и сяк, то возникает возможность облегчать и утяжелять наказания. В результате безнравственные и корысто­любивые чиновники могут плести интриги и совершать злоупотреб­ления, поэтому такие законы годны для тех, кто жесток и бесче­ловечен, и, наоборот, губительны для честных и добропорядочных людей Это нехорошие законы. Нужно стремиться добиваться мак­симальной точности, чтобы таким образом устранить многочислен­ные злоупотребления" (пер. Н.П. Свистуновой).

Среди европейских китаеведов распространено убеждение, что китайские законы имеют преимущественно карательную направ­ленность Это суждение правомерно лишь отчасти. Действительно, сами слова "закон" (фа) и свод законов (люй) обычно обозначают законы уголовные. Исторически сложилось так, что уголовные (ка­рательные) законы и своды законодательства получили в Китае наибольшее развитие и этим сильно удивили в свое время многих европейских историков права. Однако и старые и средневековые кодексы включали довольно широкий круг законов военных, граж­данских и административных. Такое соотношение отраслей законо­дательной деятельности объясняется тем, что в Китае, как и в дру­гих районах мира, древнее и средневековое законодательство было воплощением одновременно законных и моральных требований, а также смешением уголовного и гражданского законодательства.