Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ZhF_KOZYuRA_4_semestr.doc
Скачиваний:
36
Добавлен:
27.10.2018
Размер:
900.61 Кб
Скачать

4. Патриархальный мир в пьесах л.П. Островского ("Бедность не порок", "Не в свои сани не садись", "Не так живи, как хочется").

В 1853—1855 гг. Островский написал пьесы «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок», «Не так живи, как хочется», ориенти­рованные на демократического зрителя, на эстетику народного зре-

лишного представления: «Драматическая поэзия ближе к народу, чем все другие отрасли литературы. Всякие другие произведения пишутся для образованных людей, а драмы и комедии —для всего народа» (X, 139). Поэтому драматург постоянно искал новые формы и средства, которые бы привлекали к его творениям демократическую часть пуб­лики. Он строит свои пьесы преимущественно на бытовом материале; быт у него является одновременно и источником конфликтов, и сфе­рой отражения национального жизненного уклада и мироощущения. «Бытовой репертуар, если художествен, т. е. если правдив, — великое дело для новой, восприимчивой публики: он покажет, что есть хоро­шего, доброго в русском человеке, что он должен в себе беречь и воспитывать и что есть в нем дикого и грубого, с чем он должен бороться» (X, 138), — писал Островский.

В соответствии с традициями народного театра действие пьес мос-квитячинского периода основано на четком конфликте, в них ясно выра; ;на мораль, сформулированная в названиях, достаточно проста психология персонажей.

Воспевание патриархальности, русской старины, эпических харак­теров в соединении притчи и достоверности придало пьесе «Не в свои сани не садись» характер народного действа. Разорившийся барин отставной кавалерист Вихорев, аморальный и циничный, противопос­тавлен купцам Русакову и Бородкину как характерам идеальным.

Действие комедии развивается стремительно, сцены плотно подо­гнаны одна к другой, события строго мотивированы. Предельно сжа­тая экспозиция сменяется сценой, в которой завязывается конфликт, энергичное развитие событий завершается скорой и неожиданной развязкой — таков принцип построения комедии. Во всем этом и кроется секрет драматической выразительности пьесы, ладно скроен­ной и ладно сшитой. С первых же сцен очерчены персонажи, заявле­ны их основные качества, определены моральные принципы и жиз­ненные задачи. Так, Ваня Бородкин признается: «Вы не подумайте, Селиверст Потапыч, чтобы я польстился на деньги или там на прида­ное, ничего этого нет... а как собственно я оченно влюблен в Авдотью Максимовну». И буквально через несколько минут Вихорев произно­сит: «Мне нужно жениться на богатой во что бы то ни стало; это единственное средство».

С исторической достоверностью передал Островский черты эпо­хи. Теряя экономическую силу, разоряясь, дворяне вынуждены были искать способы для материального обеспечения. Некоторые из них, морально деградируя, пускались в разного рода аферы или пытались жениться на богатых невестах, устремляя свои взоры к состоятельным купеческим семьям. Мгновенно слетает с Вихорева маска пылкого влюбленного, когда он узнает от Дуни, что отец отказал ей в прида­ном: «Кому нужно даром-то вас брать! <...> Видимое дело, что чело­веку деньги нужны, коли он на купчихе хочет жениться!» И лишь честный Ваня Бородкин на деле доказывает свою любовь, спасая честь Дуни, и обретает заслуженное счастье.

Лирической основой для пьесы стали песни и романсы, которые на время замедляют быстрый темп действия, создают эмоциональную атмосферу, говорят об эстетических пристрастиях героев. Дуня и Ваня поют народные песни, а Арина Федотовна, приблизившаяся к город­ской полукультуре, не желает слушать «мужицких песен» и «поет с чувством романс».

«Не в свои сани не садись» — первое произведение Островского, пробившееся на сцену. Новизна комедии была очевидна: здесь действо­вали герои в обычной одежде, с будничными, скромными прическами. Естественность и простота, умение понять и раскрыть душу непросве­щенного человека, драматизм положений и комедийность ситуаций — все это обеспечило успех автору, ставшему наконец-то театральным писателем. Пьеса принесла славу Л. Косинкой и П. Садовскому, чьи таланты засверкали именно в произведениях Островского.

Островский в москвитянинских пьесах взглянул на изображаемый мир изнутри, из глубины народной жизни. Все, что разрушает его традиции, быт, культуру, вызывает у драматурга отрицательную оцен­ку. Он понял и принял народные эстетические представления, потому столь органично в этих комедиях современные бытовые коллизии соединились с народно-поэтической стихией.

В структуру комедии «Бедность не порок» автор ввел сцены свя­точного веселья, показав сохранившиеся в народе формы скоморо­шества, фольклорной культуры, что и отразилось на драматургичес­кой стилистике пьесы, где скоморошеско-балаганное начало не про­тиворечит песенно-лирическому. Действие произведения приурочено ко времени Святок. «На улице праздник, у всякого в доме празд­ник», - говорит Митя. Ощущение праздника, атмосферы всеобщего веселья усиливается и фамилиями персонажей (Гуслин, Разлюляев). «Святочные посиделки начинаются обыкновенно не ранее 6 декабря и отличаются от всех других посиделок тем, что и парни и девушки рядятся. Это своего рода деревенский бал-маскарад»", - писал С. В. Максимов.

Чужими на этом празднике выглядят Гордей Карпыч Торцов и фабрикант Африкан Савич Коршунов, отступившие от родной куль­туры. «Теперь ему все наше русское не мило», — сетует Пелагея Егоровна, верная традициям своего сословия: «Модное-то ваше да нынешнее, я говорю ему, каждый день меняется, а русский-то наш обычай испокон веку живет!» Для Островского эстетические пред­ставления существуют неотрывно от этических, от основных принци­пов, на которых строятся отношения между людьми и которые опре­деляют взгляды на жизнь. Народный и неиспорченный чуждыми вли­яниями мир представляется драматургу наивным и добрым, человеч­ным и искренним.

Семья Гордея Карпыча Торцова испытала на себе воздействие чужеродной и эгоистически жестокой силы в лице Коршунова —

разрушителя и разлучника. Под его влиянием Торцов готов отказать от народных традиций, стал заводить в доме новые порядки, усво"0" слова «небель», «ефект», «фициянт». В русле славянофильских в11" зрений Островский категорически (правда, в мягкой, комедийной фл3 ме) осуждает такие тенденции. Позиция драматурга отразилась в 0^ разе героя-резонера Любима Торцова, который прошел путь от разпь ва с семьей, поддавшись влиянию циничных цивилизаторов, к пони манию ценности семейных устоев и домашнего очага.

Любим Торцов — это своего рода «умный дурак». На время святок он становится шутом, скоморохом — такая роль дает ему возмож­ность показать свое отношение к брату и к Коршунову. Он смеется балагурит, он весь смеховая стихия. Святки для него — это карнавал когда «грань между игрой и жизнью нарочито стерта, когда на мир разрешается взглянуть дурацкими глазами»18. «Гур, гур, гур... буль, буль, буль. <...> Я не я, и лошадь не моя, и я не извозчик», — поддраз­нивает он своих обидчиков. Благодаря Любиму в доме Торцова воца­ряется радость: изгнан Коршунов, обещана в жены Мите Люба. Не случайно с Любимом связана мысль о том, что «бедность не порок», и идея о человеческом достоинстве и ценности личности.

Драматург полностью зьщержал общую линию пьесы, воссоздав жизнь купечества в праздничном колорите. Драматические моменты (появление в доме Торцовых Коршунова, его сватовство, страдания Любы и Мити, Пелагеи Егоровны и няни) вполне сочетаются с ярко-комедийными и не взрывают, не разрушают веселого и поэтического основания пьесы.

Как и предыдущие свои произведения, Островский «Бедность не порок» читал сначала своим друзьям и знакомым. «Вот и опять тор­жество, и торжество небывалое. Успех последней моей комедии пре­взошел не только ожидания, но даже мечты мои», — писал автор М. П. Погодину (XI, 66). В театре комедия также имела большой ус­пех, она стала одной из самых репертуарных пьес драматурга.

Жанр последней москвитянинской пьесы «Не так живи, как хо­чется» Островский определил как народную драму. Примечательно, что действие здесь отодвинуто в прошлое, к концу XVIII столетия. События происходят в последнюю неделю масленицы, языческого праздника, когда люди освобождаются от регламентирующих их час­тную жизнь правил, когда на смену жестким домостроевским нормам приходят (пусть на время) непосредственные чувства, страсти, нахо­дящие выход в атмосфере всеобщего языческого веселья, отраженно в различных ракурсах.

«Да уж больно весело на улице-то: парни гуляют, девки гуляю -песни играют», — радуется Груша. В пьесе воплотился диалогич кий взгляд на народные этические и эстетические представлен ^ Отец Петра Илья, приехав в Москву из монастыря, осуждает пр

ренес-

яичное настроение, исповедует аскетическую мораль: «Народ-то д овн0 в аду кипит: шум, гам, песни бесовские! <...> Какое житье в ?иру-то нынче? Только соблазн один». Шире и человечнее смотрит на мир Агафон, отец Даши: «Я и врагу прощу, я никого не сужу». Петр «о время масленичного веселья увлекается Грушей, охладев к своей жене Даше, которую совсем недавно увез, «не спросясь ни у кого», от родителей. Он снимает с себя всякие нравственные обязательства: «Нынче дело масленичное. Уж и не погулять? <...> Мне что за дело, как люди живут, я живу, как мне хочется». Его страсть к Груше трактуется в пьесе как дьявольское наваждение, как торжество кузне­ца Еремки. И лишь благовест разрушает колдовские чары и восста­навливает гармонию в душе и в семье Петра.

В качестве несомненного достоинства пьесы современники Ос­тровского отметили ее язык, поэтичный и богатый. Композитор А. Н. Серов, восхищенный сюжетом и напевной образностью языка, написал по мотивам драмы оперу «Вражья сила».

В черновом варианте Островский сделал запись: «Идея пьесы «Божье крепко, а вражье лепко». Брак — дело божье. — Любовь и сожитие только крепки в браке, только над браком благословение, в браке мир и тишина, несчастие легче переносится, счастие усторяет-ся. Нелюбовь между супругами всегда приводит к дурному и показы­вает на отсутствие нравственных начал по крайней мере в одном из супругов» (I, 563). Эти заметки говорят о том, насколько глубоко писатель проник в народное миросозерцание. Тема семейно-бытовых отношений, мотив дома стали сквозными в его творчестве. Дом — это семья, тот мир, где складываются человеческие отношения, формиру­ются взгляды на жизнь, определяются основные ценности. Залогом его прочности является стабильность, уважение моральных принци­пов и законов своей среды, обычаев и традиций. Внешне этот дом замкнут, локально очерчен, но степень и характер типизации у драма­турга таковы, что за отдельным, конкретным домашним миром видит­ся самый мощный пласт России — не интеллектуально-аристократи­ческое меньшинство, а миллионы так называемых рядовых россиян, которые составляют национальную плоть страны.

Народный мир, каким его изобразил Островский, обладает своей философией, явленной в языке, образе мыслей и в житейских поступ­ях, своей культурой, достойной пристального внимания и серьезного

Учения. К таким итогам пришел драматург в середине 50-х годов, в

Риод своей работы в журнале «Москвитянин».

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]