Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ответы_Микадзе.doc
Скачиваний:
28
Добавлен:
23.09.2019
Размер:
384.51 Кб
Скачать

15. Особенности нарушения перцептивной сферы при поражении левого, правого полушарий и диэнцефальных структур

Нарушения перцептивных процессов:

  • Концепция материальной специфичности (Б. Милнер)

  • Концепция специфичности переработки информации (Р. Сперри/ М. Газзанига) ЛП последовательные синтезы/ ПП симультанные синтезы

  • Отечественная концепция: специфичности вклада в перцептивные процессы обоих полушарий

ЛП:

  • Нарушение восприятия реалистичных предметных изображений, сложность в выделении ведущих признаков объекта (лампа-гриб)

  • Негрубые нарушения в зрительно-конструктивной сфере

ПП:

  • Нарушение лицевого и цветового гнозиса

  • Нарушение предметного гнозиса (гриб-лампа)

  • Грубые нарушения зрительно-конструктивной деятельности

  • Левостороннее невнимание

  • Пространственные нарушения

Срединные структуры:

  • Предметный гнозис

  • Симптоматика похоже на симптоматику при поражении ПП

  • Нарушения узнавания животных

  • Синдром аномии

Результаты нейропсихологического обследования речевой и перцептивной сферы детей, проведенного Э. Г. Симерницкой. Данные получены при обследовании 130 детей с поражениями левого полушария, 90 детей с поражениями правого полушария 76 - с поражениями диэнцефальной области. Возраст обследуемых - от 6 до 16 лет. Вторая часть исследования - изучение нарушений перцептивной сферы, в частности зрительного восприятия.

Нарушения зрительного восприятия при поражении ЛП имеют невысокую частоту. Максимальная частота нарушений (в 29% случаев) при опознании реалистических предметных изображений возникала при поражении затылочной области ЛП (когда ребенку необходимо было выделить и соотнести несколько ведущих признаков объекта; больные выделяли один и на его основе строили догадки (например, телефон узнавался как часы, настольная лампа - как гриб). Наиболее отчетливо нарушения зрительного гнозиса возникали при восприятии перечеркнутых и наложенных изображений (в 59 % случаев). Зд. трудности выделения фигуры из фона, вследствие чего правильно оценивались только отдельные элементы изображения.

При поражении ЛП также фиксировались негрубые ошибки в зрительно-конструктивной (выполнение рисунков) деятельности (в 25 % случаев). У детей младшего возраста они вообще не обнаруживались даже при поражении теменной области. После 10 лет выраженность нарушений рисунка становилась все более высокой, рисунки носили примитивный, упрощенный характер, при рисовании объемных фигур наблюдались пространственные ошибки. При этом сохранялся целостный графический образ, который обычно воспроизводился правильно. В целом нарушение рисунка чаще наблюдалось при поражении теменной области.

У детей старшего школьного возраста при поражении ЛП наблюдались нарушения зрительно-пространственных функций (в 13 % случаев): пространственного праксиса, копирования с переориентацией, определения времени на часах и т. д.

Ранние поражения ПП, проявившиеся на первом году жизни, приводят к грубому недоразвитию тех функций, для которых ПП является доминантным: зритель­но-пространственного восприятия, зрительно-конструктивной и различных других видов перцептивной деятельности. Нарушения перцептивных процессов у детей при поражении ПП проявляются, как правило, избирательно. Они могут возникнуть только в сфере лицевого гнозиса. При поражении заты­лочной области ПП больные не узнают своих родных, в менее тяжелых слу­чаях - жалуются на плохую память на лица.

Нарушение предметного гнозиса, но эти симптомы отличаются от возникающих левосторонних поражениях. При поражениях ПП ошибки носят обратный характер. Ребенок определяет гриб как настольную ­лампу, часы как телефон. Воспринимаемый объект дополняется «недостающими деталями». Нарушения предметного гнозиса при поражении ПП в целом возникают чаще, чем при поражении ЛП. Нарушения предметного гнозиса обнаруживались и при восприятии перечеркнутых фигур. При поражении ЛП отдельные детали воспринимались правильно, но возникали трудности в соотнесении их с другими признаками (детали не соотносились между собой и поэтому образ достраивался). При поражении ПП, наоборот, всплывали побочные, случайные связи, детали, не ориентированные на ведущий признак.

Поражения ПП проявлялись в феномене «левостороннего невнимания» - игнорировании стимулов, расположенных в левой части поля зрения. Ребенок мог игнорировать все стимулы, нахо­дящиеся в левой части поля зрения, в других случаях происходил распад целостного образа из-за игнорирования признаков, расположенных слева. Чаще всего игнорировались только крайние левые элементы.

Нарушения цветового восприятия фиксировалось в единичных случаях.

Не было нарушений узнавания животных (при наличии лицевой агнозии).

Нарушения перцептивных процессов при поражении ПП проявлялись и в сфере пространственных представлений ­– в трудности пространственной ориентировки.

В зрительно-конструктивной деятельности при выполнении ри­сунков наблюдались грубейшие нарушения, не сопоставимые с возникающими при поражениях ЛП. Так, при рисовании объемных фигур часто происходил сбой не только в пространственных пред­ставлениях, но и в зрительных образах в целом. Эти нарушения не ком­пенсировались при копировании, в отличие от левополушарных нарушений. Нарушение рисунка происходило в 47 % случаев и максимально проявлялось при поражении теменной области ПП. При поражении ПП возникают нарушения топологических представлений об объекте, а также нарушение представлений о перемещении и трансформации объекта.

В нарушении пространственных представлении у детей и взрослых обнаруживаются и некоторые различия. По-видимому, в детском возрасте ПП обеспечивает более широкий спектр пространственных представлений, чем у взрослых, и это приводит к тому, что при поражении ПП у детей страдают и проектив­ные представления, и представления о системе координат. У взрослых они страдают только при поражении ЛП, а у детей в равной степени возникают при поражении и ПП, и ЛП.

В целом можно говорить о том, что доминантная роль ПП в перцептивных процессах обнаруживается уже в дет­ском возрасте, и это проявляется в отсутствии особых различий в перцептивных нарушениях у детей младшего и старшего школьного воз­раста.

При поражении диэнцефальной области на первое место выходит нарушения предметного гнозиса, которые особенно отчетливо высту­пают при восприятии реалистических изображений (отличие от ЛП – большее нарушение восприятия схематических фигур; от ПП – восприятие схематических и реалистичных объектов страдает одинаково). Частота и степень выраженности нарушений перцептивной сферы при поражении диэнцефальной области значительно превосходят те же нарушения при поражении ЛП и практически не отлича­ются от поражений ПП. Наиболее часто эти расстройства возникали в возрасте до 10 лет.

В целом выраженность нарушения перцептивных процессов при очаговых поражениях мозга в детском возрасте значительно выше, чем нарушения речевых функций. При поражениях ПП эти нарушения встречаются чаще и выражены более отчетливо, чем при поражениях ЛП. В тех случаях, когда поражения ПП возникают на первом году жизни, они приводят к грубой патологии перцептивных процессов, которая незначительно регрессирует при дальнейшем развитии. Стойкий и жесткий характер зрительно-пространственных расстройств, наблюдаемых при ранних поражениях ПП, свидетельствует о достаточно ограниченных возможностях ЛП в их компенсации.