Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ПСИХОЛОГИЯ книга.doc
Скачиваний:
47
Добавлен:
09.11.2019
Размер:
1.53 Mб
Скачать

Философия деятельности

Согласно подходам Р. Мея, экзистенциальная терапия должна быть направлена не на «снятие беспокойства», а на то, чтобы клиент мог «жить с нормальным беспокойством как стимулято­ром к жизненному существованию, которое является источником энергии, увеличивающим потенциал жизни» [23. — Р. 18].

Однако высшая цель терапии — помочь людям стать свободны­ми, «осознать и испытать их возможности». С точки зрения Р. Мея, когда люди теряют свободу, они становятся апатичными, у них развиваются различные формы невроза, а это не только ведет к уменьшению личностных ресурсов, но и отражается на неспособ­ности людей участвовать в коммуникативной деятельности, «раз­делять свои чувства и мысли с другими» [23. — Р. 21].

С точки зрения исследователя, психотерапия — показатель бан­кротства культуры в XX в., показатель того, что человечество на­ходится «в беспорядке» и что оно утратило свободу. Неурядицы человеческой судьбы и индивидуальной свободы взаимосвязаны, и они могут быть решены настолько, насколько они будут осоз­наны вместе. В этом отношении терапия — метод «понимания судь­бы, чтобы увеличить опыт свободы» [23. — Р. 23].

Терапевты, использующие экзистенциальные методы помощи, имеют широкую парадигму поддержки: одни работают со свободными ассоциациями и интерпретациями, другие сосредоточива­ют акцент деятельности на личности клиента, третьи — на вер­бальной коммуникации.

В. Франки предложил технику «парадоксальной интенции». Со­гласно этому методу, терапевт поддерживает у клиента чувство страха, провоцирует желание того, чего именно он боится. В результате поведенческой терапии та реакция, которой избегают клиенты, специально усиливается таким образом, чтобы события принимали комические формы. Так, В.Франкл советовал своей клиентке, страдающей сердцебиением, сопровождающимся тре­вогой и страхом, специально посещать те места, где у нее могли бы возникнуть обозначенные симптомы. В результате спустя неко­торое время ее страхи и сердцебиение прошли [3. — С. 442].

Практический метод состоит в том, чтобы клиенты осознали свои переживания, которые ведут к экзистенциальным беспокой­ствам. Клиент вступает в «отношения с собственным Я», «чув­ствует смысл», тем самым находит ответы на многие свои пробле­мы. «Чувствующий смысл» обнаруживается через понимание сво­его тела, когда индивид обучается реагировать и интерпретиро­вать свои экзистенциальные беспокойства, тем самым он приоб­ретает новый опыт жизнедеятельности, основанный на управлении своими защитными механизмами.

Как уже отмечалось, в основе отношений между терапевтом и клиентом лежит эмпатия. Под эмпатией Р.Мей понимал такое состояние, когда «е§о и психическое состояние консультанта и клиента могут временно сливаться, образуя единое психическое целое» [6. — С. 52].

Важным фактором взаимодействия терапевта и клиента явля­ются отношения, которые выстраиваются по принципу «здесь и теперь». Большое внимание уделяется аутентичности, терапевт вы­ступает для клиента в качестве реального человека, который стре­мится понять и прочувствовать проблему клиента.

Отношения строятся не только на основе эмпатического виде­ния и слушания, но и на основе понимания языка клиента. Овла­дение языком клиента является необходимым компонентом тера­певтического процесса, выражением определенной степени иден­тификации терапевта с клиентом [6; 7].