Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
телефон.doc
Скачиваний:
9
Добавлен:
19.08.2019
Размер:
430.59 Кб
Скачать

Установка на изучение

Чтобы быть в состоянии помочь во время диалога, я работаю с эмпатией и вербализацией. Когда я понимаю что-то эмпатично, я выражаю это в словах и “возвращаю” моему клиенту. Такая “вербализация эмоциональных переживаний” (примечание 1) особенно важна для клиента. “Эмпатию и вербализацию” или “вербализацию эмоциональных переживаний” можно заменить простым словом “отражение”, или, более точно, “эмпатическое отражение”. Я отражаю наиболее важные утверждения моего клиента. Это отражение эмпатическое, многослойное и может идти очень глубоко: я становлюсь живым человеческим зеркалом для моего клиента. Однако я не отражаю поверхностно или внешне, как зеркальное стекло. Я облекаю в слова то, что мой клиент не может (еще) ясно сказать. Благодаря моему эмпатическому отражению, он учится видеть себя более ясно и более сложно и может осознать и принять как свои глубокие качества, так и поверхностные аспекты. Прежде всего, я отражаю (порядок важен!):

  • Чувства и эмоции. Например, с понятием “отца” у дочери связаны различные и часто противоречивые чувства, как ясные, так и менее ясные, сильные и едва ощутимые эмоции.

  • Желания и цели. Например, по отношению к отцу дочь часто имеет различные и противоречивые, определенные и неясные, большие и малые желания.

  • Стандарты и оценки. Это придает форму чувствам, мыслям и поведению человека. Например, дочь часто имеет неясные, многослойные и, более того, бессознательные стандарты по отношению к своему отцу. Кроме того, они различаются по важности.

Происходящее во время эмпатического отражения соответствует образу резонирующей деки. Деревянный корпус скрипки представляет собой резонатор для струн. Его функция — заставить струны звучать яснее и громче. Кроме того, он делает слышимыми обертоны, нюансы и полутона. Качество скрипки зависит в основном от ее корпуса. Он делает слышимыми тонкие штрихи касания струн смычком, но, сам не добавляет ничего. Нечто подобное происходит при эмпатическом отражении: тот, кто отражает, похож на резонатор для своего партнера.

Объяснение

Карл Роджерс и Рейнхард Тауш признали и объяснили в деталях крайнюю важность эмпатии и вербализации в терапевтическом диалоге, но уже Зигмунд Фрейд подчеркивал важность отражения. “Врач.., как зеркало, не должен показывать ничего, кроме того, что показано ему” (примечание 2).

Почему эмпатическое отражение так важно для клиента?

Важными причинами являются следующие:

  • Клиент может изложить свою проблему во всех деталях, что само по себе принесет облегчение и предварительно прояснит дело (см. главу “Систематическое слушание”).

  • Клиент чувствует, что его понимают и принимают во всем, что бы он ни сказал, а также у него есть возможность исправить, если что-то понято неверно (см. главу “Принятие и позитивное отношение”).

  • Клиент находит путь к себе, к своей истинной сущности, к большей “подлинности и личной конгруэнтности” (см. соотв. главу).

  • Клиент обретает свободу и мужество делать дальнейшие высказывания, уменьшаются страх и самозащита (см. главу “Защита и защитные механизмы”).

  • Клиент достигает большей автономии и личной ответственности и, таким образом, становится независимым от окружения и своего терапевта. Клиент “обращается со все возрастающей интенсивностью к собственному субъективному опыту, потому что все больше чувствует себя ответственным за самого себя. Он воздерживается от перекладывания решения своих проблем на других. Он все больше убеждается в том, что в состоянии сделать это сам” (примечание 3).

  • Клиент идет по пути самопознания: он исследует свои чувства и эмоции, желания, цели и т.д. Он видит себя как бы отраженным в зеркале и затем может работать над тем, что видит. У клиента прибавляется сил, чтобы исцелить самого себя.

  • Клиент воспринимает себя как партнера терапевта, соратника в терапевтическом процессе, наделенного равными правами.

  • Клиент обнаруживает в себе конструктивные перемены. На это указывают многие эмпирические исследования и серия тестов (примечание 4).

Отражение полезно и важно не только для клиента, но и для терапевта. Если он работает с эмпатией и вербализацией, значит, он знает, как применить на практике систематическое слушание, полностью принимает клиента и уважает его, помогает ему достичь большей подлинности и идентичности, большей автономии и ответственности за себя, поощряет к самопознанию и самоисцелению.

Эмпатическое отражение защищает терапевта от “опасностей и пороков, присущих диалогу” (см. соотв. главу), более того, не дает ему употреблять власть (доминировать) и брать на себя слишком много ответственности. Благодаря отражению, он показывает, что сам работает в партнерстве с клиентом.

Эмпатическое отражение “эмоциональных переживаний” особенно важно и требует дальнейших объяснений, так как может создать множество потоков враждебных чувств и эмоций. Профессионалы в данной области обычно соглашаются с тем, что люди, как правило, сильно зависят от своих эмоций и обычно не настолько разумны и рациональны, как заявляют или какими бы они хотели быть. Так как чувства часто являются причиной и, стоящей за человеческими мыслями и поступками движущей силой, то прежде всего именно сфера чувств клиента должна быть вербализована. Таким путем мы стремимся к цели психоанализа и психотерапии, т.е. то, что полуосознанно или неосознанно, должно стать осознанным. В хорошо известном высказывании Зигмунда Фрейда говорится: Там где есть “ид”, должно быть и “эго”. Бессознательное “ид” и сознательное “эго” не должны отделяться и бороться друг с другом, но скорее должны стать живым целым. Сердце и голова должны сосуществовать в живой взаимосвязи, чтобы сделать как можно меньшей опасность того, что Паскаль формулировал как “сердце имеет свои мотивы, о которых разуму не дано знать”. Следующие фразы проясняют значение вербализации и возрастания осознания чувств: “Мы заболеваем не от отсутствия мыслей или мудрости, но гораздо больше из-за неспособности чувствовать и переживать чувства... Чем больше интенсивность чувства, тем богаче становится жизнь, разнообразнее участие в мире, а также личная способность любить и вовлекаться во взаимоотношения... тот, кто не способен чувствовать, не понимает ни себя, ни других”, (примечание 5).

Поэты всегда подчеркивали значимость чувств для человечества и им удалось выразить эту истину чрезвычайно выпукло и запоминающимся образом:

“Чувство — это все. Что тебе в имени?” (Гете, примечание 6)

“Если ты не чувствуешь, то и не поймешь этого” (Гете, примечание 7)

“Подлинность чувств — дар Божий и великое достояние: богатство и честь ничто в сравнении с этим” (Маттиаш Клаудиус).

“Мы выживаем только благодаря нашим бедным, прекрасным, возвышенным чувствам, а всякая несправедливость, которую мы совершаем, равносильна погашенной нами звезде” (Герман Гесс, примечание 8).