Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
история религи ответы..doc
Скачиваний:
29
Добавлен:
05.12.2018
Размер:
875.01 Кб
Скачать

13. Гелиопольская Эннеада. Космогония Египта.

Древнейшая известная в Египте теогоническая и космогоническая система. Боги Эннеады считались первыми царями Египта. В других городах Египта создавались свои девятки богов по образцу гелиопольской.

Ра (Атум, Амон, Пта, Птах) — возникает из первоначального водяного Хаоса Нун

Шу — воздух

Тефнут — влага

Геб — земля

Нут — небо. Женское божество.

Осирис — бог загробного мира

Исида — богиня плодородия

Сетх (Сет) — олицетворение грозы, молнии, природных стихий, владыка жизненной силы.

Нефтида (Нефтис, Невтис) — богиня подземного мира, вторая сестра Осириса.

Из египетского понятия о божестве, несомненно проникнутого пантеизмом, следует, по-видимому, что мир произошёл из сущности божества, неразделен с ним и по природе тождествен. Таково воззрение египетской религии на происхождение мира, хотя пантеистическая идея здесь и не раскрыта с такой ясностью, как в космогонических мифах арийцев и других народов древнего мира.

Напрасно ищут в ней идеи творчества и сближают египетскую космогонию с библейской.

Верховные боги Египта Ра, Амон и Озирис, часто называются с создателями, творцами вселенной, родителями земли и неба и всего, что в высоте и глубине. По преимуществу так называется Озирис, — это воплощение божественной силы в мире. «Я Озирис создатель полноты бытия на земном шара, я строитель неба и земли. А о самобытном боге, родителе вселенной, говорится, что он существовал прежде бытия и небытия, следовательно прежде конечного мира, от которого он отделяется. Он – господь бытия и небытия. Не указывается материала, из которого богом создана вселенная; Ра и Озирис производят мир сами собою, без посредства какого-либо другого начала, или вечной материи, которая существовала бы раньше или прежде устройства мира. Египту известна была идея творения из ничего.

Тот же бог родитель, те же Амон и Озирис, которые представляются творцами вселенной, возникающей по их воле и силою их могущества, называются в описании творения, породившими мир из себя, из собственного существа. Творение – это семя, тело Озириса. Первоначальное, простейшее представление о происхождении вселенной от бога, как и первоначальное, более простое и высокое понятие о самом боге едином и самобытном, уже в самых древних письменных памятниках Египта смешано с натуралистическими понятиями и проникнуто мыслью о тождестве бога с миром. Тот же взгляд выражался у египтян символически. Мир представлялся под образом яйца, выходящего из уст Амона, сокровенного начала жизни. Из, этого мирового зародыша возник, прежде всего, Фта, бог огня или теплоты, которая образовала отдельные Формы жизни. Бог творец не отделяется от самого мира. Круг или шар, обвитый змеем, значил тоже; первый, т. е. шар- это мир, а змей – божество, заключающее его в себе или под собою.

Общая мысль о том, что мир – тело божества, находила себе и более четкое развитие в египетской теософии. Таково космогоническое значение мифа об Озирисе, по мистическому толкованию его, следы которого мы находим в книге мёртвых. Озирис олицетворял собою не только жизнь мира и его судьбу, но и первоначальное явление Мировой жизни, процесс ее возникновения. Его страдания и смерть служить типом космогонического процесса. Борьба богов с Сетом и победа над ним началась не по явлении вселенной, ею открылось самое происхождение мира. Вселенная в своём возникновении обязана той же борьбе Озириса с Сетом и других божественных сил с силами разрушения. Мир и его гармония представляются, как воплощение победной силы Озириса. Его смерть – конец первоначального, хаотического состояния вселенной и начало явления мировой гармонии, она значить торжество жизни и прекращение вечной ночи небытия. Озирис страдает, его тело рассекается, разбрасывается по частям: это значит, что общая, безразличная сущность мира воплощается в многообразные формы, расширяется в пространстве, а победа сына Озирисова Гора указывает на то, что эта общая сущность является в различных частных формах, взаимно объединённых и гармонически сложенных.

Мысль о тождестве мира и божества присуща всей вообще мистической доктрине Египта. Явления природы бывают продуктом божественных свойств, божественных действий, их воплощением. Боги движут рукою, кладут ее на голову: земля приходит в движение, боги плачут: на земле являются продукты их плача. Когда плачет Гарь, вода из его глаз падает в растения и производить приятное благоухание. Слезы Шу и Тефну, падая на землю, порождают дадонъ; слезы Ра, падая в цветы, производят мед. Плачь Нефтись даёт мяту. Кровь из носа Сета, падающая на землю, порождает пески, где была вода. Этот мистический взгляд – развитие пантеистического воззрения, лежащего в основе самой космогонии Египта. Теогония и космогония здесь совершенно отождествляются. Космическая субстанции смешиваются с сущностью богов.

Матери, из которой создается мир нет потому, что само божество не отделяется от этой материи. «Я Темь, говорит о себе творец мира Озирис; я единое существо», а известное уже нам толкование прибавляет: я существую первоначально, как «первовода» как нечто безводное, как мрачная глубина, как быте бесформенное. Сокровенный, безвидный Тум или Атум является сначала, как элемент мира, еще бесформенный, он пребывает в этой первоводе, в этой бесформенной жидкости, из которой после возникли небо и земля. Озирис был этою первичною, бесформенною материю. О творении материи духом здесь не может быть речи, дается мысль только о нераздельному совместном существовании бога и материи, об отождествлении божественной сущности с сущностью мира Самое понятие божества, как мы видели из свойств главнейших богов, всецело привязано к представлениям о космическом веществе и его силах. Темное, сокровенное начало первовода есть Атом; Ра открытие проявление того же Атум в форме светового источника жизни; Озирис тот же Ра и Атум вместе. Если явились и после существовали особые боги и богини, олицетворяющие собою матерю, Нейтъ, Изида, Муть, то это не отдельные от Ра и Атум начала, а раздвоение того же Атум-Озириса. Если одни из божеств представляет собою пассивную, инертную силу, которую одушевляет и оживляет» другой бог, то раздвоение это происходит внутри божественного существа, а не вне его. Это одно и тоже божество само в себе разделяется на материю и силу, ее движущую.

Таков общий взгляд египетской космогонии на происхождение мира. Более или менее ясных и подробных представлений 6 частных актах или периодах созидания вселенной в египетском вероучении нет. Но некоторые видят указания на отдельные акты и последовательность творения в книге мёртвых, где Озирис называется творцом то света, то мира животного, то человека. Но было бы слишком не логично искать указания, на последовательность творения в различных случайных эпитетах Озирису, сообразно с содержанием и ходом мыслей в различных частях книги, которая составлялась не в одно время. Немногое, что известно в этом отношении, также сводится к мысли о происхождении вселенной из сокровенного Атум, который отождествляется с жидким первовеществом. Божество, а вместе с ним и неотделенная от него вселенная, существует сначала, как бездна, или жидкость, полная мрака. Ночью и мраком открывается бытие мира, по египетскому воззрению. Вечность – это ночь, говорит одна из глав книги мёртвых. Сокровенное Тум живёт сначала в виде хаотического вещества, воды небес и земли, жидкой материи, из которой составились земля и небо. Это первый темный период творения или происхождения вселенной. Но вот сокровенный Атум силою, внутри его скрытою, вызывает из тьмы свет и является Ра – источник света. Свет Ра даёт из себя Шу бога дня или луча света. Дальнейший процесс мирообразования трудно воспроизвести на основании свойств богов, которые смешаны между собою и повторяют один другого. В исходном понятии египетской космогонии есть сходство с библейской историей творения, где первовещество неба и земли названо бездною, бесформенной, жидкой массой и где солнце является уже после того, как в этой бездне произошло отделение вод неба, от вод земли. Но в Египте хаос, как и у греков, вмещает в себе саму божественную силу и не отделим от неё. Эта бездна и есть первичная основа мира, в ней и скрыто божество с его творческою потенцией. Мир возникает из хаоса, которому ничто не предшествовало и выше котораго нечего не было.

Диодор сицилийский передаёт цельную космогонию египтян, которая, по его словам, содержала в себе следующее: в начале земля и небо были в смешении и имели один вид. Затем начали отделяться элементы (тела) и вселенная получила нынешнюю форму. Вместе с тем, как воздух пришёл в движение, огненная стихия, более легкая, поднялась вверх и образовала из себя солнце и звезды. Земная стихия пала вниз и смешалась с жидкостью. Постепенно происходило отделение земли от суши и образовались моря и реки. Исходивший из солнца огонь породил из себя дыхание, которое произвело животных. Так явились различные роды живых тварей. Диодор выдаёт эту космогонию за египетскую. Но она не сходна с тем, что уже известно о египетской космогонии по памятникам. Напротив имеет сходство с позднейшими космогоническими взглядами греческой ионийской школы. Ясно, что или Диодор взгляд ионийской школы переносить на египетское вероучение, или, наоборот, в его время в Египте восприняты были взгляды греческих философов.