Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ХХ в., зар.л-ра, Тимофеев, экзамен.doc
Скачиваний:
8
Добавлен:
15.04.2019
Размер:
688.64 Кб
Скачать

Гюнтер грасс (1927)

back

Нобелевс. премия. Грасс на 10 лет младше Белля, в отл. от него индифферентен к христианству и более ироничен. Но и у того и у др. - интерес к корням, теме «малой родины». Родился в Данциг (Гданьск), смесь культур (немцы, поляки, кашубы). Его бабушка - кашубка. Заним. живописью.

«Данцигская трилогия» - «Жестяной барабан», повесть «Кошки-мышки», «Собачьи годы». Высказывание недоверия какой-либо идеологии. Г. многое связывает с абсурдистами, но если «театр» абсурда ограничивался моделированием ситуаций утраты смысла, то для Г. абсурдист. разоблачение - лишь одна из составляющих повествования. Специфика его манеры - гротескно-абсурдный, неправдоподобный сам по себе сюжет/эпизод разворачивается на фоне весьма конкретн. соц-истор., полит., геогр. обстоятельств. Но создает зазор между тем, о ЧЕМ повествуется, и тем, КАК повествуется => читатель ощущает, что его разыгрывают.

«Жестяной барабан» (1959)

От лица гл. персонажа, Оскара Мацерата. Предстает перед чит. сразу в нескольк. ипостасях. Все они сходятся в 1954, когда он отмечает свое 30летие. Но празднует его в сум. доме, подозревается в уб-ве, но суд признал его псих. ненормальным. Выясняется, что он здоров и одиночную камеру организовал себе сам, ему осточертела жизнь в общ-ве, и свое заключение он использ. для того, чотбы написать воспоминания. Охватывают не только 30 лет Оскара, но и истории мн-ва др. лиц, судьбы кот. пересеклись с его. Автор наделяет О. уникал. способностями - начинает воспринимать мир уже в утробе матери, а в 3 года решает остановить свой рост на уровне 94 см, чтобы остаться самим собой, освободится от принуждения играть в игры взросл. Развивает в себе обостренную наблюд. (способен рассказывать о событиях, случивш. задолго до рожд). «Ясновидение» М. позволяет автору варьировать масштаб повествования, используя эффект микроскопа/телескопа. Грасс скрывает, что он умнее героя => нет назидательности. В 3 г. О. дарят барабан. С егопомощью он научился выражать чувства и эмоции, что потом позволяет ему превратиться в виртуоза с успехом гастролир. Оск. может еще издавать звуки разн. частоты и бить с помощью голоса предметы. Грасс использует «эффект отчуждения» - хочет освободить сознание читателя от разн. рода штампов. С помощью своего героя аутсайдера, гротеска, сатиры и бурлеска Г. разоблачает любые идеологемы (нац-соц, либ-дем, ком. и т.д.), но одновременно ставит под сомнение и своего героя и его бунт, кот. оказывается лишь спец. формой обывательского конформизма. Тем самым наносит удар по немцу, кот. после военных потрясений снова обживается, не осмыслив уроков истории.

Роман «Собачьи годы» входит в трилогию. Понятие сплошной структуры р-на условно. Реакция публики - от настороженной до восхищ. Сюжетная сложность намного привычней и традиционней, чем у Роб-Грийе в «В лабиринте».

Сюжет держится (управляется) на авторском голосе. Все происходит внутри автор. головы. Практически все персонажи - меняющееся (мен. имя, физ. облик).

Вальтер проходит мимикр. изменения. Участник коммун. партии, потом - нац.-социалист, потом - борец с конкр. проявлениями челов. зла. => Механизм изменения - не просто авторск. программа, здесь это - неотъемлемая часть истории. Авт. голос прорывается нечасто. Мех-мы управления рассказчиками (=> персонажами) описаны и оговорены. И эти механизмы подчеркнуто не тождеств. автору. Он «спрятался» за персонажами.

Они могут не подчиняться рассказчику, автор. голос делигирован (?).

В 3й части трилогии 3 части.

Есть некая реальность: 30-40 гг ХХ в. в Герм., оч. огранич. пространство, сем. судьба перс. прослежив. историей ~ с 12 в. Собаки - единств., кто освобожден от «польскости» происх-я.

Но по строению черепа волкопес - един. вид собак, кот. имеет аналогию с деградирующей борзой => все перс., включая собак, имеют свою identity.

Кажд. перс. д. сам опред. свою принадлежность к славянскому, иудейскому или герман. происхожд.

История в романе как контекст в значит. степени окрашена признаками худ. мира, она постоянно получает маркер сотворенности, т.е. в своем крайнем проявлении - это превращение истории в миф, сотворение истории как мифа.

Част ист. будущего зависит от пророчеств мельника, кот. слышит червячков, или собакозависимая интерпретация войны. !несамост. статус истории!

С т. зр. истории лит-р, какой из статусов счит. более родным для худ. текста?

Всякая эстетика, кот. мнила себя посл. словом худ. науки, шла от Аристотеля. Ист. несамост.

У Аристотеля: поэт - это поэт, историк - это историк; у них разн. материал и задачи.

У Платона: поэт - создает нечто, историк - воссоздает. Поэт творит то, что природой не создано и не сущ.

Пигмалион с 1й стор. воссоздал даму. Поэт Платона подражал Всевышнему. Позиция Грасса ближе к позиции Аристотеля (?). Автор м. мнить себя историком, если не понимать под словом «историк» привычное. История, как некое временное пространство, в кот. живет некая нация, семья. Статус книги - средство познания действительности. В. Скотт позволил нам уметь читать книги так, чтобы понять, что Пл. заблужд. и что великий вымысел м. служить пониманию правды.

Для Джойса - это не способ познания действ.

Для Роб-Грийе - худ. произв. не обязат. д.б. средством познания действ. Демонстрирует, из чего он создает.

Г. Грасс не вступает в откр. полемику. Освобождает силы, чтобы по другому создавать текст, демонстр., как текст создается. Книга начин. с того, кому начать книгу. Тема создания произв., как и тема истории в книга дост. сложна. Героя интересовали наст., пожившие в истории вещи, и из этих вещей он создавал свои композиции. В конечном итоге, иск-во создания пугал было превращено в бизнес. В книге много вариантов отношения к соц. нер-ву и борьбе с ним.

Одна из особенностей Г: живость и интеллектуализм. У Г. радость повествования связана с потребностью в интелл. игре, в привлечении к повеств. всего, что возникает в созн. писателя по мере конструирования сюжета (независимо от сложности этих ассоциат. ходов и их доступности для чит.). В рез-те произв. живет полнокровной жизнью. Впоследствии, Г. будет пыт. изменить свою прежнюю манеру писать, лишить персон. масок «аутсайдеров», сделать их участниками общ-полит. баталий, заземлить конфликты. («Под местным наркозом»).

Другие важн. произв: «Встреча в Тельгте», «Под местным наркозом», «Мой век» (100 новелл, на 100 лет ХХ в., картина мира).