Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ИППУ.docx
Скачиваний:
11
Добавлен:
21.09.2019
Размер:
183.34 Кб
Скачать

17. Возникновение и развитие политико-правовых доктрин в России (Илларион, Нестор, Владимир Мономах, Даниил Заточник). Российская политико-правовая мысль XV - XVI вв. Концепция "Москва-Третий Рим".

Илларион (сер. XI в.) в своем произведении «О Законе и Благодати» дал анализ политико-правовых явлений современной ему Руси.

В первой части произведения он описал различия между понятиями «закон» и «истина»:

- закон - внешнее установление - предписание, регулирующее насильственными методами поведение человека в обществе;

- истина - высоконравственное состояние человека, не нуждающегося в силу своего совершенства в регулятивном действии закона.

Вторая часть произведения посвящена описанию государственно-правовой системы Руси:

- князь являлся единственным главой государства;

- источник власти князя - воля Бога;

- цель правления князя - обеспечение интересов своих подданных;

- основа правления князя - закон, справедливость и доброта.

Третья часть «Слова» дает представление о задачах, стоящих перед Русью:

- обеспечение мира с соседними странами;

- формирование сильного государств;

- организация хорошего управления внутри государства.

Нестор (нач. XII в.) в произведении «Повесть временных лет попытался ответить на 2 вопроса:

- «откуда есть пошла Русская земля»;

- насколько обоснованным и правомерным явилось занятие русского престола Рюриковичами.

В качестве ответа на оба вопроса Нестор приводит теорию о приглашении норманнов Рюрика, Синеуса и Трувора к правлению Русью.

Эта договорная теория давала доказательство законного происхождения власти Рюриковичей.

Внутреннюю организацию государства Нестор представлял так:

- князь - единственный глава государства действовал на основе решений, принятых совместно с дружиной. - дружина - совещательным органом при князе формировалась представителями военной знати и старейших мужей.

Совместно князь и дружина вырабатывали план действий по управлению государством. Наряду с задачами по - обеспечение высокого уровня отправления правосудия.

Владимир Мономах, княживший в 1113-1125 гг., в произведениях «Поучение детям», «Послание Олегу Черниговскому» и «Повествование» рассматривает проблемы происхождения и организации верховной власти, вопросы правосудия и международных отношении.

Политическая доктрина Мономаха:

- наилучшая форма правления представлена в виде правления князя, опирающегося на дружину;

- идеальный правитель - князь, наделенный умом, чувством справедливости, доброты и верности словам.

В сфере судоустройства Мономах призывал:

- судить по закону, справедливо, но милостиво;

- судить на основе принципа равенства перед законом;

- искоренять беззаконие;

- отменить смертную казнь.

В сфере взаимоотношений Церкви и государства Мономахом было сделано предложение о том, что государство должно заботиться о Церкви и ее служителях.

В сфере международных взаимоотношений Мономах выступал с идеей равенства всех народов; высказывал мысли об ответственности военных перед мирным населением, которое не должно страдать от военных действий между князьями.

Даниил Заточник представил новую политико-правовую концепцию, которая заключала в себе следующую схему государственного устройства:

- князь был единым главой государства;

Дума являлась совещательным органом при князе. Дума формировалась из людей, обладающих умом, а не богатством или солидным возрастом. Члены Думы представляли различные сословия.

Даниил давал критический анализ современной политической обстановки на Руси. Он выделял следующие негативные черты современной ему общественной жизни: боярское беззаконие; корыстолюбие управляющих князя; неправедное поведение духовенства.

Основой для решения всех проблем внутри государства Даниил видел правление мудрого князя.

Политическая концепция Филофея "Москва – третий Рим"

Автор теории, вошедшей в историю политической мысли под названием "Москва – третий Рим", был иосифлянином по своей идеологической направленности. Его учение развивало и уточняло главные иосифлянские идеи о природе царской власти, ее назначении, взаимоотношения с подданными и церковной организацией.

Много внимания он уделял теме о божественном происхождении царской власти. Многократно обращается Филофей к описанию образа держателя верховной власти, разрешая его традиционно. Царь строг ко всем, кто отступает от "правды", но заботлив и справедлив в отношении всех своих подданных, в его обязанности входит утешать "плачущих и вопиющих... избавлять обидимых от руки обидящих".

В своих Посланиях Филофей поднялся до понимания исторических перспектив политического развития России, видел и понимал значение объединительной политики и ее ближайших и отдаленных последствий. Анализ современных мыслителю исторических событий, определивших судьбу его родины в острополитической ситуации конца XV – начала XVI в., приводит автора к мысли, что именно сейчас и наступил тот момент, когда Россия стала объектом высшей провиденции. Ее судьба не может представляться религиозному мыслителю отдельно от судьбы православия. Только верное православию государство может быть объектом промысла божия, и в данный момент, считал Филофей, есть все доказательства, что им стала Россия: ныне "вся христианские царства попраны от неверных... придоша в конец и снидошася во едино царство нашего государя". И произошло это в осуществление древних пророчеств: "два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти".

Некоторые исследователи усматривали в идее провиденциализма элементы агрессии, выражение желания распространения влияния России, в той или иной форме, на другие страны. Подобное толкование доктрины Филофея неоправданно. Несомненно, православие представлялось мыслителю единственной истинной верой, обеспечивающей человеку путь к спасению, а государству – к процветанию.

Теория Филофея "Москва – третий Рим" получила большое распространение, она неоднократно воспроизводилась средствами живописи, включалась в состав храмовых росписей и других эпохальных живописных и литературных произведений и была усвоена русским общественным мнением. Отдельные ее формулы воспроизведены в чине венчания Ивана IV на царство, и в этом плане вполне возможно считать ее доктриной, получившей официальное признание.