Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ответы для гос. экз. по психол. для 202-5а .docx
Скачиваний:
33
Добавлен:
07.09.2019
Размер:
381.61 Кб
Скачать

Компоненты психологической готовности ребенка к школе

В качестве основных компонентов психологической готовности к школьному обучению выделяются: личностная готовность, развитие произвольной сферы (волевая готовность) и интеллектуальная готовность.

Личностная готовность к школьному обучению. Успешность школьного обучения во многом определяется тем, насколько ребенок хочет учиться, стать учеником, ходить в школу. По мнению Л.И.Божович, ребенок, готовый к школе, хочет учиться потому, что у него уже есть две потребности: потребность занять определенную позицию в обществе людей, а именно позицию, открывающую доступ в мир взрослости (социальный мотив учения), и познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома. Сплав этих двух потребностей способствует возникновению нового отношения ребенка к окружающей среде, названного внутренней позицией школьника (см. т.2.3), которая является важнейшей составляющей личностной готовности к школе. Первое, на что следует обратить внимание, - это наличие у ребенка выраженного интереса к учению, к приобретению знаний, умений и навыков, к получению новой информации об окружающем мире. Этот интерес онтогенетически вырастает из естественной любознательности детей 4-5-летнего возраста (возраст «почемучек»), прямо зависит от полноты удовлетворения этой потребности ребенка со стороны взрослых.

Познавательная потребность относится к разряду так называемых «ненасыщаемых», важнейшая особенность состоит в том, что чем больше удовлетворяется соответствующая потребность, тем сильнее она становится.

Опросы детей, неоднократно проводившиеся в детских садах, показали, что большинство детей стремятся пойти в школу. Такое желание связано с кризисом развития, с тем, что ребенок начинает осознавать свои возросшие возможности. Он психологически перерастает игру, и положение школьника выступает для него как ступенька к взрослости, а учеба – как ответственное дело, к которому все относятся с уважением.

В.С.Мухина показывает, что конечно, не только возможность учиться привлекает детей. Для них большой притягательной силой обладают внешние атрибуты школьной жизни: сиденье за партами, портфель, учебники, звонки, перемены и др. Интересы такового рода менее важны, но и они имеют положительное значение, выражая общее стремление ребенка изменить свое положении е среди других людей.

Личностная готовность предполагает определенный уровень развития мотивационной сферы, а именно, наличие способности соподчинять мотивы поведения.

Существуют и другие показатели готовности ребенка к школьному обучению, характеризующие его личностную сферу. Так в исследовании Е.Е.Кравцовой [5] выделяются три стороны взаимодействия ребенка с окружающим миром (поэтому часто их считают характеристиками социальной или социально-психологической готовности):

  • отношение к взрослому;

  • отношение к сверстнику;

  • отношение к самому себе.

Рассмотрим каждую из сторон в отдельности.

Выделить не формальные, а содержательные аспекты учения ребенку помогает учитель. Однако для того, чтобы учитель мог выполнить эту функцию, ребенок должен быть готов вступить с учителем в отношения нового типа. Эта форма отношений ребенка со взрослым получила название внеситуативно-личностного общения [6]. Ребенок, владеющий этой формой, выполняет задания взрослого вне зависимости от конкретной ситуации, на указанные ошибки реагирует по-деловому, старается как можно быстрее их исправить, внеся в работу необходимые изменения. При таком отношении к учителю дети способны вести себя на уроке в соответствии со школьными требованиями: не отвлекаться, не выплескивать свои эмоциональные переживания и т.д.

Не менее важной стороной взаимодействия ребенка с окружающим миром является его способность устанавливать отношения сотрудничества с другими детьми. Умение успешно взаимодействовать со сверстниками, выполнять совместные учебные действия имеет большое значение для освоения полноценной деятельности, которая по сути своей является коллективной.

Готовность ребенка в личностной сфере также предполагает определенное отношение к себе. В самосознании ребенка в это период, как подчеркивал Л.С.Выготский, впервые происходит открытие своих переживаний, «интеллектуализация аффекта» (см. тему 2.3). Такое новообразование является важным при овладении учебной деятельностью, поскольку ребенок сможет оценивать свое поведение, регулировать им, адекватно относиться к результату своей работы.

Волевая готовность. Школьная жизнь требует от ребенка соблюдения большого числа правил. Им подчинено поведение учеников на уроке (нельзя шуметь, разговаривать с соседом, заниматься посторонними делами, нужно поднимать руку, если хочешь что-то спросить и т.д.), они служат для организации учебной работы ребенка, регулируют отношения учеников между собой и учителем. Поэтому особое место в изучении проблемы готовности к школе должно уделяться развитию произвольного поведения.

Д.Б.Эльконин считал, что произвольное поведение рождается в коллективной ролевой игре, позволяющей ребенку подняться на более высокую ступень развития, чем игра в одиночку. Коллектив корректирует нарушения в подражании предполагаемому образцу, тогда как самостоятельно осуществить такой контроль ребенку бывает очень трудно.

Способность подчиняться правилам и требованиям взрослого, умение работать по образцу основные показатели сформированности произвольного поведения. Его развитие Д.Б.Эльконин считал наиболее важной составляющей готовности к школе.

Под руководством Д.Б.Эльконина был проведен следующий широко известный эксперимент. Взрослый просил разобрать кучу спичек, перекладывая их по одной в другое место. Затем экспериментатор уходил, оставляя ребенка одного в комнате. В эксперименте участвовали дети 5, 6 и 7 лет. Оказалось, что более старшие дети, готовые к школьному обучению, скрупулезно выполняли эту совершенно непривлекательную и в целом бессмысленную работу (ведь они договорились об этом со взрослым). Дети помладше, не готовые к школе, некоторое время после ухода экспериментатора продолжали это занятие, но затем начинали играть со спичками, что-то строить из них или просто отказывались от работы. Для таких детей в ту же экспериментальную ситуацию вводилась кукла, которая должна была присутствовать и наблюдать за тем, как ребенок выполняет задание (оставляя ребенка в комнате, экспериментатор говорил: «Я сейчас уйду, а Буратино останется»). Поведение детей при этом менялось: они посматривали на куклу и старательно выполняли данное взрослым задание. Введение куклы заменило детям присутствие контролирующего взрослого и придало этой ситуации новый смысл.

Этот эксперимент показывает, что за выполнением правила лежит система отношений между ребенком и взрослым. Сначала правила выполняются в присутствии и под непосредственным контролем взрослого, затем с опорой на предмет, замещающий взрослого, и, наконец, правило становится внутренним регулятором действий ребенка и он приобретает способность самостоятельно руководствоваться правилом. Это является свидетельством готовности к школьному обучению.

М.В.Гамезо отмечает [1, с.98], что к моменту поступления в школу происходят существенные изменения в волевой сфере: ребенок способен принять решение, наметить план действия, проявить определенное усилие при преодолении препятствий, оценить результаты своего действия. Значительно возрастает произвольность движений, которая проявляется и в преднамеренном выполнении задания, и в способности побороть непосредственное желание, отказаться от любимого занятия ради выполнения необходимого поручения.

Интеллектуальная готовность к школьному обучению. С поступлением в школу ребенок приступает к систематическому изучению наук. Это требует определенного уровня развития познавательных процессов. Как отмечает Е.П.Ильин, это степень дифференцирования восприятий, наличие аналитического мышления (способность устанавливать связи между основными признаками и явлениями, способность воспроизвести образец), рационального подхода к действительности (ослабление роли фантазии), логической памяти, владение на слух разговорной речью, понимание и применение символов [4, c.262].

И.В.Дубровина отмечает, что ребенку необходимо владеть определенными средствами познавательной деятельности (сенсорными эталонами, системой мер), осуществлять основные мыслительные операции (уметь сравнивать, обобщать, классифицировать объекты, выделять их существенные признаки, делать выводы и пр.) [3, с.366].

Интеллектуальная готовность предполагает также наличие умственной активности ребенка, достаточно широкие познавательные интересы, стремление узнавать что-то новое.

Познавательные интересы складываются постепенно, в течение длительного времени и не могут возникнуть сразу при поступлении в школу, если в дошкольном возрасте их воспитанию не уделяли достаточного внимания. Исследования показывают, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют к концу дошкольного возраста недостаточный объем знаний и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствуют желание и привычка думать, решать задачи, прямо не связанные с какой-либо интересующей ребенка игровой или житейской ситуацией. Для преодоления интеллектуальной пассивности требуется углубленная индивидуальная работа с ребенком.

В учебнике Р.С.Немова [7, c.97] выделяются показатели сформированности познавательных процессов, определяющих готовность к обучению, а именно:

  • развитость восприятия проявляется в его избирательности, осмысленности, предметности и высоком уровне сформированности перцептивных действий;

  • внимание детей к моменту поступления в школу должно стать произвольным, обладающим нужным объемом, устойчивостью, распределением, переключаемостью;

  • для того, чтобы ребенок мог хорошо усваивать школьную программу, необходимо, чтобы его память стала произвольной, чтобы ребенок располагал различными эффективными средствами для запоминания, сохранения и воспроизведения учебного материала.

  • воображение: каких-либо проблем, связанных с развитостью этого процесса, при поступлении в школу обычно не возникает, так что почти все дети, много и разнообразно играя в дошкольном возрасте, обладают хорошо развитым и богатым воображением. Основные вопросы могут возникнуть по поводу способности регулировать образные представления, через произвольное внимание, а также усвоения абстрактных понятий, которые вообразить и представить ребенку, как и взрослому человеку, достаточно трудно;

  • мышление должно быть развито и представлено во всех трех основных формах: наглядно-действенной, наглядно-образной и словесно-логической.

Наряду с рассмотренными выше компонентами психологической готовности (личностной, волевой, интеллектуальной) некоторыми авторами [7, с. 98] также выделяются:

- речевая готовность: проявляется в умении детей пользоваться словом для произвольного управления поведением и познавательными процессами; не менее важным является развитие речи как средства общения и предпосылки к усвоению письма;

- мотивационная готовность: потребность в достижении успехов, соответствующие самооценка и уровень притязаний. Потребность достижения успехов у ребенка должна доминировать над боязнью неудачи. В учении, общении и практической деятельности, связанных с испытаниями способностей, в ситуациях, предполагающих соревнование с другими людьми, дети должны проявлять как можно меньше тревожности. Важно, чтобы их самооценка была адекватной, а уровень притязаний был соответствующим реальным возможностям, имеющимся у ребенка.

Рассматривая проблему психологической готовности ребенка к школе, можно сказать, что однозначного решения о слагающих компонентах нет. Но многие ведущие специалисты считают, что ориентироваться надо на новообразования, на то, что составляет завтрашний день развития, а не на то, что уже сложилось у ребенка, что он может делать самостоятельно.

«Педагогика – писал Л.С.Выготский, - должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Только тогда она сумеет вызвать в процессе обучения к жизни те процессы развития, которые сейчас лежат в зоне ближайшего развития» (Выготский Л.С. Собр. Соч. – М., 1982. – т.2. -.С.251).