Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ПСИХОЛОГИЯ книга.doc
Скачиваний:
47
Добавлен:
09.11.2019
Размер:
1.53 Mб
Скачать

Ролло Мей (1909-1994)

Развивая экзистенциальные подходы в психологии, Р. Мей вы­ходит на свое понимание личности как «осуществление процесса жизни в свободном, социально интегрированном индивидууме, наделенном духовным началом» [6. — С. 12]. Личность осмысляет­ся им как динамическая структура, которой присуща творческая активность. С точки зрения Р. Мея, личность имеет определенную структуру, важными компонентами которой являются: свобода, индивидуальность, социальная интегрированность, религиозность.

Свобода — вот что отличает человека от животного. С позиций Р. Мея, только человек может разорвать «прочную цепь стимулов и реакций», контролировать свои импульсы. Свобода является фак­тором развития личности, его душевного здоровья, которые на­ ходятся в прямо пропорциональной зависимости: «чем здоровее душевно становится человек, тем свободнее он или она творят себя из жизненного материала и тем больший потенциал приоб­ретает в них свобода» [6. — С. 17—18].

Индивидуальность рассматривается им как уникальность, с ко­торой человеку приходится жить и взаимодействовать с окружаю­щим миром. Мир является тем отражением, которое позволяет личности не только определить свою «уникальную роль в обще­стве», но познать свою индивидуальность как форму жизни, «со­единив сознательное "Я" с различными уровнями подсознания» [6.-С.20-21].

Социальная интегрированность — это свойство, сформирован­ное в процессе эволюционного развития человека. Оно выступает в качестве коллективного бессознательного. Р. Мей считал, что ин­дивидуальность и социальная интегрированность образуют еди­ное целое, так как «благодаря коллективному подсознанию мы уже внутри самих себя образуем единое целое с другими людьми» [6.-С. 28-29].

Религиозность, или духовность, рассматривается как внутрен­нее напряжение личности. Р. Мей считал, что бинарная оппози­ция жизни, между телесной оболочкой и духовным миром, зас­тавляет человека «поддерживать внутреннюю напряженную связь» между двумя этими противоположностями, эта связь подводит человека к духовности. «В месте пересечения вертикальных и гори­зонтальных плоскостей возникает понимание нравственных запо­ведей» [6. - С. 32-33].

Личность рассматривается Р. Меем как существующая в систе­ме бытия—небытия. Бытие может подавляться человеком из-за кон­формистской позиции в общественных отношениях. Небытие — форма существования человека, когда в полной мере не может реализоваться его потенциал. Соответственно Р. Мей выделял три формы бытия человека в мире. Нахождение его во «внешнем мире» — мире природы и окружающей среды. Существование че­ловека в «совместном мире» — в мире социального общения. Пре­бывание его во «внутреннем мире» — этот мир связан с самораз­витием индивида [7. — С. 143—144].

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ С КЛИЕНТОМ

Философия личностно-ориентированной терапии

Личностно-ориентированная терапия направлена на самоак­туализацию клиента, осознание им своего отношения к самому себе, к окружающему миру, своему поведению. Она развивает творческий потенциал личности, ее способность к самоусовер­шенствованию.

В основе ее лежит понимание, что люди способны решить лю­бые конфликты, но они ограничены в знании о самих себе. Кон­фликты возникают в результате несоответствия собственного организмического оценочного процесса с оценочной ценностной по­зицией окружающей среды.

Клиенты способны преодолеть препятствия восприятия как внешнего, так и внутреннего опыта, сформировать о себе пред­ставления как о полноценно функционирующей личности, са­моактуализирующемся индивиде, если терапевт обладает необ­ходимыми личностными качествами. Создание атмосферы от­ношений с клиентом — одно из главных условий терапевтичес­кого процесса. Если эти условия соблюдены, то клиенты могут достичь самоактуализации, решить конфликт, приобрести по­ложительные ценности, увеличить тенденцию положительного личностного роста [24. — Р. 51].

Сущность терапевтического процесса в концепции философии личностно-ориентированной терапии состоит в том, что клиент сам осуществляет те изменения в своем поведении и своих отно­шениях, которые для него являются важными и необходимыми, на основе осознания этих проблем.

Основные положения терапевтического процесса можно свес­ти к следующему:

• необходимо использовать стремление клиента к изменению своего положения;

• в процессе терапевтического взаимодействия акцентировать внимание на эмоциональных аспектах, а не на интеллектуальных;

• ориентировать терапию на непосредственную ситуацию, ко­торая складывается между терапевтом и клиентом (принцип «здесь и теперь»), а не на прошлый опыт клиента (в этой связи диагно­стика не используется в терапевтическом процессе, так как она препятствует росту клиента);

• опираться на инициативу клиента, участие терапевта мини­мальное;

• основные процедуры — косвенное интервью, эмпатическое слушание, перефразирование, комментарии — несут в себе ско­рее функции отражения, чем интерпретации, прямой опрос или исследование [24; 4; 7].

Чтобы вернуть клиенту статус «полноценно функционирую­щего человека», необходимо вмешательство терапевта, который реализует терапевтические условия, основанные на искренности, эмпатии, безусловном положительном отношении к клиенту:

1) позитивное изменение личности клиента возможно при ус­тановлении взаимоотношений контакта, когда клиент «знает те­рапевта»;

2) клиент, находящийся в состоянии несоответствия, уязвим, встревожен и нуждается в помощи;

3) терапевт является гармоничным и интегрированным, цело­стным и искренним во взаимоотношениях;

4) терапевт испытывает безусловное позитивное внимание к клиенту, не дает оценок его чувствам и переживаниям;

5) терапевт испытывает эмпатическое понимание внутреннего мира клиента и стремится ему это передать;

6) необходимо передать эмпатийное и безусловное позитивное понимание клиенту [16. — С. 564—567].

Гуманистические подходы К. Роджерса оказали влияние на ста­новление методов взаимодействия социальных работников с кли­ентами. Концепт нормально функционирующего человека стал для практики социальной работы методологическим ориентиром в под­ходах к идеальному образу клиента и его модели поведения, к ко­торой должен стремиться социальный работник при оказании по­мощи клиенту.