Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Пространственная ориентировка Сверлов В..doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
19.11.2019
Размер:
881.66 Кб
Скачать

Хождение со зрячим

Зрячие, сопровождающие слепых, могут быть разделены на две группы. К одной принадлежат близкие слепому лица или лица, вообще хорошо знающие слепых, привыкшие к ним, хорошо усвоившие требования, которые предъявляет слепой к своему сопровождающему. Ко второй группе принадлежат лица совершенно случайные, ничего не знающие об особенностях работы со слепыми и, в частности, о приёмах вождения слепых Обе эти группы отличаются одна от другой тем, что лица, относящиеся к первой, как правило, не нуждаются ни в каких указаниях со стороны слепого, ведут его уверенно и спокойно, без ненужных предупреждений и излишних проявлений заботливости, забывая о том, что идут со слепым. У этих людей выработался известный автоматизм действий, и слепой в их обществе чувствует себя тоже уверенно и действует спокойно и непринуждённо. Лица, относящиеся ко второй группе, как правило, оказываются полной противоположностью первым, и ведомый ими слепой никогда не уверен в том, что он в какой-то мере гарантирован от всевозможных неприятностей. В то же время необходимо иметь в виду и то, что очень многое зависит от индивидуальных особенностей сопровождающего, от его характера. Нередко случается и так, что люди, десятки лет прожившие бок о бок со слепыми и, казалось бы, до тонкости изучившие все их особенности, совершенно не умеют водить слепых. Войдя со слепым, например, в магазин, в вестибюль театра, в учреждение и т. п., они могут оставить слепого в самом неподходящем для этого месте и отойти от него без какого-либо предупреждения. Проходя в каком-нибудь узком месте, такой человек ни словами, ни движениями не предупреждает слепого о том, что он должен принять те или иные меры предосторожности. Зная о значении .для слепых порядка в вещах, эти люди, разумеется, без всякого .злого умысла, оставляют вещи общего пользования там, где кончили ими пользоваться, причиняя этим ряд неудобств слепым. Всё это случается чаще всего с людьми, быстро и резко на всё реагирующими, а также и с лицами, представляющими этим последним резкую противоположность флегматичными, вялыми и ко всему безучастными. Наряду с этими людьми, составляющими исключение, хотя и не такое уж редкое среди .людей первой группы, во второй встречаются лица, несмотря на их полное незнание слепых, с первого раза совершенно правильно понимающие их особенности, их истинные запросы и ведущие себя так, как будто они весь свой век прожили со слепыми н превосходно изучили их. Поведение их определяется особым складом ума, способным к быстрым, ясным и точным заключениям, а также высоко развитой наблюдательностью и интуицией.

В связи со всем этим нелишне будет упомянуть о некоторых случаях, нередко курьёзных, так хорошо знакомых всем слепым, самостоятельно путешествующим по улицам города. Вот на пути слепого некоторое препятствие, грозящее ему мелкой, а иногда и крупной неприятностью: уступ, яма, грязь и т.п., о присутствии которых слепой не подозревает. Встречный прохожий, желая помочь слепому, говорит, например: «Держись правей!» Опытный слепой в этом случае останавливается в нерешительности и тростью обследует дорогу. Он поступает так потому, что не знает, относительно кого самого себя или встречного следует держаться правее. Менее опытный слепой всегда ориентируется относительно себя и в результате попадает как раз туда, куда не следует. Иногда в ответ на просьбу слепого помочь ему перейти улицу с бойким движением случайный прохожий берёт его двумя пальцами за платье или хватает за трость, чем очень связывает слепого, и ведёт его, как на буксире. Пройдя половину улицы и решив, что теперь никакой опасности слепому не угрожает, прохожий оставляет его, говоря: «Ну вот, теперь иди прямо». Он забывает при этом, что из данной точки прямо идти можно в любом направлении; он не знает и не понимает также, что ориентировка в шуме улицы без контроля зрения нечто иное, чем ориентировка при помощи зрения, и что «опасность» в этих случаях понимается по-разному. Во избежание таких неприятностей слепой в подобных случаях должен сам взять под руку своего случайного спутника и проявить инициативу.

У большинства зрячих, выступающих в роли проводника слепых, наблюдается закономерная тенденция брать своего слепого спутника под руку, вместо того, чтоб предлагать ему свою. В этом проявляется желание активно руководить движением слепого. Для последнего же значительные преимущества представляет именно второй приём, т. е. когда он сам берёт под руку своего зрячего спутника. Когда сопровождающий зрячий держит под руку слепого, последний оказывается идущим несколько впереди своего спутника и нога его первой встречает неровности пути. Чтобы слепой избежал неудобств и неприятностей, связанных с этим, зрячий должен постоянно (словами или движениями руки) предупреждать его. Однако совершенно невозможно требовать от сопровождающего, чтобы он внимание своё всецело сосредоточивал на подробностях поверхности дороги. Его внимание естественно и неизбежно отвлекается беседой, а также и тем, что происходит вокруг него. Неудивительно поэтому, что предупреждения зрячего иногда оказываются запоздалыми, неточными или они вообще отсутствуют, в результате чего создаются положения, неприятные для обоих. Так, например, ведущий говорит: «Осторожней, здесь ступенька». Однако он не поясняет или уже не успевает сказать, вверх она или вниз, и слепой оступается или спотыкается о неё. Ведущий лаконически бросает: «Вниз», но не предупреждает, что здесь не одна ступенька, а, скажем, их .три. Результат может оказаться весьма, плачевным.

Иногда ведущий многословно предупреждает слепого о каком-нибудь ничтожном препятствии, но забывает о следующем за ним, более существенном. Все эти неудобства совершенно безболезненно снимаются тем, что под руку берёт не сопровождающий слепого, а наоборот, слепой сопровождающего.

В случае, когда слепой берёт под руку своего зрячего спутника, уже последний идёт несколько впереди слепого и первым встречает препятствия и любые неровности пути. Когда человек при ходьбе делает движение, отличающееся от обыкновенного шага (поднимается на ступеньку, спускается вниз, делает более широкий или очень маленький шаг), то движение это не локализуется только непосредственно в области нижних конечностей, но и передаётся мышцам, с, движением ног, казалось бы, ничего общего не имеющим. Поддержание в равновесии центра тяжести тела при его перемещении вовремя ходьбы приводит в движение не только мышцы пояса нижних конечностей, но и мышцы спины, живота и груди; даже и руки, как известно, при ходьбе не остаются в покое. Когда слепой идёт под руку с провожатым, его рука лежит на предплечье последнего или на плече, несколько выше локтя. При этом тыльная сторона кисти касается бока спутника, а предплечье лежит на его талии. Этой руке слепого передаются все, даже самые незначительные, движения, и он совершенно непроизвольно, без затраты каких-либо усилий со своей стороны, ощущает их и очень быстро научается понимать их значение. Идя рядом со своим зрячим спутником, слепой улавливает его движения и без каких-либо предупреждений понимает и повторяет их почти или даже совершенно автоматически. Слепых с детства не приходится обучать этому приёму; они постигают его незаметно для себя в процессе жизненного опыта. Ослепшие в более позднем возрасте усваивают его тоже без особого труда после того, как их внимание обращено на это. Нужно только проследить за тем, чтобы поздноослепший при ходьбе со зрячим шёл рядом с ним, почти плечо к плечу, а не тянулся за ним на вытянутой руке, как на буксире. При таком способе хождения оба спутника чувствуют себя непринуждённо; они идут, спокойно разговаривая. Зрячий свободен от постоянного напряжения внимания и опасения за слепого, а последний не испытывает угнетающей неловкости от подчёркнутого внимания, излишней и не всегда уместной заботливости зрячего сопровождающего. Полезно заметить, что некоторые зрячие привыкли ходить по правую руку своего спутника и не поступаются этой привычкой и при сопровождении слепого. В связи с этим слепой должен научиться в полной мере действовать тростью, держа её в левой руке. Ослепший в зрелом возрасте кроме того должен как можно чаще упражняться в ходьбе как в одиночку, так и с сопровождающим, без чего ориентировка его всегда останется весьма несовершенной, движения неловкими и неуверенными.