Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ekz.otv.po_IRPC.doc
Скачиваний:
40
Добавлен:
14.04.2019
Размер:
1.68 Mб
Скачать

7. Крещение Руси при Владимире Святославиче.

Не удалось точно установить, какой князь был пионером крещения и Новгородско-Киевской Руси. Есть ТОЗР о двух крещениях Киева или киевской элиты: при Аскольде и Дире в 800-861 гг., после неудачного похода на Константинополь. По греческим источникам, осажденное население во главе с патриархом Фотием и императором совершали всеобщее моление к Господу спасти их от осаж­дающих руссов и при этом обмакнули то, что они считали ризой Богородицы, в море, моля ее о буре и море потопило большую часть русскою флота. Потрясенные этим чудом, остатки русских были крещены. В честь этою события возник праздник Покрова пресвятой Богородицы, забытый греками, но празднуемый в России. Другие историки считают, что в греческих хрониках под русскими подразумеваются тмутороканская Русь, что подтверждается отсутствием каких-либо упоминаний крещения Аскольда и Дира в киевских летописях, единственное относится к – 861 г. В ПВЛ упоминается о христианском захоронении Аскольда и Дира под тем же 882., на той могиле Ольга поставила церковь св. Николы.

Более достоверно - повествование о нападении князя Олега на Киев а 882 г., сопровождавшемся убийством Аскольда и Дира и переносом княжеской столины из Новгорода в Киев. Олег, Игорь, Ольга, Святослав и Владимир были язычниками. Таким образом, если действительно в 860-861 гг было частичное крещение Киева, то период с 882-го по 988 г. можно назвать языческой реставрацией на Руси, а крещение 988 г. - повторным крещением Киева, но первым общегосударственным, вернее его началом, Так ли это или нет, но нельзя отрицать, что крещения в Киеве начались задолго до 988 г. К середине Х века в Киеве было, по крайней мере. два христианских храма, что свидетельствует о христианской миссионерской дея­тельности в приднепровской Руси. Личное крещение великой княгини Ольги около 955 г. стимулировало какое-то число лиц, по крайней мере из ее окружения, к принятию крещения.

Крестившись сама. Ольга не сумела убедить сына, Святослава. Его отказ, мотивированный тем, что он воин и. крес­тившись, станет посмешищем в глазах своей дружины, говорит о влиянии знаний именно византийского христианства на Руси, а не западного, где преобладало понятие воинствующего христианского рыцарства. В Византии, как указывают Эвери и другие историки, на войну смотрели как на варварство. Ясно, что и миротворческое учение Евангелия было уже широко известно на Руси и воспринималось как обязательный критерии в поведении христианина, несовместимый с имперско-агрессивной деятельностью Святослава.

После гибели Святослава в 971 г. от рук печенегов, натравленных на него греческой дипломатией, семь лет продолжалась междоусобная борьба за Киев, пока трон не достался князю Владимиру в 978 г. Есть данные, что победа Владимира связана с борьбой между прохристианской и агрессивно языческой партиями. Главный противник Владимира, его брат Ярополк, был женат на захваченной в плен Святославом греческой монахине. Убийство Ярополка агентами Владимира и вокняжение Владимира связано с торжеством агрессивно-языческой политики я единственным периодом в истории Руси, когда были даже челове­ческие жертвоприношения.

Владимир был государственно-мыслящим. Он покорил и объединил под своим скипетром все восточнославянские, значительную часть финно-угорских и некоторые литовские племена кроме Великого Булгара на Волге и его территорий на восток и юго-восток от Волги. Он понимал, что для скрепления конгломерата народов нужна цементирующая общая идеология. На главном киевском холме он возводит пантеон языческих богов всех этих племен, имена которых указывают на то, что часть их была финского и литовского происхождения.

Чтобы войти в семью цивилизованных народов Европы, требовалось единобожие. Соседняя Восточно-Римская империя ослепляла блистательностью, в Киеве крещеные были народом книжным в отличие от неграмотного языческого населения. Владимир решает креститься сам и крестить свой народ.

При крещении важно два момента. Первый - критерий красоты при решении принять веру от Византии, а не от Запала. Второй момент - решение принять христианство, а не ислам, который ему предлагали волжские булгары, принявшие ислам за 100 лет до крещения Владимира. Ведь стань Владимир мусульманином, тогда вряд ли появилась бы европейская христианская цивилизация.

Крещение Руси стало живой, решающей, так дорого обошедшейся России, но воспринятой Западной Европой без всякой благодарности преградой мусульманской агрессии. Так же Византия и балканские славяне, ценой большой крови, потери своей государственности и культурной стагнации, спасли от турецко-исламского нашествия цивилизацию в центре Европы.

Вернемся, однако, к конкретным обстоятельствам крещения. Что касается Владимира и его внутренней политики, нельзя этот акт рассматривать исключительно с утилитарно-политической точки зрения. Академик Лихачев подчеркивает разницу между князем Владимиром, с одной стороны, и крещением Польши и Венгрии - с другой. Ни св. Стефан, ни Болеслав не внесли перемен в свое поведение и политику после крещения. Владимир после крещения совершенно меняет и образ жизни, и внутреннюю политику. Имевший 800 наложниц до крещения, Владимир становится единоженцем после крещения, обвенчавшись с сестрой византийского императора Василия, Анной. Он .водит систему социальной защиты беднейших слоев населения приказав периодически развозить даровые пищу и одежду для бедных в счет великокняжеской казны. Он приступает к строительству церквей, открывая при них школы и силой заставлял бояр посылать в школы сыновей. Он издает свой церков­ный устав, который предоставлял Церкви широкие гражданские права и полномочия. Десятина всех доходов государства отдавалась Церкви. Церковным судам были подчинены не только духовенство, но все миряне, служившие по церковному ведомству или жившие на землях, принадлежавших Церкви или монастырям Все преступления нравственного характера - разводы, супружеская измена и пр. были подведомственны церковному суду. Устав запрещал языческое умыкание невест.

Дальнейшее развитие этого устава мы находим в более подроб­ном и уточненном уставе Ярослава Мудрого. В нем, подобно его же •Русской правде», каждому преступлению (в данном случае нрав­ственному) дана денежная оценка с указанием, идет ли штраф епископу или князю. Интересно, что такого разделения на секулярную и сакральную сферы не знало византийское законодательство, где подсудимый или тяжущийся имел право выбора: хочет ли он. чтобы председателем суда был епископ или государственный чиновник. Такое разделение было естественно для Руси, где Церковь представляла собой блистательную Византию, и митрополит Киевский был избранником великих патриарха и императора византийских, а князь - варварским архонтом, - наместником византийского царя.

Полностью унаследовано от Византии отсутствие институционных ограничений княжеской или царской власти. В уставе говорится о превосходстве христианского нравственного учения над земной властью, но допускается лишь нравственное ее ограничение. Ограничения распространяются только на христианских подданных князя; что касается язычников, то по отношению к ним власть князя абсолютна.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]