Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
история религи ответы..doc
Скачиваний:
29
Добавлен:
05.12.2018
Размер:
875.01 Кб
Скачать

20. Мораль древних египтян; семья, роль женщины.

Нравственность социальная, добродетель в отношении к другим людям у египтян была очень высока. Вдумчивый и несколько меланхолический египтянин отличался мягкостью чувства и уважением в отношении к другим личностям: почтительностью, деликатностью и состраданием. Некоторые из нравственных требований в высшей степени замечательны и приближаются к христианским требованиям. Вот исчисление добродетелей и пороков – из культа Озириса и Изиды – содержание которых не может быть и передаваемо. О страстности и чувственности египтян часто и очень резко говорят и библейские пророки

надгробных надписях и по книге мертвых, на основании которых мы и можем судить о нравственных воззрениях египтян в этом отношении. Начинаем с молитвы, которая читалась оператором при погружении внутренностей в Нил от имени умершего: о Ра и все другие боги, дарующие жизнь человеку! примите меня к себе и введите в сонм вечных духов. В продолжении временной Жизни своей я почитал богов и уважал моих почтенных родителей, послуживших орудием, моего явления в мир. Я никого не убил из моих братьев-людей (жизнь, её сохранение святыня в Египте), не злоупотребил ни одною тайною доверившегося мне человека (тайна и её сохранение – тоже святыня для того, кто всюду видел тайну). Если я позволял себе иногда употреблять запрещенную пищу и питье, то в этом виноват мой нечестивый желудок. На гробе царя Рамзеса V найдена следующая надпись: «я не озлоблялся ни на кого, не похищал чужого, никого напрасно и незаслуженно не умерщвлял, усердно молился, не притворствовал, не простирал своей руки на жертву богов, не был ни развратником, ни пьяницею, не осквернялся нечистотою, не потрясал головою, когда слушал слова правды, никогда подолгу и излишне не распространялся в своих речах (замечательное требование, понятное с точки зрения египетского глубокомыслия и сосредоточенности), ни богов, ни отца не поносил, не презирал их и в сердце, и не открывал покровов на мертвых». Еще замечательнее надписи на гробах других правительственных и частных лиц: «я не мучил сына бедняка, не притеснял вдовы, ни одного рыбака, ни одного пастуха, не преследовал, ни у одного из хозяев не взял раба для работ своих, не было голодного в мое время... Я не предпочитал богатых бедным» Или: «я был друг старых, отец юных и никого из людей не ненавидел». А вот и еще надписи: «Вы земные обитатели – книжники и чтители богов! Возьмите на себя труд выслушать речь мою! Признайте во мне образец человека, который ходит по пути Божию... Я был справедлив и ненавидел ложь. Я давал хлеб алчущему, воду жаждущему, одежду нагому, жилище не имеющему крова. Я делал людям все, что они могли бы мне сделать». «Я любил отца, почитал мать, был прибежищем братьев, другом соседей, благодетелем всех людей в моем городе. Я давал хлеб алчущему, питье жаждущему, одежду нагому. Я питал священных животных, умащал их маслом и одевал покровами. Я принимал у себя и господа и рабов на их пути, мои двери были открыты для путника... Бог наградил меня за это долголетием и благополучием, на земле. Я видел у своих ног многочисленное потомство, был сын у сына моего в тот день, в который разлучился я с земною жизнью».

Этот мягкий, гуманный взгляд проникал в общественную нравственность, и её законы и требования. Жизнь семейная здесь стояла выше, чем у многих из древних народов. Не смотря на многожёнство женщина в Египте ценилась высоко: она была «владычицей дома», как постоянно называется она на памятниках, и допускалась к участию в общественных делах, по крайней мере не оставалась безучастною к ним, за исключением разве свящ. Должностей – жречества. Она заведовала и воспитанием детей, происхождение этих последних обозначалось именем матери, которое было священно... Замечательно в этом отношении описание материнских забот о детях на одном из недавно открытых памятников : «Шу – бог этого мира, но он в высотах неба. Есть его образы на земле, он дал тебе твою мать... Она усыновила тебя, когда исполнились месяцы (по-видимому—особый обряд), она взяла тебя к своей груди и кормила ею в продолжении трёх лет. А когда ты учился в школе, она каждый день бывала у твоего учителя, принося тебе хлеб и питье из своего дома. Вот ты теперь сам женат и имеешь свой дом. Обрати взор свой на детей, тобою рождённых, делай с ними, что делала твоя мать. Она не возвышала рук к Богу, без того, чтобы не была услышана молитва ее (о тебе)». Почтительность к родителям и вообще к старшим была одним из отличительных и выдающихся явлений в Египте, Содержание престарелых родителей возлагалось на дочь, а не на сына. Явление, также указывающее на общественное значении женщин. Нарушение супружеской верности наказывалось и в мужчине, как в женщине.

В Египте было в обычае вступать в брак в кровном родстве, как и в Иране. Оправдывалось это примером Озириса и Изиды. Брат мог женится на сестре. Отец на дочери.

Строй гражданской жизни отличался началами социального порядка. По пре-имуществу строги были наказания за вероломство или клятвопреступление и убийство (священных животных и человека). То и другое каралось смертью, а отцеубийца - сжигался живой. Детоубийца должен был три дня и три ночи держать в руках убитое им дитя. Воровство – также наказывалось сравнительно строго. Египетское уголовное право выдается по преимуществу том, что там существовало право наказывать лишением органа, который послужил орудием к совершению преступления.

Государственная жизнь религиознейшего из народов древности носила теократическая черты. Фра сын Ра и неограниченный властитель, но он стоял под влиянием жрецов, как сословия, которое толкует волю богов и сам, со времени вступления на трон, зачислялся в эту касту. Широкой политической жизни не могло развиться при таких условиях и при существовании каст, хотя он и не имели здесь такого угнетающего влияния, как в Индии. В истории завоевании и государственного развития страна Нила не может занять видного места, но гражданская и общественная жизнь была выработана и во многом могла служить образцом для древних восточных народов. Еще более нужно сказать это об интеллектуальной стороне в жизни Египта. Едва ли где в древнем мире была так развита наука о природе, как у этого глубокомысленнейшаго из народов древности. Эта мудрость египтян не то, что созерцание индейца, бесплодное и мечтательное, с другой стороны и не простое наблюдение явлений действительности. Египтянин проникнут был чувством таинственного, но разрешения тайн и загадок искал не столько в мечтательных комбинациях ума и воображения, сколько в наблюдении за космическими явлениями. Его мудрость отличалась от индейской созерцательности и от иранского реализма, и была углублением в природу, которое в тоже время проникнуто было чувством таинственности, в связи с религиозным взглядом. Солнце и Нил оплодотворяющей, при его посредстве землю – в них начало религии. Наблюдение неба и изучение земли-почвы, вот исход его науки. В астрономии Египет тел впереди многих народов и едва ли не здесь ей древнейшее отечество. В связи с нею шла и математика; геометрия, повод к изучению которой давали явления разлива Нила и распределение участков земли, также была очень развита. Сама эта почва, минералы, растения, вся вообще область физических явлений здесь также была изучена едва ли не более, чем в других странах древнего мира. Особенно развита была в Египте медицина. Но обе эти науки проникнуты были магическим учением: первая переходила в астрологию, а вторая соединялась с заклинаниями, призваньями духов. У египтян, не смотря на их глубокомыслие, философии не было. Была теософия, переходившая в религиозный мистицизм; таинственные представления о влиянии богов заменяли рассудочные комбинации о силах и законах природы.

Искусство, резвившееся под влиянием религии, было оригинально, как и само религиозное воззрение. Поэзии, особенно эпической, не развил этот меланхолический народ, живший не столько прошедшим, сколько настоящим и будущим.

Лирика - выражение внутреннего, субъективного чувства, вот в чем по преимуществу состояла его поэзия, тесно связанная по своему содержанию с религиозными верованиями и монотонная по своей форме. Музыка, сообразно с тем же серьёзно-грустным настроением египтянина, была более развита и любима народом. Живопись, служившая также по преимуществу религии и её символике, отличалась мертвенностью и отсутствием красоты. Животный мир изображался в Египте лучше, чем люди. Более всего замечательно египетская архитектура, поражающая колоссальностью, громадностью размеров зданий и скульптура странным сочетанием форм и чудовищностью. Колоссальные пирамиды, которые, кажется, едва держит на себе земля, громаднейшие храмы и обелиски Фив, Луксора, Кар-нака точно гиганты восстают пред взором путешественника и производят впечатление чего-то вышечеловеческаго. Неподвижностью, устойчивостью жизни и стремлением к неизменному и вечному отличался народ, оставивший нам эти громады камня вместе с скрытыми в них трупами, ожидающими воскресения для жизни вечной. Настоящее, по египетскому воззрению, только эпизод, только приготовление к вечности, жизненности нет в этой жизни, ее мало ценил египтянин, ею мало он и наслаждался. Печать сумрачной таинственности лежит на всем, что осталось нам от этой древней страны.