Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
3 курс / зарубежка,2 курс.docx
Скачиваний:
35
Добавлен:
04.07.2019
Размер:
157.83 Кб
Скачать

16. Жанровое разнообразие "Гаргантюа и Пантагрюэль".

Сначала можно сказать, что Рабле много экспериментировал с языком и формой, пытался осмыслить литературу, которая была до него, поэтому в его произведении куча разных жанров.

Первые две книги:

1. Жизнеописание с элементами воспитательного романа (не биография, которая отличается наличием фактов и объективности. Например, рассказ о воспитании Гаргантюа, его проделках с гусём)

2. Историографическая хроника (рассказ об Утопии, Грангузье)

3. Батальный роман (сцена резни в винограднике)

4. Роман-утопия (Телемская обитель)

5. Священное писание.

Следующие три книги:

1. Роман-путешествие (о путешествии к Бутылке)

2. Эпопея (это большая поэма про важные дела. Например, опять же путешествие к Бутылке или то, как Пантагрюэль переселил утопийцев)

3. Космическая поэма в прозе (тут вроде всё ясно)

Ещё есть элементы маленьких жанров!

1. Фаблио (городская смешная новелла обличающего характера. Пример: сорьбонец, который пытался вернуть колокола от Нотр Дама, но заикался как чмоня)

2. Фарсы (как фаблио, но пьеса)

3. Ярмарочные заклички и приговорки (с чего начинается Роман)

4. Пословицы, анекдоты.

5. Блазон (это описание герба словами, но я такого в тексте не нашла :с)

6. Легенда о происхождении названия (вспоминаем про зассанный Париж)

7. Предсказание (было популярно во время Рабле. Предсказание Бутылки)

17. Образ Панурга

(ребят, пишу, что знаю, что смогла найти)

Панург — один из центральных персонажей романа. Его имя означает «все могущий» или «все делающий».

«озорник, шулер, кутила, гуляка и жулик».

«знавший шестьдесят три способа добывания денег, и которых самым честным и самым обычным была кража исподтишка»,

Однако, перечисляя всевозможные пороки П., Рабле, который откровенно симпатизирует своему герою, его бьющей через край энергии и дерзкому неистребимому жизнелюбию, добавляет: «а в сущности, чудеснейший из смертных». П. становится другом Пантагрюэля, и вместе они составляют, как говорит Пантагрюэль, «неразлучную пару, как Эней и Ахат». Пародийно-комический характер этой пары подчеркивается их полным внешним несходством: рядом со своим другом великаном П., будучи среднего роста и нормального телосложения, кажется потешным карликом. Стихия П. — игра, которую он любит ради нее самой. Бескорыстная страсть к игре побуждает его совершать нелепые и безрассудные поступки, за которые он часто терпит жестокие побои и преследования. Но П. не унывает и живет, радуясь каждой минуте так, словно она — последняя. Когда Пантагрюэль после победы над дипсодами дарит другу поместье Рагу, беспечный П. проматывает все доходы с него на три года вперед. Пантагрюэль уговаривает его быть бережливее, но тот со смехом заявляет: «Будьте жизнерадостны, веселы и довольны — иного богатства мне не надобно». Парадоксальное поведение П., которому ненавистно все догматически косное, устоявшееся, трезвое и незыблемое, символизирует неустанный поиск человеческого духа, которому свойственно сомневаться во всем ради того, чтобы обрести еще большую глубину. Но эта глубина — не по ту сторону земной жизни, в ней нет ничего сухого и отвлеченного. Ибо вся полнота смысла, по мнению Рабле, состоит в том, чтобы наполнить каждый миг бесстрашным и всепобеждающим весельем, упраздняющим химеры унылой и мрачной схоластической серьезности. Именно так и поступают все его герои.

Он представляет собой общественный тип, весьма характерный для эпохи первоначального накопления. Принесенное Возрождением освобождение человеческого ума от старых предрассудков лишь в немногих случаях сочеталось с высоким моральным сознанием. Обычно в этот век хищничества и авантюризма оно приводило к безудержному разгулу анархических и эгоистических инстинктов, лишенных всякого сдерживающего начала.

Таков Панург, соединивший в себе, подобно шекспировскому Фальстафу, другому варианту того же типа, острый ум, разоблачающий все предрассудки, с абсолютной моральной беспринципностью. Ярче всего это соединение проявляется в речи Панурга о долгах (кн. III, гл. III), где он доказывает, что мир распался бы, не будь в организме животных, в круге небесных светил и т. п.,— словом, во всей природе,— взаимных обязательств и одолжений. Эта глубокая, хотя и облеченная в шутливую форму мысль служит в истолковании ее Панургом лишь целям реабилитации безделья и мотовства.

Образ Панурга довольно противоречив. Мы чувствуем, что автор ему симпатизирует, но далеко не все поступки этого заслуживают. Он может быть жесток (знаменитый эпизод с купцом Индюшонком и его баранами), труслив (во время бури на корабле) и в то же время любезен, остроумен и учтив (в обществе пантагрюэльцев). Еще он довольно умен, часто выручает Пантагрюэля. Например, эпизод с английским философом, с которым Панург спорил без слов и только жестами смог дать ему ответы на какие-то суперсложные вопросы.

Соседние файлы в папке 3 курс