Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
АГОСТИНО ПОРТЕРА. Монография 2013.doc
Скачиваний:
35
Добавлен:
13.05.2015
Размер:
559.62 Кб
Скачать

7.2. Уровень образования: «Сокровище»

Среди показателей, которые делают многоцветную школу, привлекательной и открытой вызову многоэтнического и многокультурного общества, невозможно, не упомянуть и международные европейские отношения (Delors, 1995, 1997, Cresson-Flynn, 1996; Brunet, 2001). Как справедливо отмечает F. Frabboni (2005, стр.87-97), прежде всего в Европе школа должна воспрепятствовать волне neoanalfabetica (современной безграмотности), что сведет к минимуму «своего рода вакуумные машины, интеллектуальное сито». Она должна восстановить культурные функции, прекращая передачу "экзогенных" не долгосрочных знаний, которые являются порождением времени, быстро входят и выходят из моды, закрыть «фабрики поверхностного обучения, одиночества и отчужденности в классе, отделения от окружения».

В последнем докладе по вопросам образования в XXI веке, Комиссия ЮНЕСКО (Delors, 1997) определила некоторые жизненно важные проблемы для воспитания, образования и профессиональной подготовки:

• среди глобальных и локальных: помочь людям стать «гражданами мира» не теряя своих корней;

• среди универсальных и индивидуальных: поддержка каждого студента в полной мере, раскрытие его потенциала, проявление уважения к его традициям и культуре;

• между традициями и современностью: это способность адаптироваться «приспосабливаться к изменениям», не «поворачиваясь спиной к прошлому»;

• касаемо расширения знаний и способности усваивать: человек должен научиться управлять избытком информации;

• среди краткосрочных и долгосрочных целей: управление конфликтами оперативного реагирования, в то время как многие проблемы требуют кропотливой разработки стратегии, времени, переговоров;

• касаемо конкуренции (чтобы выжить, человеку необходимо выделяться и преодолевать других) и равенства возможностей, моральные и этические обязательства, что позволяет людям управлять своими импульсами в пользу более широкого социального проекта.

Исходя из этих "напряжений", ученые заявляют (там же, стр. 18), что на рассвете нового века нужно восстанавливать центральное положение обучения и образования для развития отдельного индивидуума и всего сообщества: «ни один из талантов, которые прячутся, как сокровища, в каждом человеке не должны быть не использованы». В третьем тысячелетии образование и преподавание должны «предлагать одновременно карты сложного мира в вечном волнении и компас, который поможет найти людям собственный путь».

С этой целью, согласно комиссии ЮНЕСКО, в школе нужно продвигать четыре основных типа обучения, четыре столба образования: умение учиться; уметь делать; учиться жить вместе; учиться быть.

Принимая во внимание риски и возможности, описанные на предыдущих страницах, в свете вышеназванных событий и пределов педагогика на данный момент призвана реагировать на вызов многокультурого общества. Представляется целесообразным принять такие образовательные столбы, показывая свет и тень и объединяя их в условиях межкультурности.

1. Развивать умение учиться в удовольствие. В меморандуме о постоянном обучении Lifelong Learning (Brunet,2001 год) Европейская Комиссия помещает знания в центре каждой образовательной стратегии. Для экспертов группы ЮНЕСКО «умение учиться» относится не к энциклопедическим знаниям, когда каждый случай рассматривается исчерпывающим образом: «не достаточно обеспечить ребенка знаниями, которые он может почерпнуть и в будущем». Не говорится и о том, чтобы выучить наизусть все исторические даты или географические реалии, цель - научиться учиться.

В информационный век, когда данные легкодоступны для всех, получение знаний, не рассматривается как цель, а как средство; как инструмент для достижения реальных образовательных целей: развитие умения учиться, знать, уметь, делать открытия. Эти способности есть у ребенка с рождения, в школе они начинают ослабевать и потом полностью исчезают. Иностранные ученики, преодолевая лингвистические и культурные барьеры (преподавание в различных режимах) часто открывают, что не в состоянии учиться и, в своем развивающемся эгоцентризме, сопоставляют его со своими реальными или предполагаемыми недостатками (возможно усиленными категорической оценкой учителя: “ты глупый”).

Учитывая стремительные изменения и скорость научного прогресса, в контексте межкультурности образования необходимо ссылаться на согласования достаточно широкого общего образования с возможностью работы в глубину на конкретное содержание интересное для студентов, с крайней осторожностью культивировать способность к обучению, которая будет присутствовать на протяжении всей будущей жизни. Умение учиться в сложном обществе означает также умение использовать соответствующую методологию, приобретая способность независимого суждения (думать собственной головой). Умение учиться должно пониматься как способность пользоваться приобретенными знаниями в других обстоятельствах (H. Gardner). С этой точки зрения, крайне важно, чтобы все дети были бы способны приобретать и использовать знания в форме, соответствующей критериям научного метода. В методологическом и дидактическом плане подразумевается также продвижение способностей концентрации, памяти и размышления.

В сегодняшнем плюралистическом обществе, кризис ценностей и ориентации порождает необходимость, приобретения идентичности, культурно укоренившейся, но также открытой для сравнения, взаимодействия и диалога со всеми другими людьми, независимо от социальной, экономической, языковой, религиозной или культурной разницы. Таким образом, главное не «знание» всего «от и до», а развитие доверия, к самому себе и миру (E. Erikson), поддержание «интеллектуального любопытства», культивация «независимости мнения», приобретение способности «учиться», т.е. возможность продолжить обучение.

Исследование учебников, используемых в начальных школах некоторых итальянских провинций (Portera, 2000, стр. 288-234) показали, что, предпочтение отдается преподаванию энциклопедических знаний в ущерб научному методу. Кроме того, в большинстве текстов, проанализированных (особенно вспомогательных) можно выделить четкую тенденцию рассмотрения чрезвычайно сжатых концепции, трудных для восприятия (упрощение сложного) или использование сложных слов, рассчитанных на взрослых читателей при объяснении простой концепции (усложнение простого). Во многих текстах отсутствуют методологические и дидактические руководящие принципы, ориентированные на групповую работу. В некоторых проанализированных разделах даже было обнаружено наличие (фотографии и терминология) стереотипов и предрассудков, которые могут привести к формам расизма или ксенофобии: также продолжает использоваться прилагательное «примитивный», ссылающееся на людей различных стран и используется понятие «человеческих рас», различные классификации иерархий среди людей, основанные на цвете глаз или кожи.

В области географии было установлено, что в проанализированных вспомогательных материалах не используются карты Петерса, в которых земной шар представлен более достоверно, в реальном расширении континентов, а используются евроцентристские проекции Меркатора, где страны индустриализированного Севера занимают пространство большее, нежели это есть в реальности. Кроме того, было обнаружено много стереотипных утверждений, в то время как европейским темам был посвящен совсем небольшой объем (некоторые тексты продолжают говорить о ЕЭС, несмотря на то, что после заключения в 1992 Маастрихтского договора, официально существует Европейский Союз, ЕС).Что касается истории, часто проявляется видение итальяноцентризма (italocentrica): вообще, в проанализированных текстах, "другие" общества введены только, когда они входят в контакт с Западом, посредством завоеваний или колонизации. История выходит евроцентристской и этноцентричной (italocentrica). Это касается также и тем кросс-культурности, развития мира, прав человека, экологии. Это история войн, завоеваний, истребление, где виновные представлены как герои. Упущена возможность, продвинуть образование в общества, во взаимозависимости между всеми человеческими существами, стимулируя солидарность и знание инаковости. Возможность, стимулирования в учениках критичности, диалога и взаимодействия растрачивается впустую. Основополагающее начало межкультурного образования, широко укорененное в учебных программах и в министерских циркулярах, похоже, обходит школу стороной.

2. Приобретать навыки конкуренции. Казалось бы «умение делать» больше связано с работой, но Комиссия объясняет, что такая способность полезна в течение всей жизни; она включает в себя приобретение навыков конкуренции, которые бы помогали студентам противостоять разнообразию ситуаций, порой непредсказуемых. Таким образом, умение делать представляется неразрывным с умением учиться; не следует понимать его в классическом смысле приобретения профессии, которая подходила бы для всей жизни, но как смесь между профессиональными способностями, общественным поведением, групповой работой, инициативой, и готовностью идти на риск, способностью противостоять и решать конфликты.

В силу этого, с межкультурной точки зрения, нужно больше внимания уделять методам, содержанию (содержание следует рассматривать не как цель, а как предлог научиться понимать). И конечно среди основных методов, наиболее показанных школе, умение работать в группе. Такая точка зрения, имеет огромное значение для межкультурного образования, и разделяется большей частью специалистов по педагогике мирового уровня. Комплексные инструкции (Complex instruction) Э. Коен (1994) из Стендфортского Университета Stanford, различные формы кооперативного обучения13. Тренинг разрешения конфликтов, разработанный C. Mc Маон (1997) Квинсленд, Австралия, программа «Обучение вместе»Learning together, разработанную Д.В. Джонсон и Р.Т. Джонсон (1996) Университет Миннесота, США; Структурный подход (Structural Approach) S. Kagan (2000) Групповое исследование (Group investigation) Y. Sharan и S. Sharan (1998) и эксперименты, проведенные во многих Израильских школах.

В области межкультурного образования наиболее важные навыки, приобретаемые во время обучения в школе и поддерживаемые на протяжении всей жизни, должны быть сосредоточены вокруг образования, понимания и демократического диалога. Модели, предлагаемые телевидением, учат, что мы должны любой ценой быть на стороне победителей (вы ничего не потеряете) и победителем является игрок, который управляет другими, тот, кто атакует лучше, тот, кто привлекает внимание камеры. В школе необходимо поощрять понимание учащимся смысла текстов и устных сообщений, учитывая возможность углубления вопроса, уточнения или критического размышления: чтобы развивать умение слушать необходимо применять принципы гуманистической психологии, принимая позицию открытости, способную облегчить понимание вопроса. Диалог в образование всегда подразумевает возможность обратиться к другому. Переход от понимания и слушания необходимо осуществлять при помощи синтеза умения выражаться четко и ясно. Содействовать культуре диалога между «мной и тобой» (M. Buber), и активно слушать, проявляя эмпатию и непредвзятость, человека к человеку (Карл Роджер), умение прислушиваться, децентрализованность, открытое общение друг с другом (E. Levinas).

3. Учиться жить вместе. Комиссия считает умение уживаться «одной из основных проблем образования». Исходя из предположения, что конфликты XX века могут привести к самоуничтожению человечества, Delors (1997, стр. 85), противостояние между странами – генерирует индивидуализм и он проявляется в «жестокой экономической войне», вызывая сильное напряжение между богатыми и бедными (часто усиленное традиционными формами самого образования) - нужно создавать условия для равенства возможностей и индивидуализации общих целей.

Размышляя о межкультурной педагогике невозможно разделить полностью вышеназванные утверждения. Если, с одной стороны, это правда, что установление условий равенства между людьми, говорящими на разных языках, представителей различных религий и ценностей и индивидуализация общих целей могут фактически сформировать путь не только для преодоления стереотипов и предубеждений, но и найти долгосрочные стратегии мирного сосуществования и совместного обогащения. С другой стороны, нужно препятствовать убеждению, что многокультурное сосуществование представляет собой только проблему: глобализация и культурный плюрализм также дают большие возможности. Кроме того, конфликты – не являются односторонними как нечто отрицательное, от чего следует избавляться, избегать или «держать на расстоянии», с тем чтобы «ограничить возможный вред», но конфликты также представляют собой большие возможности для обогащения и роста. В школе важно - уметь распознавать их и управлять ими соответствующим образом.

В перспективе межкультурности, чтобы научиться жить вместе в разнообразии, школа должна учить с раннего детства, даже в пределах отдельных дисциплин, что все люди похожи друг на друга (они принадлежат к одной расе, все они являются родственникам и все разные) и живущих в отношения взаимозависимости. Ученики должны не только знать и понимать себя и свою собственную культуру, но и быть в состоянии поставить себя на место других людей: только на основе понимания, сопереживания и эмпатии можно воспрепятствовать ненависти и насилию среди людей. В школе не должны применяться методы, которые душат любопытство, но мы должны поощрять критический дух учащихся, посредством сравнения с другими, диалога и обсуждения. Общие цели - необходимы для общественного развития и развития чувства принадлежности - можно осуществлять, например, во время спортивных мероприятий или поощрение солидарности в классе и с другими детьми из менее богатых стран.

Кратко, умение жить вместе в разнообразии вызывает развитие понимания других, отличных от себя, их истории, их традиций и их ценностей, уча взаимодействовать во все растущей взаимозависимости всех народов. Что также подразумевает развитие форм альтруистического и просоциального взаимодействия (Де Бени 1998). Чтобы научиться жить вместе, школе нужно, чтобы культурная разница становилась культурой, основанной на обмене, на диалоге, на трансплантации и «скрещивании», но также и «на необходимости обмена, на принципах новаторства, наряду с разнообразием» (Cambi, 2001, стр. 31). В этом смысле школа, которая на сегодняшний день имеет конкретную задачу реализации этого трудного пути, призвана изучать и осуществлять проекты, направленные на формирование новых граждан, готовых противостоять сложностям и динамизму сегодняшнего мира.

4. Учиться быть самим собой. Умение быть - это не новая концепция, и она уже была обозначена в докладе ЮНЕСКО (ред. E. Faure 1972, стр. 24) под названием: Научиться существовать: мир образования сегодня и завтра. В этом тексте об образовании отмечался вопрос важности содействия общему развитию каждого субъекта: тела, ума, чувства эстетики, ответственности, духовных ценностей. Уже тогда были определены риски «дегуманизация» мира и отчуждения личности и риски технологического прогресса (в частности, «навязчивые» формы пропаганды и рекламы, «когда человек становится своего рода жертвой поведенческого конформизма в ущерб своим подлинным потребностям»; и «машины», которые угрожают вытеснить человека из областей, в которых он раньше чувствовал себя свободно). Цель образования виделась в оказании помощи людям развития критического и независимого мышления.

За последние несколько десятилетий мы во всех отношениях стали свидетелями эскалации таких факторов как рост власти СМИ и технологического развития. Поэтому, существует реальная необходимость предоставления всем гражданам интеллектуальной и эмоциональной точек понимания мира вокруг них, с целью обучить их вести себя правильно и ответственно. Особенно показано, в этом смысле, образование сообщению и межкультурной журналистике (Corte, 2006), не только для редакторов СМИ (осведомленность и ответственность за Новости, стереотипы и предрассудки, которые они отдают в эфир), но и для пользователей (умение читать новости, знать о механизмах строительства, давления, языках).

В школе это приведет к «свободе мысли, мнений, чувств и воображения, необходимых для развития таланта». В условиях межкультурности, говорится о содействовии личности каждого студента, укрепления не только когнитивных навыков, но и творческого воображения и автономии мысли. Главным образом, в плюралистическом обществе, научиться быть – это результат полной реализации человека, выявление затонувших сокровищ: всех богатств личности, уникальности и неповторимости. Основным становится тогда приобретение сильной и стабильной идентичности, способной к разрешению конфликтов и взаимодействию с инаковостью.

Этот аспект полностью отражает результаты исследования идентичности (Portera 2005, стр. 145-226), где ясно, что в многокультурном контексте, для здорового и сбалансированного развития личности важно способность (в результате определенных факторов или поведенческих стратегий, относящихся к субъекту) или возможность (в результате факторов или отношение со стороны общества и окружения) быть самим собой. Мыслительные или поведенческие стандарты не должны мешать человеку принимать себя таким какой он есть, чтобы не стать иностранцем даже для самого себя, проявить себя, найти затонувшие сокровища: путем обогащения, которое, во всяком случае, появляется в развитии и жизни в контексте плюрализма и многокультурности, в сравнения с разными системами мышления, режимами адаптации (стратегии стрессоустойчивости), большим количеством языковых кодов.