Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ХХ в., зар.л-ра, Тимофеев, экзамен.doc
Скачиваний:
8
Добавлен:
15.04.2019
Размер:
688.64 Кб
Скачать

Луиджи пиранделло (1867-1936)

back

Прозаик, поэт, критик. Род. на Сицилии. Филолог. образование в Римском и Боннском ун-х. В 1889 - 1й сборник стихов «Радостная боль». Затем дебютирует как новеллист. Пишет неск-ко бытовых комедий на сиц. диалекте. В 1934 - ноб. премия.

Пишет трилогию на тему «театральности жизни», которая особенно ярко проступает на фоне художественности правды театра: «Шесть персонажей в поисках автора», «Каждый по-своему», «Сегодня мы импровизируем».

Пьесы трилогии объединяет использование приема «сцены на сцене», известного еще драматургам Возрожд. П. применяет его для разршения сценич. иллюзии и - параллельно -для реализации веры в то, что весь мир - театр. Эта вера далека от радостной убежденности в неограниченных возможностях игры, игрового начала. Мир как театр - мир личин, а не истинных чувств, т.к. иметь свое лицо современные люди разучились. В подобном мире и театр «не у дел». Показывая его в виде некоего механизма (актеры, сцена, персонажи, текст ,суфлер, автор), П. лишает театр всякой тайны.

«Шестеро.....» - посвящена проблеме соотношения искусства и жизни. Мы становимся свидетелями репетиции пьесы самого П. «Игра интересов». Появивш. 6 персонажей наполовину рассказывают, наполовину разыгрывают «ненаписанную комедию» из пролога и 2х актов. Кульминация 1 акта - случайная встреча Отца и Падчерицы в доме свиданий. 2го - ссора Матери с Сыном, гибель маленькой Девочки и самоубийству Мальчика. Режиссер и Актеры обескуражены, Отец, Мать и Сын остаются на сцене, словно ограничивая ей мир своей жизни. Падчерица же, отрицая границу между вымыслом и реальностью, убегает в «неизвестное» через зрительный зал

Начиная пьесу при поднят. занавесе, П. будто бы заставляет нас поверить в идентичность реальности на сцене и в зрительном зале. Так, Актеры сбегают со сцены в партер. Но Персонажи этого сделать не могут, т.к. их существование ограничено подмостками, что тем не менее не мешает им появиться не из-за кулис, а со стороны зрительного зала, как бы «с улицы».

П. особо оговаривает необходимость не смеш. Акт. и 6 Перс. Разница между ними подчеркнута соответсв. расположением на сцене, а также световыми эффектами, спец. масками и костюмами П. В пьесе сплетен мелодрамат. сюжет и обсуждение проблем тв-ва, получающих то ирон., то парадокс. трактовку. Что правдивей? Жизнь или иск-во? Насколько критерии правдоподобия имеют отнош. к жизни? В одном из своих эссе П. пишет, что жизнь настолько правдива, что не нуждается в правдоподобии. Подобным правде стремится быть иск-во имееющее дело с вымыслом. Но здесь парадокс - вымышленные Перс. настаивают на том, что их история к вымыслу не имеет никакого отнош. => Зритель д. решить, кто реальней - «настоящий живой персонаж» или живой человек. Реальность чел-ка все время меняется, а у персонажа она неизменна. Т.е. если жизнь чел-ка имеет 3 измерения (прошл, наст, буд), граница между которыми все время пересоздается, то персонаж заперт в настоящем, кот. для него происходит всегда. Т.о., в не знающей постоянных жизни чел-ка иллюзорное заявляет о себе намного сильнее, чем в определенной реальности персонажа.

По П., пока длится спектакль Перс. живей и реальней актеров и зрителей. Сцена - его стихия, сама гарантия существ. Как можно родиться деревом, так можно родиться и персонажем. Но все одинаково иллюзорно. Человек и персонаж, природа и искусство не одинаково реальны, а одинаково вымышленны. Персонаж наделен 1 маской, а человек манипулирует несколькими.

Театральность в «Шестеро....» - высший тип иллюзорности, триумф тв-ва и трагедия жизни, в кот. чел. обречен играть непознаваемую им роль. Восклицание Директора «Свет! Свет! Дайте свет!», контрастная смена света и темноты, синеватое свечение - идея необходимости стать духовно зрячим, преодолеть границу обманчивых видимостей.