Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
история религи ответы..doc
Скачиваний:
33
Добавлен:
05.12.2018
Размер:
875.01 Кб
Скачать

12. Мистический дуализм египетской религии: парные боги Шу и Тефну, Нет и Кеб (Себ), Амон и Мут, Фта и Пахт и др.

Сначала читать 10 билет) Они связанны

Впоследствии, идея солнца приобрела ещё больше богов. Явились новые божества, с другими именами и более отвлеченным характером, хотя выражавшие собою тоже понятие, что в Атум и Менту, и привязанных к той же идее солнца. Божества эти заняли первое, высшее место, хотя и не уничтожили собою прежних богов.

Таков в верхнем Египте, в Фивах, верховный бог, возвышавшийся над всеми богами и удержавший это верховное звание до последних времён. Это был Амон (Амун), которого греческие писатели отождествляли с Зевсом. Имя его, сродное с именем Атму, значило: «скрытый, непроницаемый, тайна». Этот царь богов и владыка трёх областей мира, т. е. неба, земли и ада, «верховный господь небес», изображался, как и Ра, и Менту, с головою ястреба-копчика, быка и барана (чаще последнего), что было символом рождающей, производящей силы; над головою его обычный змей, а в руках крест, что указывало на страны мира и на жизнь всей вселенной, над которою он владычествовал. Ему также, как и Ра, посвящён был в Фивах огромный чёрный бык. Как бог производительной силы, Амон разделялся в своём существе на два начала, мужское и женское. Есть жена-сестра Амона – Мут «мать», т.е. мать всякого бытия, богиня неба и царица всех богов, верховная покровительница Египта, творческое начало, равное самому Амону. Изображалась она с двойною коровою на голове, символ ею владычества над небом и землею, и над верхним и нижним Египтом, с фигурою коршуна над головою и с крестом в руке, эмблемой жизни и божественного достоинства.

В нижнем Египте, подобно Амону в Фивах, возвысился над всеми другими богами, бог Пта или Фта, которого греки сопоставляли с Гефестом. А Мането – жрец нижнего Египта,— называет царём богов и даже отцом самого Ра. Чаще всего, впрочем, он называется Фта-Ра, т.е. Фта-солнце. Имя его значит: «образователь» мира. Фивский Амон – сокровенная сила, из которой исходить жизнь, начало, в котором она таиться; мемфисский Фта – сила, образующая формы жизни: то, что скрытому, безразличному дает видимость и живую реальную действительность. В вниге мёртвых область Фта называется областью, где скрыты «хлебы жизни», т. е. силы, питающие жизнь, развивающие формы бытия. Символы его указывают на понятие о нём, как о боге-образователе, творческой силе, привязанной к идее солнца. Изображается он в форме нагого младенца с перстом в устах. Быть может, это указывало на солнце, которое египтяне представляли под видом ребенка, каждый день рождающегося вновь, а может это служило символом самой рождающейся вселенной, которую изводит из небытия или из скрытого бытия бог Пта. Палец в устах выражал понятие о потребности питания. Над головой его жук, а перед ним движущийся круг –символ солнца и его течения по небу, всего мирового круговорота. В руках этого бога, кроме скипетра, обычной принадлежности богов, всегда изображался Таи, т.е. Нилометр – эмблема образовательных сил, который дают известную меру жизненным формам. Иногда он представлялся и стоящим на инструменте, употреблявшемся для измерения. Как Ра и Амону – ему был посвящен вол Апис, культ которого нигде не был так развит, как в Мемфисе. Это символ рождающей силы, известный и в других местностях Египта, по преимуществу почитался в главном городе среднего Египта, где служил образом бога, созидателя вселенной. Свойства и сам культ Аписа, подробно описаны греками. Он был чёрного цвета, как символ бога, который ночью погружается во мрак и невидимо творит вселенную, но на хребте его и между рогами должны были быть белые пятна, указание на солнечный свет, исходящий из глубины мрака. Как и Амон, Фта имел жену. Имя этой богини «возлюбленной Фта» - Пахт (Пашт). У неё был особый культ в Вувастиде на восточной дельте Нила. Геродот называет Пахт богинею рождения и сравнивали ее с греческою Артемидою. Египтяне признавали ее, как и жену Амона – Мут –покровительницею рождения и плодовитост. Так же в ней, как и в самом Фта, заключалось еще представление о начале мировой гармони, силе, которая дает мерность жизни. Пахт не просто производящее начало, но и формирующее жизнь в известную стройность и целость. Изображается она с головою кошки, как и все почти боги солнечного характера, и с систром – погремушкою в руках (музыкальный инструмент). Имя её значит: расширенная, разлитая в пространстве, или расширяющая, разливающая жизнь в пространстве

Таким образом на месте Ра стали два новых божества с именем верховных богов в разных частях Египта. Но в верхнем Египте главный бог выражал собою по преимуществу то понятие, которое заключалось в Атму, в идее солнца ночного, фивский Амон был высшим выражением первоначального представления о солнце скрытом и той бездне, из которой оно исходит и которая скрывает в себе формы жизни. Это был «отец бытия», таинственный дух жизни, невидимый для чувства и неизгладимый. Последнее, отвлеченное значение получил он в позднейшее время в лице своего сына или порождения - духа Кнеф. Дух или дыхание Амона - Кнеф представлялся в виде змея, обвивающего мировое кольцо, а иногда, как, и боги солнца, с головою копчика, и назывался «творящим и всеобъемлющим духом Амона». А в среднем и нижнем Египте верховный бог-образователь отвечал тому понятию, какое заключено было в Менту - солнце дневном, светлом. Фта, как и Менту, был огонь, блеск, т.е. первоначальная, неуловимая сущность того начала, которое светит в «яйце солнца» и дает жизнь, тот перво-огонь, который породил и видимое солнце. Это животворная сила света в её видимых реальных обнаружениях.

Женские типы высших богов заключают под собою те же понятия, но более выразительных и законченных в формах. Мут, сокровенная мать бытия, «богиня ночи», скрытое вместилище зародышей жизни, которые в ней покоятся и существуют только, как потенциал бытия. Пахт родительница живых, видимых форм бытия, представительница того, в чем по преимуществу выражается жизнь, гармони, цельности, полноты, довольства и радостей жизни.

В нижнем Египте было свое божество, отдельное от Фта и Пахт, выражавшее собою понятие, близкое к понятию фивскаго Амона и, дополнявшее собою представление об образовательной силы, заключенное в Фта н Пахт. Это богиня Нейт, культ которой развил был по преимуществу в Саисе и которую греки называли Афиною Египта. Плутарх в имени её находить понятие самобытности. По его словам, оно значило: я пришла сама собой. Она изображалась, как и Мут, с головою коршуна и со знаком воды в руках. Подобно всем другим богиням производительных сил, Нейт представлялась с рогами коровы и называлась «коровою, родившею солнце». Это была «всеобщая мать; мать самого солнца, мать всех богов», «богиня запада», т. е. того Дменти, той сокровенной области бытия, откуда возникает само солнце, той бездны, где скрыты зародыши жизни. В гимнах эта мать богов поэтически представляется воспринимающеюся в свои объятия заходящее солнце и каждодневно зачинающею его в своем лоне. Идея ночного неба, этой неуловимой, сокровенной сущности бытия, олицетворенной в Атуме и Амоне – Кнеф, в понятии о Нейт, «родительнице первородного солнца», получила, по-видимому, еще более высокий и отвлеченный смысл. Плутарх говорить, что надпись в Саисском храме этой египетской Афины заключала в себе следующее изречение: «я все, что было, что есть и что будет. Моего покрывало не открывал никто из смертных» Таинственная богиня была олицетворением того, из чего рождается солнце и которое, в лице Атума и Амона, представлялось исходящем жизни. Первоосновное начало «мрака» напоминает собою и индийскую Майю, также загадочную и таинственную, которая нудит божество создать мир, с другой стороны оно есть и тот хаос, из которого возникает всякая жизнь, та безразличная перво-матерія, о которой говорили Неоплатоники, сближавшие понятие об этой богине с своею перво-матеріею. По их взгляду, Нейт есть пассивное, женское начало, из которого, или при посредстве которого, бог-образователь Фта - создал Формы жизни.

Таковы боги, в которых воплощено понятие солнца, как источника света и жизни.

Нет и Кеб За ними следуют божества с естественной-историческим, или физическим значением. Идея неба иди света берется отрешённо от идеи солнца, и в связи с общим ходом физической жизни. Это боги высшего порядка и вмещают в себе то, что заключено в понятии богов солнца, к которому они имеют ближайшее отношение, но обнимают собою более сложных представления о жизни природы, выражают идею солнца, или неба, в связи с явлениями земли и всей природы. Таковы боги Себ и Нет, пара следующая непосредственно за богами солнца. Плутарх приравнивает их к своим Крону и Рее, с которыми они, действительно, имели сходство. Себ изображался или без украшения на голове, с одним скипетром в руках, или с головою гуся, зайца и иногда крокодила. Символом его служила также звезда Сириус, а между животными – ибис. Что значило имя его неизвестно, но некоторые из символов и приписываемых ему свойств указывают в нем бога времени, или точнее, - бога небесных, движений, в связи с общим ходом всех других явлений во вселенной. На одном из плафонов гробницы Рамзеса, Себ представляется устраняющем барку, на которой плывёт солнце с другими богами и которая указывает путь жизни в природе. «Я даю тебе годы Себа», обычное выражение от лица божества к человеку, которому общаются блага жизни. Себ сила мирового движения, исход, которого в небе, он бог времени, которое определяется этим движением. Символ зайца указывает на быстроту и мимолётность мировых явлений, который исходят из Себа и им направляются. Жена его Нут или Нутш изображается с сосудом воды на голове, который служить и её иероглифическим знаком, а иногда и с корзиною плодов, или в образе женщины, питающей младенца грудью. Как и Нейт, она называется матерью бытия, принимающею в свои объятия заходящее солнце. Имя и свойства её дают право признать ее олицетворением небесного свода, в котором скрыта тонкая, небесная вода – исход жизни, и помещены движущиеся светила неба. Себ тот, кто движет и направляет жизнь. Нут та, на ком и при посредстве кого совершаются эти движения, дающие жизнь вселенной. Те же типы, что и в Менту и Атму,. но взяты в форме понятии о движении неба. Как и Менту, Себ называется «открывателем», т. е. движением жизни и начала времени. Себ и Нут представляют собой силу света в связи с движением жизни, которая исходит из них, и открывают собою, как бы переход от чисто астральных понятий к естественно-историческим.