Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Конспекты (СМО).docx
Скачиваний:
30
Добавлен:
29.07.2019
Размер:
285.43 Кб
Скачать

Корейский полуостров

Исторический фактор: более чем 30-летний период жестокого колониального правления Японии в Корее оставил у нескольких поколений корейского народа чувство глубокой вражды и ненависти к колонизаторам.

Холодная война: Антисеверокорейский курс Токио не мог способствовать формированию нормальных отношений между двумя странами все годы "холодной войны". Что касается политики на южнокорейском направлении, то здесь Япония действовала в рамках союзнических обязательств перед США, укрепляла политические, экономические и отчасти военные связи с Сеулом. При этом общим знаменателем политики Японии на корейском направлении в годы "холодной войны" была заинтересованность установить с двумя корейскими государствами нормальные, добрососедские отношения, препятствуя, однако, их объединению. В отношениях с КНДР Токио был заинтересован смягчать давление на Пхеньян, которое продуцировали США. В политике в отношении Южной Кореи Токио стремился дистанцироваться от своего колониального прошлого и взамен предложить Сеулу помощь в экономическом и технологическом развитии.

После холодной войны

В 1990-е гг. Япония продолжила политику сотрудничества с Соединенными Штатами по сдерживанию КНДР. При этом Токио активно развивал связи с Южной Кореей.

Особое значение в своей политике Япония придавала "северокорейскому фактору".

  1. КНДР была крайне обеспокоена возможной политической и экономической изоляцией Пхеньяна после распада СССР и посылала сигналы в Токио о готовности сесть за стол переговоров.

  2. В период с января 1991 по ноябрь 1992 г. Япония и КНДР провели восемь раундов переговоров. Однако переговоры оказались малопродуктивными. При этом японские власти опасались негативной реакции Сеула на сепаратные переговоры Токио с Пхеньяном. Сеул не был заинтересован: а) в том, чтобы Япония нормализовала отношения с Севером раньше, чем это сделала бы сама Южная Корея; б) боялся более выгодных условий компенсации за колониальный период Пхеньяну, чем в свое время получила от нее Южная Корея.

В отношениях с двумя корейскими государствами после "холодной войны" власти Японии по-прежнему отдавали приоритет развитию отношений с Южной Кореей, имея в виду интересы национальной безопасности и стабильности на Корейском полуострове, а также принимая во внимание интересы США в регионе в целом.

Основные составляющие:

- понятие "рэнкэй" применительно к политике на северокорейском направлении, т.е. принцип увязки развития японо-северокорейских отношений с успехами межкорейского диалога.

- попытки Японии теснее координировать политику на северокорейском и южнокорейском направлениях в вопросах ядерной программы КНДР служат хорошим стимулом для укрепления японо-южнокорейских отношений в политической области и в вопросах безопасности.

- развитие экономических отношений. В 1990-е гг. благодаря усилиями японской стороны в Южной Корее начался японский бум: широкое распространение получило строительство ресторанов японской пищи, в кинотеатрах широко демонстрировались японские кинофильмы, на эстраде часто звучали японские песни.

- наивысшей точки развитие японо-южнокорейских отношений достигло в период пребывания у власти президента Ким Дэ Чжуна, который был выбран на этот пост в 1998 г. Заинтересованность в партнерстве по поводу КНДР, а также в финансовой помощи со стороны Японии после тяжелого финансового кризиса 1997 г.. Официальный визит южнокорейского лидера в Японию в октябре 1998 г. завершился подписанием двусторонней декларации, в которой особое место отводилось сотрудничеству двух стран в решении проблемы укрепления безопасности в Восточной Азии, и в частности в вопросах денуклеаризации Корейского полуострова и свертывания ядерных программ КНДР.

Два фактора по-прежнему осложняют взаимоотношения Токио и Сеула:

- неурегулированность территориального спора вокруг островов Такэсима;

- вопрос о материальной компенсации так называемым комфортным женщинам, обслуживавшим японских солдат в период оккупации Кореи.