Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
история ГУР, уч..doc
Скачиваний:
19
Добавлен:
09.11.2019
Размер:
3.46 Mб
Скачать

Глава 14. Становление советской государственности 323

большевиков и левых эсеров обеспечивала левосоциалистическим силам абсолютное большинство на съезде.

Помимо соглашения о коалиции обе стороны согласились на слияние ЦИК Советов крестьянских депутатов с В ЦИК второго созыва, которое произошло 15 (28) ноября 1917 г. Однако теперь состав объединенного ВЦИКа был сформирован на паритетной основе — по 108 представителей от ВЦИК Советов рабочих и солдатских депутатов и ЦИК Советов крестьянских депута­тов, 100 депутатов от армии и флота, 35 — от профессиональных союзов, 10 — от Викжеля, 5 — от Союза почтово-телеграфных служащих. 10 декабря было создано коалиционное правительство. В состав обновленного СНК кроме представителей большевист­ской партии вошли семь членов партии левых эсеров, занявшие посты наркомов в наркоматах: земледелия (А. Л. Колегаев), ме­стного самоуправления (В. Е. Трутовский), почт и телеграфов (П. П. Прошьян), имущества (В. А. Карелин), юстиции (И. 3. Штейнберг). Двое (В. А. Атласов и А. И. Бриллиантов) стали наркомами без портфеля с решающим голосом: один из них стал членом коллегии наркомата внутренних дел, дру­гой — наркомата финансов.

По мнению С. А. Морозова, результатом такого развития со­бытий было формирование четырех возможных моделей развития политической системы:

  1. утверждение коалиции левосоциалистических партий и фор­ мирование советской демократии;

  2. использование большевиками советской политической системы для установления однопартийной диктатуры (что, в конечном сче­ те, и произошло);

  3. утверждение в стране парламентской демократии (в случае если бы ВЦИК передал власть Учредительному собранию, кото­ рое, как известно, отказалось подтвердить легитимность совет­ ской политической системы, при условии признания легитимно­ сти самого Учредительного собрания основными политическими силами страны);

  4. установление белой диктатуры в результате неблагоприят­ ного для советских партий исхода Гражданской войны.

Как полагает ученый, все эти модели были в той или иной мере реализованы в годы Гражданской войны: первая — в парла­ментской по форме Дальневосточной республике, вторая — в Центре, третья — в Поволжье (в лице созданного после разгона большевиками Учредительного собрания Самарского комитета членов Учредительного собрания), четвертая — так называемым колчаковским правительством в Омске1.

' Морозов С. А. Указ. соч. С. 146-147.

324 Раздел V. Особенности советской государственности

Поворотным пунктом в политике большевиков стал разгон Учредительного собрания. Поражение на выборах в Учредитель­ное собрание, которые проходили в установленные еще Времен­ным правительством сроки — 2 (15) ноября 1917 г., когда боль­шевики уже находились у власти, в сущности, означало вотум недоверия правящей партии. Из 707 мест большевики получили только 24,7% депутатских мест, эсеры, выступавшие еще общим списком и правых с центристами и левых, — 57,9%, каде­ты — 2,4%, меньшевики — 2,2%. В этих условиях Ленин пишет знаменитые «Тезисы об Учредительном собрании», в которых де­лает неожиданный для многих вывод о пролетарском характере Октябрьской революции, из чего следовало, что буржуазная ре­волюция себя исчерпала и Учредительному собранию остается формально безоговорочно признать советскую власть. Опублико­ванный в центральном органе большевистской партии газете «Правда», этот документ стал общепризнанной партийной док­триной по отношению к Учредительному собранию. Одновремен­но давалось понять, что любые выступления с требованиями пе­редачи власти Учредительному собранию должны рассматривать­ся как контрреволюционные и будут караться по всей строгости революционного времени. Еще раньше, 28 ноября 1917 г., Ленин подписал декрет о запрете конституционно-демократической пар­тии и аресте ее лидеров. В нарушение депутатской неприкосно­венности были арестованы и некоторые лидеры правых эсеров.

Такое отношение большевиков к Учредительному собранию было неслучайным. Победа Учредительного собрания разрушала большевистскую модель пролетарского государства. Избранное всеобщим и равным голосованием в крестьянской (мелкобуржу­азной, по терминологии Ленина) стране оно изначально опира­лось на более широкую социальную базу за счет тех слоев обще­ства, которые слабо были представлены в Советах (прежде всего крестьянство и средний класс). Для большевиков это грозило по­терей власти и, по меньшей мере, означало более длительный путь продвижения к социализму. Поэтому ставка была сделана на узкоклассовые Советы с преобладанием в них пролетарских и полупролетарских слоев населения (беднейшего крестьянства), что, по мысли теоретиков большевизма, должно было обеспечить более быстрый и безболезненный переход к социализму.

Эта перемена взглядов Ленина и его сторонников на характер произведенной ими революции решила судьбу Учредительного собрания. Оно было распущено 6 (19) января 1918 г. (на следую­щий день после своего открытия) после того, как 237 голосами против 138 отвергло проект большевистско-левоэсеровской резо­люции о признании советской власти. Открывшийся 18 янва­ря 1918 г. III Всероссийский съезд Советов одобрил декрет о роспуске Учредительного собрания и утвердил отвергнутую им