Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Конспекты (СМО).docx
Скачиваний:
30
Добавлен:
29.07.2019
Размер:
285.43 Кб
Скачать

Переубедить Россию

Слишком глупо надеяться, что Океан объявят зоной мирного пользования «ради науки», как Антарктиду. Полная демилитаризация также невозможна, т.к. Океан для США и России представляет стратегический интерес.

Чтобы задобрить Россию, международное сообщество может предпринять несколько мер. И РФ, и НАТО должны свети к минимуму свое присутствие в Океане. Москва, в свою очередь, также должна пойти на уступки, быть более открытой и честной по поводу своих намерений в Океане. Россия и др. арктические гос-ва должны обсудить все военные вопросы, и развивать сотрудничество и взаимодействие друг с другом.

Iran's struggle. The regime tightens its belt and its fist

Тяжелые времена для Ахмадинеджада: внутренние и международные проблемы.

Долгое время нефтяные доходы (около 10%ВВП) позволяли Ирану жить на широкую ногу: около 100 миллиардов долларов государственных денег ежегодно тратилось на субсидирование цен на бензин, газ и электричество, а также некоторых продуктов питания, например муки и масла. Для миллионов иранцев это была очень существенная помощь. Хотя и доходило до абсурда: всех приезжающих в страну иностранцев удивляло, с какой щедростью иранцу жгут электричество и отапливают свои дома, на что последние отвечали: «ну и что же, у нас есть нефть!». Однако эти прекрасные дни закончились. Ахмадинеджад заявил о сокращении субсидий – фактически, это самая масштабная и самая рискованная реформа трех последних десятилетий. На следующий же день цены на бензин подскочил на 75%, а на дизельное топливо – на 2000%. На улицах резко поубавилось количество машин (все экономят!), зато прибавилось полиции (власти опасались недовольных). Ожидается, что цены на ЖКХ – электричество и воду – также будут продолжать расти. Подорожавшее топливо сделало и более дорогостоящим любое производство, в том числе - продуктов питания, в первую очередь хлеба (некоторые виды подорожали в 4 раза!). Правительство Ахмадинеджада поспешило заверить население, что часть субсидий вернется к ним в виде «живых» денег на банковские счета беднейших категорий граждан, однако мало кто считает, что это реально поможет иранцем справиться с подорожанием уровня жизни. Некоторым приходится перебираться в более дешевое и менее затратное жилье, реже пользоваться бытовыми приборами (стиральными машинами, например), и т.д. Правительство намерено потратить часть сэкономленных на реформе денег на строительство жилья и инфраструктуры, уверяя иранцев, что 60% населения жить станут лучше в результате реформ, а лишь 40% зажиточных иранцев – тем, кто привык тратить, не считая, придется затянуть пояса. В первые же три дня реформы энергопотребление сократилось на 11% по стране – и тысячи литров бензина были сэкономлены. Однако результатом общего подорожание топлива станет рост цен на все продукты производства, и, как следствие, инфляция, которую правительство не сможет долго сдерживать.

Очевидно, что экономические проблемы требуют мудрого руководства, однако Ахмадинеджад – это не самый лучший вариант. Большую часть своего президентского (уже второго!) срока он потратил на борьбу со своими политическими противниками. Протесты по поводу спорного переизбрания Ахмадинеджада в 2009г. были жестоко подавлены, оппозиция затаилась, все, что они могут делать – это печатать обращения в Интернете. Арестовываются вольномыслящие журналисты и деятели культуры.

Более того, на страну растет международное давление в отношении ее ядерной программы. Санкции, введенные против Ирана, должны заставить его не только отказаться от развития какой-либо ядерной энергетики, но и дать свободу действий оппозиции. Плюс, США делают все возможное, чтобы весь остальной мир отказался вести дела с Ираном – бойкотировал иранские компании, создавал препятствия иранским товарам на таможнях, не продавал Ирану бензин (сам Иран продает сырую нефть, которую потом перепокупает в виде бензина!) и т.д. Однако для таких государств, как Китай – основной покупатель иранской нефти, Вашингтон не указ. И все же для поддержания энергобаланса Ирану необходимо стать самодостаточным (аргумент используется для обоснования своей ядерной программы: она нужна для развития мирной ядерной энергетики. Весь остальной мир считает, что Иран хочет создать ядерную бомбу). Однако собственное иранское нефтехимическое и нефтеперерабатывающее производство не дает нужного качества бензина и очень сильно загрязняет воздух.

Ахадинеджада критикуют за то, что во время его пребывания на посту президента государство ужесточило свой контроль над жизнью граждан, стало боле авторитарным. Либеральная партия была запрещена. Совету стражей исламской революции принадлежит весь контроль за нефтяными и другими ключевыми производствами. Многие частные университеты перешли под контроль государства. Культура – кино, телевидение, печать – удел лишь тех, кто поддерживает государственную пропаганду.

Эксперты подчеркивают, что политика по международной изоляции Ирана, проводимая Вашингтоном, лишь укрепляет в стране позиции сторонников авторитаризма, с которыми Америка и борется всеми силами.

Несомненно и то, что то пока Иран может продавать нефть по высокой цене, он будет гнуть свою линию, не оглядываясь ни на Запад, ни на оппозицию. Однако существует и риск, что число недовольных в стане будет расти.

Less than zero

Статья о том, почему ядерное разоружение не просто бесполезно, а весьма вредно. Отражает точку зрения неоконсерваторов.

Сейчас очень многие выступают за разоружение (элиты, сам Обама). Программа «Глобального нуля» - полное уничтожение ЯО по всему миру. Ее сторонники утверждают, что это единственный способ угрозу распространения и ядерного терроризма.

Авторы статьи уверены, что это не будет реализовано в любом случае.

Почему это бесполезно? Поведение неядерных гос-в в этой сфере никак не зависит от поведения тех, кто обладает ЯО. История это подтверждает: те, кто получил или хотел получить ЯО после изначальной пятерки (Индия, Пакистан, Израиль, Ирак, КНДР), руководствовались региональными интересами, чаще всего они опасались превосходства соседей в конвенциональных вооружениях. ЯО – страховка. Как показывает пример КНДР, ядерная программа может принести ощутимые выгоды (привлечение внимания, шантаж, получение профита за отказ от разработок). Плюс это престижно.

Идея, что have-nots вооружаются, потому что haves не разоружаются – бред. Если взглянуть на развитие ситуации, все наоборот: США и Россия уже сократили на 70%. Подтверждают примеры Ливии, которая в 2003 отказалась от разработок, видя, как США расправились с Саддамом, и Ирана, который в 2003 приостановил программу, но затем возобновил ее, т.к. решил, что угрозы военных действий со стороны США нет. Т.е. нераспространениию способствует hard power и впечатление готовности ее применения.

Стабильность сейчас обеспечивает то, что ни одна ядерная держава не может использовать ЯО против другой, не вызвав сокрушительного ответного удара. Сокращение арсеналов уменьшает возможности для ответа, порождая соблазн ударить первым, сразу уничтожив ядерный потенциал противника. Причем каждый будет бояться, что такая атака готовится против него, раз так, нужно опередить!

Полный отказ от ЯО отбросит мир назад, на первый план вновь выйдут старые показатели мощи: численность населения, размер территории, конвенциональные вооружения. Непредсказуемость.

Даже если предположить, что возможно полное уничтожение ЯО, нельзя уничтожить знание о нем. Все будут готовы вооружиться вновь при первой необходимости. Тот, кто сделает это первым, получит колоссальное преимущество даже с парой бомб. Снова проблема порочного круга подозрений.

Изгои like Иран и КНДР не пойдут на разоружение, если их нельзя разоружить, нужно сдерживать и устрашать, а как можно влиять на ядерные державы, если не с помощью ядерного оружия?

В конце концов, существует идеальное соответствие между существованием ядерного оружия и миром между великими державами – 65 лет, самый долгий период в мировой истории.