Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебник-Всеобщая история права и гос.-Графский.doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
14.11.2019
Размер:
4.17 Mб
Скачать

Тема 15. Средневековое право стран Европы

327

Обычаи, законы и городское самоуправление. В главе "О городских коммунах и их правах" имеются разъяснения о том, что "по новым правилам во Франции ни один город не может стать коммуной без разрешения короля" и что это право должно быть записано в "хартии вольностей, выданной королем городу". При этом выдача хартии должна производиться без ущемления прав церкви и дворянства, так как "не могут быть и не должны быть отягощены церкви и уменьшены владения дворян" (§ 1517). Городские коммуны, а также города, не имеющие прав коммун, и простой народ должны охраняться законом таким образом, что­бы их никто не обидел и чтобы они никого не смогли обидеть. "Хартии коммун должны храниться как доказательство привиле­гий, которые могут быть нарушены, так как так же мало стоит печь, негодная к обжигу кирпича, как и хартия, повседневно не проводимая в жизнь" (§ 1516). Каждый сеньор, имеющий в своей власти город-коммуну, должен был "ежегодно узнавать, в каком состоянии находится город и как им управляют мэры и те, кото­рые поставлены его охранять и им управлять. Пусть богатые не сомневаются, что, если они нарушают закон... они будут наказаны, и пусть бедняки указанных городов могут мирно зарабатывать себе на пропитание" (§ 1519).

О суверенной власти короля и баронов. В комментариях вы­дающегося французского юриста школы легистов мы встречаем вполне отчетливые контуры идеи суверенной власти на уровне всего королевства и на уровне отдельного феода (поместья). "Во всех местах <сборника>, где король не называется, мы, — пишет Бомануар, — подразумеваем тех, кто держит баронию, так как каждый барон (аристократ ступенью ниже графа. — В.Г.) является сувереном своей баронии. Следует понимать, что король является сувереном над всеми и на основании своего права охраняет все свое королевство, в силу чего он сможет создать всякие учреж­дения, какие ему угодно для общей пользы, и то, что он устанав­ливает, должно соблюдаться. И нет над ним никого столь великого, чтобы он мог прийти в его двор <творить суд> о правонарушениях или по жалобам на неправильное решение и по всем делам, ко­торые касаются короля..." (§ 1043). (Бомануар Ф. де. Кутюмы Бове-зи // Хрестоматия памятников феодального государства и пра­ва / Под ред. В.М. Корецкого. М., 1961. С. 577—599).

Саксонское зерцало

В стихотворном предисловии к сборнику (ок. 1230 г.) дается следующее объяснение его названия, типичного для средневеко­вых памятников вообще и для немецких памятников права в част-

I

328 Часть I История права и государства в древности и в средние века

ности: "Названье примет пусть оно // "Зерцало саксов" от того, // Что право в нем дано, // И чтоб его правдиво отражало, // Как образ женщины зерцало" (пер. Дембо). Сборник представляет собой запись сложившегося к началу XIII в. обычного права Восточной Саксонии в изложении большого знатока этих обычаев Эйке фон Репкова. Последний был не только составителем сборника, но и его истолкователем. Репков с определенных политических позиций высказывает возражения против человеческой несвободы, в част­ности рабской и крепостной зависимости. Он ратует за преодоление междоусобиц и раздробленности под началом императорской вла­сти и должностных лиц государства, за надежное соблюдение права как воплощенной справедливости во взаимоотношениях людей, не только "равных" по положению, но и пребывающих в различных формах зависимости и подчинения: во взаимных отно­шениях между монархом и подданными, между господином и вас­салами. Справедливость была нацелена на защиту работника в деле гарантированного получения платы за труд, она обеспечивалась с помощью четкого и определенного нормирования феодальных по­винностей. Довольно необычным вариантом защиты справедливо­сти в подобных взаимоотношениях стало признание права на со­противление несправедливости и правонарушениям вплоть до во­оруженной борьбы против нарушающих свой долг монарха, долж­ностного лица, господина и т.д.

Все эти варианты обеспечения справедливости находили bi k, разное время и поддержку, и прямое использование у представи-^ телей самых разнородных по ориентациям политических сил — у| борцов за освобождение крестьян от крепостной зависимости, у| гуманистов и демократов, а также у монархистов и консерваторов^ В таких конфронтациях на первый план выдвигались самые важ­ные и самые адекватные политическим установкам положения "Саксонского зерцала" относительно регулирования имуществен­ных отношений, а также отношений семейных, наследственных и др. Например, предусматривались ограничения в применении пы­ток, испытаний огнем и др.; судебная защита достоинства женщи­ны, в особенности прав вдовы и детей, провозглашалось равнопра­вие славян и немцев (крестьян); право подсудимого, не говоряще­го по-немецки, на помощь переводчика.

Своеобразный раздел сборника составили правила и требова­ния к рациональному ведению хозяйства, культуре земледелия, животноводства, строительства, добычи ископаемых, водопользо­вания и дорожного транспорта, к использованию заповедников и иных природных богатств.

Структура сборника. Сборник состоит из двух крупных раз­делов — Земского права (Ландрехта, 3 книги) и Ленного права