Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ипу.docx
Скачиваний:
3
Добавлен:
23.09.2019
Размер:
190.18 Кб
Скачать

18. Типология харизматического лидерства в концепции т. Карлейля.

То?мас Ка?рлейль(1795—1881). британский писатель, историк и философ шотландского происхождения, автор многотомных сочинений «Французская революция» (1837), «Герои, почитание героев и героическое в истории» (1841), «История жизни Фридриха II Прусского» (1858-65). Исповедовал романтический «культ героев» — исключительных личностей вроде Наполеона, которые своими делами исполняют божественное предначертание и двигают человечество вперёд, возвышаясь над толпой ограниченных обывателей. Известен также как один из блестящих стилистов викторианской эпохи.

Карлейль высмеивает "свободу и равенство"; он презрительно относится к "баллотировочным ящикам", то есть избирательным урнам, "всеобщему голосованию"; он высокомерно смотрит на "толпу" и т. д. Карлейля забот вопрос существования Бога, и он отвечает на него отрицательно, однако ищет зачатки Всевышнего в лидерах — героях. Так, он находит испепеляющий свет истины в своих героях-божествах, героях-пророках, героях- поэтах, героях-пастырей, героях-писателей и героях-вождях. У Карлейля существует две секты: секта тружеников и секта щеголей. До сих пор нам приходилось быть свидетелями лишь отдаленных и, во всяком случае, незначительных последствий их вражды. Но основные принципы этих сект, с одной стороны, принцип щегольского самообожания, а с другой -- трудового поклонения земле, коренятся в жизни человечества и рано или поздно приведут к жестокому столкновению. В устах Карлейля парламентаризм бессилен разрешить основную общественную проблему, проблему установления, как он выражается, Царства Божьего на земле; ее может разрешить, по его мнению, только герой, самый способный человек. Аристократия и демократия у Карлейля также имеют свое особенное значение. Аристократия -- это все лучшее, благороднейшее, все отважное; то же, что мы обыкновенно считаем аристократией, он представляет нам в виде секты щеголей; это люди, которые берут от мира заработную плату, но не делают дела, возлагаемого на них. Демократия воплощает в себе, так сказать, все отрицательные элементы, ниспровергающие рутину и отжившие порядки; но на этом она не может остановиться; в дальнейшем своем развитии она должна выдвинуть положительные, созидающие принципы, должна найти своего героя или своих героев, которые и образуют настоящую аристократию. Мы уже выше заметили, что труду Карлейль придает религиозное значение: труд человека и есть его религия, его образ поклонения.

19. Условия становления «героической личности» в трактовке т. Карлейля.

То?мас Ка?рлейль(1795—1881). британский писатель, историк и философ шотландского происхождения, автор многотомных сочинений «Французская революция» (1837), «Герои, почитание героев и героическое в истории» (1841), «История жизни Фридриха II Прусского» (1858-65). Исповедовал романтический «культ героев» — исключительных личностей вроде Наполеона, которые своими делами исполняют божественное предначертание и двигают человечество вперёд, возвышаясь над толпой ограниченных обывателей. Известен также как один из блестящих стилистов викторианской эпохи.

В 1841 году Томас Карлейль опубликовал книгу: Герои, культ героев и героическое в истории / On Heroes, Hero Worship, and the Heroic in History. Автор считал, что: «В каждой эпохе мировой истории мы обнаруживаем Великого Человека, которого можно назвать её спасителем, той искрой, из которой разгорается пламя. История мира была биографией великих людей». К таковым он относил: Наполеона, Кромвеля, Фридриха II, Шиллера, Гёте. А массы не должны соблазняться ложными героями, и ими должны руководить люди высшего порядка. Если же героическое начало в обществе ослабевает, неумолимо начинают действовать разрушительные силы народа, проявляющиеся в восстаниях и революциях (он отрицательно относился к Французской революции: «Всякую революцию задумывают романтики, осуществляют фанатики, а пользуются её плодами отпетые негодяи»), пока общество вновь не обнаружит в себе «истинных героев». Карлейль, что "жизнь всякого истинного вождя человечества должна заключаться в полной свободе ломать мир по произволу и совершать свой благотворный путь посреди раболепных изъявлений восторга со стороны покорного человечества"... "Горе ему (герою), если он обратит повиновение людей в оружие своих корыстных целей; горе ему, если он отступит от необходимости принять мученический венец за свои убеждения; горе ему, если он посмотрит на жизнь, как на источник радостей или на поле для своего возвышения! Настоящий герой -- всегда труженик... Его высшее звание -- слуга людей. Бывают времена, когда "все" становятся до известной степени героями, когда вся "масса" нравственно приподнята, когда она подхватывает даже людей совсем отсталых и трусливых и увлекает их за собой; такой "массой" можно мотивировать свои поступки, не рискуя впасть в противоречие с печными идеалами правды и истины и дойти до мечтания о пошлом мещанском благополучии. Но гораздо чаще бывают иные времена, когда серенькая будничная масса, всецело погруженная в житейские заботы, не только не может воодушевлять человека своим примером, своими желаниями и стремлениями, а, напротив, отымает у него "пыл души", расхолаживает стремление к идеалу и принижает до себя. Такую "массу" человек не может поставить во главе дела и своего нравственного идеала, и он ищет иной опоры. Карлейль указывает ее: это -- личность, это -- герой.

Для Карлейля существуют определенные условия становления героических личностей. Время призывает героев к действию. Сила ему дается из рук Божьих. Героев объеденяет одно — они все искренне стремяться к воплощению своих мечтаний. Первый типа героя — герой-Бог, скандинавский бог Один, верховный бог в скандинавской мифологии, бог мудрости, знаток рун и сказов, бог победы и покровитель воинов. Как и вся скандинавская мифология, бог Один — творение одного великого человека мага, волшебника, шамана, а прототипом один и был этот самый мудрец. Согласно мифам, бог Один, также является изобретателем письменности, стихов, что показывает что образ Одина складывался на протяжение десятилетий и даже столетий. Каковы условия становления бога? Непосредственно расказчик об образе Одина, о чудесах закрытых в недрах природы, о появление земли, о битвах между богами, должен был невероятно много знать. Тут и традиционные мифы, и географические познания и многое другое, что позволило ему снискать авторитет, а позже и самому воплотиться в Бога. Первое условиестановления героической личности — огромный багаж знаний, мудрости и философии.

Герой как пророк. Рассказывая о пророке из Мекки, Карлейль подмечает его упорство в деле проповеди нового отношения к Богу, нового отношения к жизни. Изначально, пророк был из знатной семьи, одной из самых почетаемых в Мекке, и потому религиозная проповедь, противоречащая традициям была бы смертным приговором для него, он это понимал, но всетаки выступил с проповедью. Ему, естественно никто не внимал. В качестве испытания пророк покинул город непонимающих его слово. Но всеже он смог вернуться, дабы продолжить своё дело. Мухаммед остается верным своей идеи и в трудный период служения вдове, когда не смотря на мнение окружающих берет её в жены, и во многих других ситуациях. Для Карлейля условие становление героической личности тут выступает непоколебимая целеустремленность, и верность своим идеалам.Третий герой — герой-поэт. Тут, обсуждая Данте и Шекспира, которые прошли тяжелую школу жизни, но смогли внести в мировую культуру новое. Так, Карлейль пишет «Данте дал нам веру или душу, Шекспир не менее величественным образом дал нам практику и тело». О поэте Карлейль пишет следующее: «Поэт носит в себе бесконечность» «Поэт устремляет внимание читателя на все то, что считается истинно прекрасным. Третьем условием становления героической личности является усердие в деле перенесения красоты мира в умы людей, путем мучений в познание себя как у Данте, или путем скитаний и изучение мира у Шекспира. Четвертый герой — герой как пастырь. Пастырь до известной степени пророк, он носит в своей груди свет вдохновения. Примеры Лютера и Нокса — примеры стойкого неприятия искажения духовных ценностей. Бунтарское начало в Ноксе безусловно сильнее, чем в Лютере, однако они оба — отцы-реформаторы, изменившие способ общения человека с Богом. Они — первооткрыватели Божественного в человеке и приход в этот мир их был просто неизбежен. Лютер, с самого раннего возраста, испытывал жажду к Божественному слову, и ему были даны знаки свыше. Вдохновленный Божественным проявлением Лютер вел борьбу против клеркиального залелия в душах богослужителей. Он нес свет нового понимания, скрытого в учении, но открытого для всех и каждого. Нокс, изменив политическую обстановку в стране тем не менее не стал крупным политическим деятелем, а так и остался в своём одиноком приходе. Четвертое условие становления героической личности — служение делу истины.Пятый герой. Герой как писатель. Джонсон, Руссо, Бернс. Герой-писатель продукт современности для Карлейля. Он, как и все предыдущие герои искренен, его жизнь — частица жизни самой природы. Герой-писатель проходит все трудности и испытания современной Карлейлю эпохи, эпохи разрозненных умов, искушений и неопределенности. Но писатель — свет истины. Основная задача его разобраться в себе самом и донести пути спасения до людей. Шестое условие героической личности — определение истины в самом себе, и преподнесение этого света, подобно Данко, остальным.Шестой герой Герой как вождь. Кромвель и Наполеон.