Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
история религи ответы..doc
Скачиваний:
29
Добавлен:
05.12.2018
Размер:
875.01 Кб
Скачать

1. Египет. Его географическое, государственное и социальное устройство. Народ Египта. Общая оценка страны и ее влияния на другие народы.

Географическое положение: Тянется из пустынь Африки, на южный берег Среднеземного моря, соединявшего запад с востоком, вдоль течения впадавшей в него реки Нил. Сами египтяне называли свою страну Хеме или Кене, что значило «черная». Название указывало не на вид её обитателей, цвет кожи которых был коричневый, а на вид самой земли, почва которой, после наводнений Нила, покрываясь илом, становилась черною, особенно, по сравнению с светлыми песками пустыни, окружавшей долину Нила. Это название так же сопоставляют с именем библейского Хама, родоначальника хамитов, которое с еврейского корня значить «жаркий, горячий» и соответствует греческому названию обитателей юга. В Библии Египет называется Шег или Мицраим – название видимо, указывающее не на страну, а на главный её город Мемфис «укреплённый». Что касается названия Египет, то, оно, видимо, семитическаго происхождения, видоизменённое греками. Нижнюю часть Египта и особенно дельту Нила Финикияне, издавна соприкасавшееся с нею, и отчасти населявшие ее, называли Акар или Екар «извилистая страна». По всей вероятности, греки, услышали от финикиян это название, и, усвоив его, стали употреблять о всей стране Египта. У Гомера одним и тем же именем называется и страна, и река Нил. Страна эта, составлявшая, и по своему географическому положению, и по своему внутреннему строю – как бы переход от востока к западу, была не менее своеобразна, чем страны востока. Египетская мудрость и египетское искусство пробуждали изумление в древних греках. Ни одна страна мира, говорит греческий историк, совершивший путешествие по Египту, не представляет таких диковин, поражающих произведений искусства, как Египет. До ныне эта «страна пирамид» служит предметом особенного научного интереса и усиленных научных изысканий. Она вызывает в нас чувство чего-то таинственного, оставаясь во многом неразгаданною. Своеобразна территория страны – с ее великой и священной рекой, которая питала Египет и от которой зависела его культурная жизнь и цивилизация. Своеобразен обусловленный этою местностью и быт загадочного народа, оставившего по себе, чрез тысячи лет, несокрушимые временем памятники своего изумительного искусства. Но весь этот своеобразный строй нравственного быта египтян был только внешним выражением того внутреннего душевного строя, который дала им их религия. В истории религии Египту суждено занять одно из самых видных мест.

В новом, христианском мире Египет был отечеством высших созерцательных Богословия и жизни. Здесь положено начало для христианской философии. Здесь, прежде всего, человеческая мысль пыталась проникнуть в тайны откровения и уяснить себе высокие истины христианства. Из Александрийской школы, древнейшей' в истории христианского Богословия, вышли знаменитые отцы и учители церкви – стремившиеся отделить от христианства примешивавшийся к нему чуждый, языческий элемент. Здесь же – в в пустынях Египта – положено начало и христианскому подвижничеству. В лице Павла фиваидского Антония и Пахомия, земля Египта впервые явила миру высокие, чудные подвиги созерцательной жизни великих последователей Христовых.

Но страною религиозной мудрости Египет был издавна и унаследовал стремление к ней со времён глубокой древности. По словам Геродота – египтяне были самым благочестивым и религиозным из всех народов древнего мир. Из Египта сами греки изводили свои древние предания, и не напрасно он издавна признавался страною глубокой мудрости.

Этот народ, отличавшейся сосредоточенностью и меланхолическою настроенностью. В его религиозной доктрине мы не встретим таких роскошных и разнообразных, часто грандиозных образов поэзии, какие видели у арийцев востока. Напротив, египетская мифология очень несложна – её почти нет. С своей внешней стороны, т. е. со стороны формы египетское воззрение кажется монотонным, бесцветным. Египетские образы, сравнительно с фантастическими картинами индейской мифологии, очень бледны и призрачны. По меткому выражению Шерра, это игра теней в полу-свете. Но это не значить, что египтянин, как китаец, весь обращён своею мыслью к грубой действительности, что он мало жил чувством и воображением. По своему внутреннему направлению и характеру воззрения, он стремился, напротив, выйти за пределы видимого и действительного: оно не менее отвлечённо и созерцательно, как и воззрение индейца или иранца. Но источник и начало жизни, которого искал египтянина, вследствие его особой вдумчивости, представлялся ему непостижимым, загадочным, таинственным. Божество у него носит имя «сокровенного». От этого свою мысль о божестве, свои религиозные понятия он облекал в загадочную, прикровенную Форму символа. Священная символика одна из отличительных черт египетской религии и не напрасно называют ее религией символов и загадки (Гегель). Чувство и воображение египтянина создало, вместо эпоса и сложной мифологии, символику и питалось идеей таинственного и загадочного.