Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Пространственная ориентировка Сверлов В..doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
19.11.2019
Размер:
881.66 Кб
Скачать

Отличительный знак

Желание слепых обеспечить себе возможно полную безопасность передвижения, особенно в условиях больших городов с их шумом и насыщенностью скоростным механическим транспортом, и стремление зрячих всемерно прийти в этом на помощь слепым повело к созданию самых разнообразных проектов мероприятий безопасности, которые порой доходили до крайности и приобретали уродливые формы. К числу последних принадлежат проекты так называемых городов для слепых. Подобные проекты выдвигались и серьёзно обсуждались в разное время в разных странах. В России, например, такой проект обсуждался на первом съезде попечительства о слепых в 1901 году; автором его был И. У. Зданович. Во Франции проект -города для слепых предложил слепой профессор П. Биллей. В Германии подобный проект разработал тоже слепой доктор Штрейль. Последние авторы разработали свои проекты чрезвычайно подробно. В них были предусмотрены не только технические особенности устройства тротуаров, переходов через улицы и т.п., но и система коммунального обслуживания, торговли и пр. Мы не будем останавливаться на рассмотрении этих проектов, ввиду их явного несоответствия интересам слепых, ввиду общей их нелепости, а обратимся к вопросу об отличительных знаках для слепых.

В разное время были предложены разнообразные знаки, одни из которых оказались неприемлемыми для слепых и не привились, тогда как другие были приняты к употреблению и получили большее или меньшее распространение. К числу первых, т. е. отвергнутых практикой, принадлежит головной убор, который по форме своей или цвету должен был издали обращать на себя внимание. Слепые отвергли его потому, что, во-первых, такой отличительный знак действовал постоянно; он постоянно заявлял всем окружающим о том, что перед ними слепой. Такой отличительный знак обращал внимание окружающих на слепого даже и тогда, когда последний хотел оставаться незамеченным, слиться с толпой. Во-вторых, он требовал того, чтобы слепой носил его всегда, вне зависимости от сезона, не считаясь с личным вкусом, пренебрегая привычкой, например, летом ходить с непокрытой головой. Сколько нам известно, не получил распространения, вероятно, не вышел даже из стадии предложения свисток, который, кроме многих других неудобств, оказался неприемлемым главным образом и потому, что свисток повсюду является атрибутом блюстителей порядка, употребление его строго регламентировано, и пользование им ещё и слепыми в некоторых случаях осложнило бы работу милиции.

К числу вторых (получивших некоторое распространение) отличительных знаков относятся различные как действующие постоянно, так и действующие временно, по желанию слепого, отличительные знаки. Сюда относится, прежде всего, нарукавная повязка. Во всех случаях, когда она была официально введена, цвет её был жёлтым, т. е. цветом, повсеместно принятым для сигнализации на транспорте. Повязка эта имеет ряд существенных неудобств. Прежде всего, она, как и все отличительные повязки, должна носиться на левом рукаве, несколько выше локтя. Такое положение отличительного знака приводит к тому, что, например, при переходе через улицу, когда он особенно нужен, его видят водители транспорта лишь во время перехода первой половины улицы, т. е. когда слепой имеет дело с потоком движения слева от себя. Когда же он переходит вторую половину улицы и должен остерегаться транспорта, движущегося справа, отличительный знак перестаёт действовать, так как он остаётся невидимым для водителей, находящихся справа от слепого. Вторым немаловажным неудобством нарукавного знака, несомненно, является то, что он уродует платье, становясь особенно неудобным в летнее время, когда многие носят очень лёгкую одежду, а женщины, кроме того, платье с короткими рукавами или даже вовсе без рукавов. Наконец, нарукавный отличительный знак принадлежит к таким, которые действуют постоянно и постоянно обращают внимание окружающих на носящего его. Всё это и повело к тому, что нарукавный отличительный знак для слепых получил распространение только там, где он был введён без согласия на то самих слепых, и воспользовались им только те из них, кто пожелал обеспечить себе безопасность передвижения по городу ценой этих неудобств. Так, например, жёлтая повязка с тремя чёрными точками была введена в Германии уже очень давно. Попытка же ввести жёлтую повязку с синим кругом в Ленинграде (1937 или 1938 год) оказалась неудачной: слепые не стали носить её.

Кое-где привился отличительный знак в виде небольшого флажка на коротенькой палочке. Флажок этот в свёрнутом виде свободно помещается в кармане или в сумочке и хорошо видим, когда, например, при переходе через улицу слепой развёртывает и поднимает его перед собой.

В начале 1934 года в Ленинграде, по инициативе Ленинградского отдела Всероссийского общества слепых и при участии Ленинградского Научно-исследовательского института организации труда инвалидов (ЛИТИНа) была проведена среди слепых широкая дискуссия по вопросу о том, какой отличительный знак должен быть введён для слепых в Ленинграде для повышения безопасности передвижения их по городу. В Доме просвещения слепых имени Шелгунова состоялось многолюдное

собрание актива общества, на котором после оживлённого обмена мнениями выяснилось, что наиболее приемлемым для себя слепые считают отличительный знак в виде трости, окрашенной в белый или иной официально установленный цвет. Подобные трости уже и ранее были кое-где введены, и практика вполне оправдала их целесообразность и удобство. Так, например, во Франции слепые пользовались тростью, окрашенной в белый цвет. Иногда, кроме того, такая трость покрывалась флуоресцирующим составом, в результате чего она светилась в темноте.

По ходатайству Ленинградского отдела ВОС, совместно с ОРУДом ленинградской милиции, Ленинградский исполком в 1934 году вынес постановление о введении в Ленинграде отличительного знака для слепых в виде белой с жёлтыми концами трости. В Москве в это время тоже велась кампания за введение аналогичного отличительного знака, который и был официально введён там с первого июля 1935 года. Однако в Ленинграде по ряду технических причин этот отличительный знак не получил распространения, хотя и была проведена широкая разъяснительная кампания среди населения, а в инструкцию правил уличного движения и в правила водителей транспорта были включены соответствующие пункты. По той же, видимо, причине не получил применения этот отличительный знак и в Москве. Нам кажется, что было бы полезным возобновить вопрос об отличительном знаке для слепых и ввести его в форме специальной трости. Если трость эта будет хорошего качества, разных размеров и снабжена удобной рукояткой, слепые вне всякого сомнения будут широко ею пользоваться. Опыт введения этого отличительного знака показал, что моментом, осложняющим производство тростей и удорожающим их, является требование окраски тростей в два цвета белый и жёлтый. Для устранения этого затруднения можно было бы сделать трость одноцветной белой или, если необходимо сохранить цвет, регламентированный на транспорте, жёлтой. Такая трость не привлекала бы излишнего внимания окружающих, но в то же время была бы полезной в случае, когда слепой хотел бы воспользоваться ею как сигналом.

Для обеспечения безопасности передвижения по городу для всех граждан вообще, как известно, существуют правила уличного движения. Для инвалидов, в том числе и для слепых, из этих общих правил сделаны некоторые, правда, немногочисленные изъятия, предоставляющие им некоторые преимущества перед здоровыми. К таким изъятиям, например, относится право входить в вагон трамвая с передней площадки или входить на транспорт в первую очередь. Коллективный опыт слепых ввёл и ещё некоторые правила, хотя и не регламентированные, но широко вошедшие в обиход слепых в качестве обычных.: К числу этих последних можно отнести, например, следующие: когда трамвай остановился, слепой старается выйти из него не первым, но одним из первых. Первым слепой выходить воздерживается потому, что очень часто трамвай останавливается, не дойдя до остановки. Это случается, например, когда она занята другим, впереди идущим трамваем. Приостановившись на несколько секунд, вагон снова движется. Это движение может совпасть с выходом слепого; но даже если последний и успел выйти, то он неизбежно попадает в затруднительное и весьма неприятное положение. Во избежение этого слепой или спрашивает окружающих, можно ли выходить, на что не всегда получает правильный ответ (а иногда и вообще не получает его), или выжидает, чтобы кто-нибудь вышел первым. Выйдя из вагона, слепой вслушивается в обстановку и, если находит её подходящей для перехода, быстро переходит улицу впереди трамвая, пока он ещё не тронулся. Если слепой упустит удобную минуту затишья и не перейдёт улицы, пришедший в движение транспорт надолго задержит его на месте своим шумом.

Слепые избегают переходить улицы с угла на угол, за исключением, конечно, тех случаев, когда обе пересекающиеся улицы в момент перехода остаются свободными от транспорта на значительном расстоянии. Они избегают таких переходов потому, что в этом случае им приходится иметь дело с транспортом, движущимся с четырёх сторон. Это обстоятельство, если учесть шум, особенно значительный на таких перекрёстках, создаёт сложную ситуацию, мешающую слепому перейти улицу в течение длительного времени или вынуждающую его обращаться к посторонней помощи. Во избежание этого слепой обычно отходит на некоторое расстояние от угла: здесь шум слабее, и транспорт движется только в двух направлениях, что в значительной степени облегчает задачу перехода.