Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
АГОСТИНО ПОРТЕРА. Монография 2013.doc
Скачиваний:
35
Добавлен:
13.05.2015
Размер:
559.62 Кб
Скачать

4.4. Педагогические ответы

Какие ответы педагогика может и должна дать в соответствии с происходящим? Какие образовательные проекты реализовывать? Какими должны быть основные характеристики знаний в XXI веке, чтобы укрепить положение учителя, педагога и воспитателя?

В настоящее время, несмотря на то, что педагогика является одной из наиболее пострадавших от кризиса дисциплин - если пересмотреть и принять во внимание значительные изменения, риски и возможности присущие, глобализация, рост демократических обществ и рост этнического разнообразия, языковые, религиозные и культурные изменения, педагогика может стать тем самым «маховиком» положительных изменений.

Педагогика может стать я центральной дисциплиной для эффективного управления и преодоления кризиса. Необходимо принять реальные изменение, отвечая, приготовившись: не зацикливаясь критически на прошлом (изменяя устаревшие механизмы, стратегии и цели, соответственно событиям настоящего) в то же время критично подходя к современности. Что означает быть осторожным не «бросать ребенка на улицу вместе с грязной водой» или же делать сокровище из вкладов, прежде всего со стороны педагогов прошлого. В то же время, нужно “помогать ребенку расти в реальной среде”, принимать конфликты и вызовы настоящего, преобразовывая их в возможности роста и обогащения, как для конкретного индивидуума, так и для общества в целом.

В соответствии с настоящим сценарием, первый шаг должен быть сделан в общественном и политическом планах: признание важности образования: «многие из наших самых тревожных и тяжелых общественных проблем можно было бы облегчить, если бы мы знали, как воспитывать нашу молодежь» признает Нил Постман (1997, стр.7), говоря, прежде всего о реальности США.

Период быстрых изменений, который переживает сейчас человечество, делает необходимым появление новой формы правления. «Правительство», которое знает, как восстановить политическую власть (не партии, а общественное регламентирование) (Soros, 1999, стр. 22-25), которому хватит мужества, чтобы суметь очертить точные границы, дать четкие указания и цели, поставленные на будущее. В данном контексте «дезориентированном и дезориентирующем» мы сталкиваемся с огромными возможностями и рисками, там, где развитие науки и техники является наиболее важным, проблема состоит, прежде всего, из выбора, чему отдать приоритет. Прежде всего, необходимо признать значение образования. Если существует возможность препятствовать некоторым разрушительным процессам глобализации и постмодернизма, то, она, несомненно, кроется в системе образования. «Во времена радикальных изменений - как подчеркнул Иоанн Павел II в своей Речи на заседании Палаты и Сената 14 ноября 2002 - увеличивается необходимость образования человека», стремясь, прежде всего, к интеллектуальному развитию и к моральному образованию молодежи, посредством увеличения их культуры. Поэтому, в XXI веке, нужно инвестировать, прежде всего, в образование человека.

И хотя человек, не получает определение Bestimmung (или же становление тем он является) со стороны, но он может и должен построить изнутри самоопределение Selbstbestimmung (Böhm, 2002, стр. 14), становясь таким образом «подлинный автором собственной истории жизни», он никогда не откажется от поддержки, которая может и должна идти со стороны других людей. Согласно теоретическим размышлениям и опыту, приобретенным в ходе истории, в современном обществе признать, что «искусство воспитания» не врожденное, или, тем более, не может быть присвоено только лишь путем имитации. Необходим четкий контроль и планирование, использование данных, предлагаемых историей педагогики, дидактикой, экспериментальной и общей педагогикой.

Согласно специфике современного общества, его поликультурности и вкладу педагогики в образование, необходимо сознательное установление нового порядка. В то время как в прошлом было довольно легко установить «порядок», образовательные идеалы, разделяются (в древней Греции «добродетельный человек»; в древнем Риме «хороший гражданин»; в средневековье «человек ума», «послушный подданный», «честный работник», «хорошая и трудолюбивая мать, хранительница очага»; и в современную эпоху демократии - автономия, благосостояние и свобода), как было сказано выше, период постмодернизма охарактеризован приходом совсем других идеалов, отсутствием доверия к человеку, отсутствием унитарной концепции мира и жизни: знания носят временный, частный, обратимый характер. Все лежит в одной плоскости.

Даже в Италии педагогике не удалось избежать этого процесса, теряя одну из своих главных целей: быть должным постулировать горизонт чувства (ordo rerum e ordo idearum). В период постмодернизма, все ликвидно и непостоянно, сфера образования мечется между функциями и чувством, между фактами и ценностями вплоть до производства новых способов в ущербе целям образования (Джоржо Агамбен).

Для выхода из этого кризиса, необходимо дать крылья и освободить небо для педагогики (Frabboni 2005, стр. 30-46), признавая ее первенство среди педагогических наук «как древнейшей и разветвленной области». С другой стороны, педагогике следует отказаться от Птолемеева мировоззрение (западной теории образования - серый, идеологической, менторской) и двигаться к теории «Коперника», которая учитывала бы детство и юность, «экзистенциальное и культурное разнообразие», где коллективное распространение грамотности является элементом эмансипации молодых поколений. Педагогика, будучи основана на проблематизме G.M. Bertin (1968) – уточняет собственный взгляд на культурное и научное развитие основываясь, прежде всего, на четырех перьях: преднамеренность, выбор, несогласие (инакомыслие), утопия.

Основной педагогический тезис Frabboni состоит в том, что, несмотря на «бурность морей» глобализации нужно, прежде всего, инвестировать в образование, как наиболее ценный капитал человека. Общество передового капитализма будет должно прекратить использовать только термины экономического характера: «Если национальные коллективы будут располагать качественной системой образования и постобразования, они смогут поднять непреодолимые ограждения в защите прав и обязанностей своих граждан» (Frabboni 2005, стр. 13).

В то же время необходимо предварительно обсудить вопросы касающиеся педагогики (Acone, 2000, стр. 48-50):

1. Новый подход к гуманистическому повествованию на западе, исходящий из христианских основ, чтобы восстановить солидарность, этику гражданских прав и обязанности людей;

2. Взятие за основу научных парадигм гуманизма и философии герменевтики;

3. Реапробация концепции об ответственности (Jonas), заботе, здравоохранении, образовании, выявление взаимосвязи между познанием и его направленностью, между онтологией и технологией;

4. Возвращение педагогике ее статуса в системе образование, дескремблирование (восстановление) способов и целей, фактов и ценностей, функций и чувств;

5. Возвращение к общей этике учебных заведений: «научить каждого всему – но это может в итоге привести к тому, что он не будет знать ничего вообще».

С другой стороны, среди ошибок, совершенных итальянской педагогикой, согласно L. Galliani (1977, стр. 195-207), в 1990-х, также оккупирование учебной территории, и рассматривание школы как территории общественного риска, пренебрегая ошибками «отражения на культурной и организационной модели последующей университетских учебных программ, предназначенных тем, кто будет должен оценивать те образовательных учреждений в различных контекстах». Таким образом, ответы на инструментальные трудности (такие как недостатки трудовых и финансовых ресурсов), но также качественные и учредительные, формализации знаний, методов, способностей ориентированных на будущее - даны не были.

Педагогика в состоянии оказать нам чрезвычайную помощь, в преодолении экономической тюрьмы, основанной на политике Кейсианства, Фордизма, Тейлоризма и Тойотизма сегодня. В то же время с одной стороны, мы должны преодолеть концепцию обучения, основанную, исключительно на технической квалификации и формировании «рабочей силы», которая угрожает отделить институционально и концептуально «культуру», «профессионализм» от человека от «власти». С другой стороны нужно раскрыть риски образования, понятного исключительно в управленческих условиях, которое вместе с теоретическими и эмпирическими качество привнесло и некоторые культурные ограничения. Как было широко признано авторитетными в Италии психологами, например Quaglino (1985, стp. 38), в производственном мире, особенно на предприятиях, необходимо повышать значение образования и педагогики «Сегодня больше чем когда-либо потребности в профессиональной подготовке стоит на первом месте и только на втором теории образования и педагогики».