Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
учебник-бондарев (Хапаев В.В.).doc
Скачиваний:
42
Добавлен:
06.11.2018
Размер:
2.36 Mб
Скачать

Глава 3. Цивилизация неполивного земледелия восточной европы (VIII - XIX вв.)

Первые очаги производящего хозяйства. Старейшие земледельцы на территории европейской части бывше­го СССР населяли междуречье Буга и Днестра (VI-IV тыс. до н. э.). КIV—III тыс. до н. э. относится развитие племен трипольской куль­туры на территории между Днепром и Карпатами. В 3-2 тысячеле­тии до н. э. очаг мотыжного земледелия существовал также в бас­сейне Кубани.

В XXV-VII вв. до н. э. территория между Днепром и Нижней Волгой населялась преимущественно племенами скотоводов (ямная, катакомбная и срубная культуры). Племена срубной культуры были предшественниками скифов.

В VII-VI вв. до н. э. началась греческая колонизация Причер­номорья. В первой половине первого тысячелетия н. э. степи Вос­точной Европы заселяются славянами. В IV—VIII вв. н. э. развивался процесс, известный как переселение народов (миграции гуннов, аваров, хазар, венгров и др.). i

Киевская Русь. Есть основания говорить о преемствен­ности славянских поселений на месте Киева с конца V - начала VI вв. н. э., но городом Киев стал в VIII—IX вв. С того же времени (с 862 г.) существует Новгород.

Русь простиралась от Черного до Балтийского моря. Она была вовлечена в сферу европейской торговли. Водный путь Днепр-Вол­хов имел тогда общеевропейскую значимость, что способствовало возвышению Киева и Новгорода.

В первой половине XI в. Киевская Русь находилась в зените. В Киеве было не менее 80 тыс. жителей, в Новгороде - 20-30 тыс. В XI в. оба крупнейших города были украшены монументальными соборами, обнесены крепостными стенами и оборонительными рвами. Накануне монгольского нашествия на Руси было около 300 городов. Они имели многофункциональное значение- были культурными, религиозными и административными центрами, кре­постями, средоточием ремесла и торговли. Упомянем железодела­тельное производство, литейное дело, стекольные мастерские, ис­кусство мозаики, ювелирные изделия (скань, чернь, перегородча­тая эмаль и др.).

О высоком уровне грамотности на Руси говорят многочисленнные находки берестяных грамот в Новгороде, Пскове, Полоцке, Твери, Смоленске и в других городах. К исходу археологического сезона 1990 г. таких находок было сделано 724. Новгород имел де­ревянные мостовые, а также дренажную (а возможно, водопровод­ную) систему из сверленых бревен.

В последней четверти XI в. наступил острый внутренний кри­зис - княжеские усобицы. На юго-восточных границах начались набеги половцев. При Владимире Мономахе, который княжил в 1113-1125 гг., ситуация несколько улучшилась, но со второй трети XII в. процесс феодальной раздробленности стал неуправляемым.

Рассмотрим климатический фон исторических событий. Лето­писи сообщают о том, что в период с 1200 по 1237 гг. было 8 лет сзасухами, 9 экстремально холодных зим, когда вымерзали озимыепосевы, 6 аномально дождливых лет и 3 года с ранними заморозка­ми в конце лета. Перечисленные метеорологические аномалии при­водили к частым неурожаям. Особенно отметим периоды 1211-16 и 1227-31, когда голодные годы следовали подряд один за другим. Всего отмечено 18 голодных лет. Некоторые большие города (на­пример, Смоленск) почти полностью вымерли. Итак, накануне мон­гольского нашествия (1237), на протяжении жизни целого поколе­ния каждый второй год на Руси был неурожайным и голодным. Русь была сильно ослабленной.

В начальные годы монгольского нашествия, включая 40-е годы XIII в., погодные условия, наоборот, благоприятствовали захватчи­кам, которые не встретились «ни с лютыми морозами, ни с велики­ми снегами, ни с небывалыми половодьями» [10]. Можно, правда, предположить, что трагические события тех лет отодвинули на вто­рой план внимание летописцев к природным явлениям. Однако, в западноевропейских хрониках тех лет тоже мало упоминаний о метеорологических аномалиях.

После поражения в войне с монголами Русь была обложена данью, которую взимали наместники - баскаки, имевшие в своем распоряжении вооруженные отряды. Основная же масса кочевни­ков обосновалась в степях Предкавказья и Прикаспия, где в 1243 г. была образована Золотая орда со столицей Сарай-Бату в низовьях Волги, на ее левом берегу.

Вторжения продолжались до конца XIII в. В последнюю его четверть их было 14, не считая мелких набегов, организованных руководителями «среднего звена» - темниками. Курск разоряли 7 раз, Владимир -4 раза. 1293 г. по масштабам разорения сопоста­вим с батыевым вторжением 1237—40 гг. Беспокойное положение на южных границах продержалось до конца XVI в. Последние рей­ды ордынцев на Москву относятся к 1571 и 1591 гг.

После монгольского нашествия в XIII-XV вв. степь была по­чти не заселена и представляла собой «стратегическую пустыню» между Русью и Ордой. Как отмечено выше, ордынцы периодичес­ки делали набеги на Русь. Если приближающиеся отряды кочевни­ков вовремя замечались русскими разведчиками, то последние ус­траивали степные пожары на пути движения вражеской конницы, чтобы лишить ее кормов. Такие приемы экологической войны ис­пользовались вплоть до XVIII в., когда причерноморские степи вош­ли в состав Русского государства.

В окраинной части лесной зоны для защиты от набегов ордын­цев устраивались оборонительные линии -засеки. Деревья подру­бались, но не отделялись от пня и валились в направлении неприя­теля так, чтобы их кроны перекрывались. Растащить такое заграж­дение было невозможно. Засеки утратили свое оборонительное значение только во второй половине XVIII в.

В XIV-XV вв. появляться в степной зоне, на рубежах Золо­той Орды было небезопасно. Русь ушла в леса. Население кон­центрировалось в опольях у Суздаля, Ростова, Углича. На за­падной границе тоже не было спокойствия. Вязьма и Смоленск находились в руках Литвы, Можайск был пограничным городом.

8 последней четверти XVI - начале XVII в. Ливонская война, а затем польско-литовская интервенция привели к разорению и большим потерям.

В этих условиях демографический центр тяжести переместил­ся в Замосковный край, наметились северное и северо-восточное направления колонизации. Организующей силой выступала цер­ковь. В XIII-XVI вв. было основано 440 монастырей вне городов и 328 при городах.

В миграционный поток включались беглые крестьяне, гони­мые феодальным гнетом, а с середины XVII в. - раскольники. В XVI в. началось освоение Перми великой, добыча соли и железной руды (деятельность предпринимателей Строгановых и Демидовых). В 1581 г. (начало похода Ермака) Россия перешагнула через Урал.

Присоединение к России пространств в среднем и нижнем течении Волги также сопровождалось устройством пограничных ук­репленных линий, которые последовательно сменяли друг друга.

Любавский так охарактеризовал Белгородскую, Симбирскую и Закамскую оборонительные линии: «Получилась своего рода Китайская стена, колоссальная ограда, начинавшаяся у верховьев Ворсклы и тянувшаяся... до Уфы» [28].