Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
темы.docx
Скачиваний:
13
Добавлен:
25.09.2019
Размер:
756.77 Кб
Скачать

Тема 12. Особенности конституционного правопорядка в странах исламской правовой семьи.

Мусульманская правовая система существенно отличается от правовых систем романо-германской и англосаксонской правовой семьи. Возникла она в Арабском халифате в VII-X вв. как составная часть религии и образа жизни – ислама.

Главным источником мусульманского права является Коран – священная книга мусульман, почитаемая как слово Бога (считается, что Коран ниспослан пророку Мухаммеду через архангела Джабраила). Текст Корана делится на 114 глав (сур), каждая из которых имеет свое название и состоит из аятов (стихов). Арабское слово «аят» означает «знамение», «чудо», «знак». Главы Корана различны по размеру, самые длинные помещены в начале Корана, короткие – в конце. Коран написан «арабским чистым языком», который, как считает исламская традиция, не поддается переводу, поэтому духовные руководители в исламе, духовенство должны знать арабский язык и тексты Корана на арабском языке. Возможны лишь толкования текста, что породило обширную литературу коранических комментариев. Основные темы Корана – предостережение нерадивым, увещевания и предписания верным. Главная задача Корана – утверждение принципов мусульманского поведения (поведения человека по отношению к Аллаху).

Вторым по уровню значимости источником является Сунна (араб. sunna – образ действия, поведение), т.е. Священное Предание ислама. Она содержит несколько тысяч преданий (хадисов) о поступках и изречениях Мухаммеда и его ближайших сподвижников. Хадисы уточняют многие требования Корана. Но в толковании состава Сунны прослеживаются две непримиримые позиции. Сунниты, которые составляют большинство мусульман, признают святость Сунны, сложившейся при четырех первых халифах (Абу Бакр, Омар, Осман, Али). Это придает суннитскому течению более «либеральный» характер, поскольку оставляет возможности для толкования священных текстов и придает большее значение светской концепции власти (концепция халифата). Шииты, являвшиеся меньшинством, изначально считали праведным лишь Али – четвертого халифа, двоюродного брата и зятя Мухаммеда. Поэтому шиитская традиция не признает большую частью хадисов сакральными и имеет более фундаменталистский характер. В отличие от суннитской, она опирается на духовную концепцию власти (концепция имамата).

Третьим по значимости источником мусульманского права является Иджма (согласованное мнение ведущих мусульманских правоведов и богословов). В отличие от Корана и сунны, Иджма не является сакральным источником. Поэтому принято выделять «явную Иджму» (которая признается всеми мусульманами) и «неявную Иджму» (молчаливое согласие, т.е. отсутствие прямых высказываний по поводу той или иной конкретной проблемы, что оставляет возможность вариативного поведения). Кроме того, существуют и прямые дискуссии о правомерности различных положений Иджмы (например, шииты вообще отрицают Иджму, не связанную с мнением их имамов). Изначально Иджма начала формироваться как способ решения проблем, не имеющих однозначного толкования в Коране и Сунне. Процесс выработки таких мнений называется иджтихадом. Право на иджтихад принадлежит улемам (мусульманским богословам). При выработке решения улемы следуют правилам: «во-первых, прислушиваться к мнению уважаемых людей, живущих ныне, и ознакомиться с мнением тех, кто жил прежде; во-вторых, необходимо принимать в расчет все предыдущие решения и доводы в их пользу; в-третьих, должно руководствоваться общепринятым чувством справедливости; в-четвертых, не нужно забывать и об общественном благе». В зависимости от своего статуса, улемы обладают различной степенью полномочий по толкованию: высшая степень – толкование священных текстов как их дополнение и развитие, средняя – толкование на основе текстов, низшая – выбор из мнений более приемлемого. Результаты иджтихада, составляющие «явную Иджму», считаются нормой поведения, закрепленной на века. Сунниты даже придерживаются мнения о «закрытости иджтихада», то есть неправомерности дополнения Иджмы по тем проблемам, которые отражены в ней. Но для новых проблем, возникающих в общественной жизни, иджтихад возможен. Шииты же полагают, что иджтихад вообще не может быть «закрыт».

Четвертым источником исламского права является кыяс (кияс) – суждение по аналогии с сурами Корана и хадисами Сунны. Кыяс основывается на выражении авторитетного мнения улемов, но в отличие от Иджмы не предполагает обязательного единодушия. При этом он признается только суннитскими школами.

Кроме того, в состав источником мусульманского права входят предписания, возникшие на основе «свободного суждения» – рай (это частное мнение уважаемых улема по конкретного вопросу). Иногда понятие рай используется для обозначения конкретных правовых предписаний, основанных на нормах Иджмы и кыяса.

В бытовой сфере распространены и нормы обычного права – урф (правовые обычаи арабов) и адат (обычное право покоренных арабами народов). В современной практике граница этих двух систем обычного права практически стерта.

Суть ислама заключает в признании покорности и служения Всевышнему в качестве единственно подлинного смысла человеческой жизни. Поэтому все источники и проистекающие из них установления рассматриваются как единый комплекс норм, регулирующих все аспекты жизни правоверных. Часть из них составляют акиду – систему вероучения, а часть – шариат («путь ислама»).

Понятие «шариат» имеет множество трактовок – от самых узких (как система правосудия) до самых всеобъемлющих (как полный свод повелений и запретов, касающихся жизни мусульман). Изначально шариат рассматривался как воля Всевышнего, раскрытая как в священных текстах Корана и сунны, так и в толкованиях этих текстов в Иджме и кыясе. Поэтому по содержанию нормы шариата можно разделить на три группы: относящиеся к служению Всевышнему (ибада), относящиеся к отношениям между людьми (муамала), устанавливающие наказания за правонарушения (укуба). Ибада тесно взаимосвязана с акидой – вместе эти две группы установлений всесторонне характеризируют все религиозных аспекты ислама. Муамала и укуба, напротив, ориентированы на различные аспекты повседневной жизни правоверных. Причем, в обоих случаях речь одновременно идет как о моральном, так и правовом регулировании. Подобная ориентация муамалы и укубы и превратила шариат в систему нормативного регулирования общественной и частной жизни мусульман. Но многие аспекты муамалы и укубы, особенно закрепленные в священных текстах, не очень точно сформулированы или носят подчеркнуто доктринальный характер. Поэтому они уточнялись в практике иджтихада, а впоследствии и в нормах писанного права – фикха.

Соотношение понятий «шариат» и «фикх» вызывает самые различные толкования. В раннеисламской традиции они нередко отождествлялись. Со временем за шариатом закрепилось значение тех обращенных к людям предписаний, которые явились результатом божественного откровения и проистекали непосредственно из содержания Корана и Сунны, а понятие фикха стало связываться с теми установлениями, которые были точно установлены, имели ясный смысл, понимались однозначно и поэтому не требовали для своего применения на практике дополнительного толкования. В конечном же итоге, фикх стал рассматриваться как писанное право, хотя немалую роль в развитии имеет и судебная практика.

Развитие системы государственного права в мусульманских странах вполне органично сочеталось с традициями классического исламского права – государственное законодательство рассматривалось как часть фикха. Но по мере закрепления идеи конституционализма обнаружились две совершенно разные тенденции. В ряде стран (прежде всего, в Турции, исламских республиках бывшего СССР, Пакистане) сформировалась светская государственность, а конституционное право формировалось по европейскому образцу. Но в большинстве арабских стран этот путь оказался неприемлем. Так, например, еще в начале XX века именно исламские (шиитские) богословы стояли во главе движения за конституцию, которая и была принята в результате революции в Иране в 1906 г. В 1979 г. в стране произошла новая революция, приведшая к власти исламское руководство и воплотившая в жизнь принципы исламского конституционного права. Своеобразная черта Конституции Исламской республики Иран (1980 г.) – ее обширная преамбула, предваряемая аятом (стихом) из Корана: «Мы послали Наших посланников с ясными знамениями и низвели вместе с ними писание и весы, чтобы люди стояли в справедливости…» (57:25). Ссылки на Коран неоднократно встречаются и в преамбуле, и в основной части конституции. В самой же преамбуле описывается борьба иранского народа против «американского заговора», его поражения и победы, подчеркивается ведущая роль имама Хомейни, дается характеристика исламского правления. Иранский народ, отмечается в преамбуле, «намеревается построить совершенное и образцовое общество на основе исламских норм». Конституция, таким образом, носит целеполагающий характер. «Миссия Конституции – реализовать идеологические цели движения и создать условия, способствующие развитию человека в соответствии с благородными и универсальными ценностями ислама». Предполагается также создание условий «для продолжения революции в стране и за ее пределами» и для «формирования единой мировой общности». В соответствии с концепций мусульманского образа правления немаловажную роль в системе источников конституционного права Ирана играют фетвы и теоретические концепции лидера Ирана (имама Хомейни), а также иджма, на основе которой осуществляется разрешение противоречий между политической практикой и исламскими принципами.

В арабских государствах влияние традиционного мусульманского права на конституционное еще больше. При этом по форме конституции в странах Арабского Востока встречаются прежде всего писаные конституции, т.е. тексты которых существуют в установленной форме в виде единого документа, разработанного и принятого в особо усложненном порядке в отличие от обычных законов. В абсолютном большинстве арабских стран основной закон представляет собой единый документ, озаглавленный «Конституция» (в Катаре – «Исправленный временный основной закон Катара»). При этом на практике действие конституций дополняется целым рядом других важнейших нормативных актов: законов, указов главы государства, решений правительства, высших судебных органов. Значительная часть общественных отношений регулируется обычаями и нормами шариата, которые существуют как бы вне поля действия конституции, хотя ислам провозглашается основой законодательства и государственной религией. И в этом толковании реальную конституцию можно представить в виде совокупности нормативных актов, обычаев и норм ислама.

Конституции арабских стран можно классифицировать по закрепляемой ими форме правления: монархические или республиканские. Монархические конституции существуют в Омане, Катаре, ОАЭ, Саудовской Аравии, Кувейте, Бахрейне, Иордании и Марокко. Все остальные арабские государства имеют республиканские конституции.

По способу принятия конституции можно разделить на дарованные, т.е. предоставленные монархом своему народу (Саудовская Аравия), и «народные», т.е. разработанные специально избранным для этой цели конституционным собранием или учредительной ассамблеей. Иногда после этого конституция утверждается на общенациональном референдуме.

По характеру внесения в конституции поправок и изменений они относятся к разряду «жестких» конституций, т.е. изменяемых в особо усложненном порядке (см. разд. 2 данной главы). А по времени действия арабские конституции следует отнести к конституциям постоянным, т.е. таким, срок действия которых не устанавливается. Они отменяются только в результате принятия новой конституции или внеконституционным способом – в результате государственного переворота. При этом, как правило, определенная преемственность конституционных текстов сохраняется.

По степени детализации текстов конституции можно разделить на конституции суммарные, т.е. довольно незначительные по объему, и развернутые, содержащие большое количество статей, множество разделов, глав и т.д.

К конституциям суммарного характера можно отнести основные законы Омана (71 статья), Марокко (75 статей), Ирака (67 статей), Туниса (74 статьи), Ливии (37 статей). Конституциями развернутого вида являются основные законы Мавритании (103 статьи), Иордании (131 статья), Йемена (136 статей), Судана (140 статей), Сирии (156 статей), Кувейта (183 статьи), Египта (211 статей). Развернутые по содержанию конституции или суммарные, неразвернутые, отражают прежде всего волю законодателя и иногда объясняются его стремлением заложить в основной закон как можно больше статей, чтобы максимально защитить их от нарушения и игнорирования. Излишняя детализация текста основного закона не означает большую степень демократизации общества и не спасает от нарушения конституционных принципов.

И наконец, с точки зрения их осуществления на практике, конституции иногда подразделяют на реальные и фиктивные. В современной политической системе арабских стран трудно определить абсолютно реальные или абсолютно фиктивные, нереальные, конституции. Скорее всего, и тех и других в чистом виде просто нет. Ведь степень реальности и фиктивности конституционных норм зависит от очень многих объективных и субъективных факторов. А политическая и государственно-правовая действительность арабских стран такова, что она может изменяться весьма кардинально, вызывая непредсказуемые изменения в степени реальности или фиктивности самих конституций.