Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
7
Добавлен:
10.05.2023
Размер:
516.95 Кб
Скачать

Отсутствие обязательства должника перед клиентом аннулирует уступку требования

Довольно часто компании в договоре купли-продажи предусматривают право покупателя вернуть нереализованный товар. В том числе если в течение определенного периода времени с момента заключения договора уровень продаж товара окажется ниже ожидаемого покупателем. Такой товар покупатель вправе снять с реализации и вернуть продавцу. Соответственно, его денежное обязательство перед продавцом в данной части прекращается. Кроме того, на практике заключается довольно много договоров поставки на условиях договора комиссии или консигнации (передачи на реализацию), когда оплатить поставленную продукцию покупатель обязан только после ее фактической реализации третьим лицам.

При уступке денежного требования по названным договорам к финансовому агенту по договору факторинга переходит требование, которое возникнет в будущем, после реализации покупателем товара или после истечения срока для ее возврата продавцу. Очевидно, что до момента возникновения обязательств покупателя перед продавцом финансовый агент не может потребовать от должника уплатить ему денежную сумму, требование которой ему уступил клиент.

Получается, что если должник вернет товар продавцу и обязательства по оплате такого товара так и не возникнет, то клиент обязан будет вернуть фактору полученное от него финансирование. Поэтому финансовому агенту целесообразнее заключать договоры факторинга для обеспечения исполнения обязательств клиента перед фактором. В таком случае клиент останется обязанным перед финансовым агентом в части сумм, составляющих разницу между размером его обязательства и суммой, фактически полученной финансовым агентом от должника.

Изменение клиентом и должником условий возникновения денежного требования фактор может оспорить в суде  Заметим, что интересы финансового агента могут быть ущемлены и в результате недобросовестных совместных действий клиента и должника. Такие сделки суд, скорее всего, признает незаконными, поскольку они представляют собой злоупотребление правом со стороны клиента и (или) должника16.

Практика. Поставщик заключил с банком договор факторинга, по которому передал ему требование к дистрибьютору по оплате поставленного товара. Стороны договорились, что требование фактора возникает на основании направленных ему заявок от поставщика – клиента. Все заявки клиент направлял в адрес банка с приложением уведомлений должника об уступке требования, на всех уведомлениях стояла отметка о получении. Кроме того, клиент вместе с уведомлениями направлял должнику и отгрузочные документы как подтверждение возникновения денежных обязательств, переданных фактору. Банк исполнил свои обязательства по финансированию, однако дистрибьютор не перечислил ему деньги за поставленный клиентом товар. Финансовый агент обратился в суд с иском к должнику с требованием взыскать сумму долга.

Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, однако в апелляционной и кассационной инстанциях банк проиграл дело. В обоснование своей позиции клиент и должник поясняли, что между ними было заключено дополнительное соглашение к договору поставки, согласно которому они проводят расчеты путем взаимозачета. А долг дистрибьютора в сумме, которая не погашена путем взаимозачета, он вправе погасить с отсрочкой не ранее определенной даты.

Президиум ВАС РФ решил, что взаимозачет однородных встречных требований, осуществленный между клиентом и должником, является незаконным, ведь оба они знали об уступке требования.

В итоге решение суда первой инстанции оставили в силе17.

Таким образом, действия должника и клиента, направленные на избежание обязательства по оплате незаконным способом, могут быть оспорены в судебном порядке, в том числе как злоупотребление правом.

В судебном споре фактора и клиента должник не является стороной по делу  Как уже говорилось, при возврате товара или неисполнении клиентом обязанности по основному договору у него не возникает денежного требования к должнику. То есть передать его по договору факторинга клиент не может. В спорах из таких договоров факторинга должник будет являться ненадлежащим ответчиком, поскольку он не является обязанным лицом перед финансовым агентом. Требование о возврате перечисленного финансирования фактор вправе предъявить только клиенту.

Заметим, что неисполнение клиентом обязанности сообщить фактору об обратных поставках товаров также не может служить основанием для удовлетворения требований финансового агента за счет должника.

Соседние файлы в папке Учебный год 2023-2024