Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
история ГУР, уч..doc
Скачиваний:
19
Добавлен:
09.11.2019
Размер:
3.46 Mб
Скачать

Глава 6. Становление российского самодержавия и сословного управления обществом 117

Одновременно московские князья продолжали вести борьбу с Литовским княжеством, так же как и Москва, стремившимся сплотить более слабые русские области вокруг сильного полити­ческого центра. По поводу этих областей в XV в. и позже возни­кали непрерывные столкновения между этими двумя державами. Литва соперничала с Москвой из-за влияния на Псков и Новго­род, а также на смоленских князей. Во время обострения проти­воречий в Новгородской земле, возникших по причине стремле­ния Пскова отделиться от Новгорода, псковитян поддерживала Литва, а Новгород — московские князья.

Образование единого Русского (Московского) государства со­провождалось рядом коренных преобразований в системе государ­ственной власти и управления. Серьезные изменения произошли преаде всего в правовом статусе и государственно-политической идеологии московских князей, превращавшихся в связи с создани­ем единого государства из прежних вотчинников в государей одной из крупнейших в Европе державы. Если прежде великий князь превосходил своих удельных родственников чаще всего только раз­мером своих владений и материальных средств, то теперь он сосре­доточивал в своих руках и большинство политических прав. Суще­ственно ограничивается участие удельных князей в общегосударст­венных делах. С целью предотвращения династической борьбы московские князья начинают активно вмешиваться во владельче­ские отношения удельных князей, ограничивая их иммунитет. В духовной грамоте (завещании) Ивана III, которую В. О. Ключев­ский считал первой попыткой в истории русского государственного права определить состав верховной власти, не только юридически закреплялись существенные политические преимущества старшего из сыновей великого князя (единоличное финансовое управление столицей, исключительное право суда по важным уголовным во­просам, исключительное право чеканить монету), но и было сдела­но важное нововведение. Если раньше в соответствии с удельным порядком владения удельных князей считались их собственностью (вотчинами) и могли передаваться по их личному усмотрению, то отныне по смерти бессыновного князя его «выморочный» удел пе­реходил великому князю. Еще более жестко действовал Васи­лий III, запретив своим братьям вступать в брак, таким образом превращая их уделы в выморочные.

Новая ситуация не могла не сказаться на политическом пове­дении и характере власти московских князей, постепенно осозна­вавших свое новое значение как глав национального государства. Хотя власть первых московских государей продолжала еще носить, по выражению В. О. Ключевского, отпечатки удельной простоты, отличалась еще былой демократичностью (царя могли ругать, не соглашаться с ним), постепенно она окружает себя особым орео­лом, возвышавшим ее над остальным обществом. Первоначально

118 Раздел II. Становление Российской государственности

это выражалось лишь внешне: в новых титулах, в дипломатиче­ской практике, в новых придворных церемониях. Главе государст­ва присваивается титул «великий князь всея Руси» (этот титул был закреплен за Иваном III), а также царя и самодержца, равнознач­ного по статусу императору и османскому султану.

Значение политической демонстрации, призванной подчеркнуть новую роль Москвы и ее руководителей в системе европейских го­сударств, имела и женитьба Ивана III на племяннице последнего византийского императора Зое-Софии Палеолог, которую великий князь «выписал» из Италии (после взятия Константинополя турками в 1453 г. Византия прекратила свое существование). В этом браке, как свидетельствуют источники, был заинтересован сам римский папа, надеявшийся с помощью воспитанной в духе Флорентийской унии Софьи ввести унию в Москву. Хотя надеждам папы не сужде­но было осуществиться, приезд Софьи Палеолог в Москву имел оп­ределенные последствия для московского двора. Вместо привычных для средневековой Руси неформальных, «бесцеремонных» отношений князя с окружающими при дворе московского князя стал постепен­но утверждаться пышный церемониал, произошли серьезные переме­ны и в характере самого Ивана III: он стал обнаруживать новое, не­привычно высокое представление о своей власти, требовал знаков внимания к себе. Показательно, что уже тогда, решив вопрос о пре­столонаследии сначала в пользу своего внука Дмитрия и наложив опалу на Софью и своего сына от брака с Софьей Василия (собы­тия, известные в истории как первый династический кризис в Мос­ковском государстве), Иван III при своей жизни венчал Дмитрия не на великое княжение, а именно на царство.

Тогда же при Иване III начинает складываться национально-го­сударственная символика: на государственной печати великого кня­зя появляется изображение двуглавого орла, являвшееся, по мне­нию ученых, общехристианским символом единства светской и ду­ховной власти. Одновременно усиливается внимание московских правителей к сущности верховной власти, ее происхождению и на­значению, в том числе с точки зрения придания ей нового са­крального смысла, что выражается в появлении сначала в диплома­тической переписке, а затем и государственном праве Московского государства новой формулы «Божией милостью государь».

Форми Формирование системы государственного управления в Московской Руси

Образовавшееся во второй половине XV в. единое Русское (Московское) государство формировалось как сословная монархия, в которой великий московский князь делил власть с представи­телями господствующего сословия — боярами, удельными и слу-